Самовольная врезка в центральный водопровод – штрафы и лазейки

Самовольная врезка в центральный водопровод – штрафы и лазейки

Несанкционированное подключение потребителей внутри помещений является распространенным явлением и отражает низкий уровень бытовой коммунальной культуры у населения, стремление нажиться от «общей трубы» и решить свои проблемы за счет остальных. С 2017 года данное явление получило правовую трактовку, однако остаются вопросы, которые требуют дополнительной практической и нормативной проработки.

Виды несанкционированного подключения

Несанкционированное подключение – это подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354)).

Иными словами, несанкционированное подключение – это подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесение изменений во внутридомовые инженерные системы. Данные действия потребитель осуществлять не вправе (пп. «Е» п. 35 Правил № 354).

Наиболее распространенными видами несанкционированного подключения в многоквартирных домах являются следующие:

  1. Теплые полы, запитанные со стояка горячего водоснабжения. Тепловая энергия подогревает пол собственника (либо в санузле, либо в помещении, в целом), а затем уже остывшая вода уходит в обратку. Таким образом, осуществляется отопление со стояка горячего водоснабжения, чем увеличивается расход гигакалорий.
  2. Радиатор на балконе. Часто собственники не только ломают стену комнаты, объединяя ее с балконом (делая перепланировку), но и осуществляют вынос инженерных коммуникаций на балкон, отапливая его. Тем самым дом начинает греть улицу и теряет общий энергетический баланс. Следом начинаются перетопы верхних этажей (при подаче тепла сверху) и недотопы нижних этажей (одним жарко, другим – холодно).
  3. Подключение к электрическим инженерным сетям в обход прибора учета. Чаще всего, на общедомовой стояк перекидывается проводок в электрощитке, однако иногда встречаются и замаскированные варианты такого подключения.
  4. Изменение учета внутри помещения. Индивидуальные приборы учета перепаиваются и учитывают не весь объем потребления коммунальных услуг.
  5. Подключение газового оборудования путем самостоятельной врезки в сети газораспределения, минуя сеть газопотребления. В основном это актуально не для многоквартирных домов, а для частных домов (коттеджных поселков).

Часто мы видим ситуацию, при которой потребители намеренно допускают несанкционированное подключение при проведении первоначального ремонта. Как уже было отмечено, такие действия отражают низкий уровень бытовой коммунальной культуры, стремление обмануть управляющую домом организацию и оказаться «умнее всех». Начиная с 2017 года за несанкционированное подключение появилась ответственность.

Действия управляющей организации в случае обнаружения несанкционированного подключения

Работу с несанкционированным подключением обязан осуществлять исполнитель коммунальной услуги. Если в доме нет прямых договоров (ст. 157.2 ЖК РФ), то таким лицом выступает управляющая организация или ТСЖ.

Действия исполнителя должны иметь следующую последовательность:

  1. Составление акта о несанкционированном подключении.

При обнаружении несанкционированного подключения исполнитель составляет акт. В акте обычно указывается:

— время и место составления акта;

— данные о лицах, присутствующих при составлении;

— описание ситуации по факту несанкционированного подключения с указанием и описанием места такого подключения и его последствиях.

Акт подписывается представителем исполнителя, потребителя (допустившего незаконное подключение) и незаинтересованного лица (например, другого жителя). Если потребитель отказывается подписать акт, то об этом делается отметка, а акт направляется по почте.

  1. Уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.

На основании составленного акта исполнитель обязан направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. Такое уведомление может иметь характер предписания от управляющей организации. Акт вручается нарочным либо иным способом, позволяющим подтвердить его отправление. С учетом положения ст. 165.1 ГК РФ, акт считается доставленным и в тех случаях, если он поступил лицу, которому акт направлен (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или адресат не ознакомился с ним.

Одновременно с направлением уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение (за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги).

— исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы);

— исходя из круглосуточной работы оборудованияза период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения (либо с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за последние 3 месяца) – до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

Если мощность несанкционированно подключенного оборудования установить невозможно, то объем определяется на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.

В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 62 Правил № 354).

Таким образом, в зависимости от типа коммунальной услуги, формула штрафных санкций остается неизменной: мощность или норматив умножаются на тариф, на 3 месяца и на повышающий коэффициент 10. В итоге получается существенная штрафная санкция, которая больно бьет по карману потребителя за незаконные действия на общем имуществе.

Слабые места в регулировании несанкционированного подключения: споры с РСО

Несмотря на кажущуюся стройность и логичность, в применении штрафов за несанкционированное подключение есть ряд сложностей и проблем.

Первое. В случае прямых договоров исполнителем коммунальной услуги является поставщик ресурса (ст. 157.2 ЖК РФ). Однако чаще всего он отказывается себя признавать в качестве исполнителя и не реагирует на требования управляющей организации или ТСЖ по осуществлении им действий, предусмотренных п. 62 Правил № 354.

Читайте также:
Оформление открытого балкона — создание уютного пространства для отдыха

Логика ресурсника очень проста: весь объем коммунального ресурса, который прошел через общедомовой прибор учета, ресурсник все равно выставит или жителям или управляющей организации (включая все небалансы из-за несанкционированного подключения). Здесь иногда складывается ситуация, при которой управляющая организация хочет осуществить прекращение несанкционированного подключения, но не может (т.к. не исполнитель), а ресурсник – может, но не хочет (которому проще перекинуть небалансы на управляющую организацию).

Второе. В случае выставления штрафного расчета потребителю от поставщика ресурса, штрафные санкции за несанкционированное потребление – не вычитаются в полном объеме из коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Чаще всего поставщик ресурса просто присваивает эти деньги себе в силу прямой нормы п. 62 Правил № 354, не уменьшая многомесячно КР на СОИ для управляющей организации или ТСЖ. Эта ситуация также не является справедливой.

Позиция высших судов также говорит лишь про интересы поставщиков ресурсов, а не управляющих организаций. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.07.2019 г. № 2020-О, пункт 62 Правил № 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путём предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей. Как видим, о защите интересов управляющих организаций здесь речи не идет.

В случае нежилых помещений проверку несанкционированного подключения осуществляет:

— управляющая организация или ТСЖ, если оборудованиетакого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям;

— ресурсоснабжающая организация, если оборудование такого потребителя присоединенок централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 62 Правил № 354).

В действиях управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя есть определенная доля психологизма и драмы: потребитель, привыкший к бездоговорному потреблению выпадает из зоны комфорта и получает штрафную санкцию. Вместе с тем, такие ситуации должны своевременно пресекаться, а у жителей важно заложить в коммунальной культуре понимание о недопустимости несанкционированного подключения.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Штраф за незаконную врезку в водопровод

Что сделать, чтобы избежать штрафа за незаконную врезку в водопровод?

Размер штрафа за незаконную врезку в канализацию, водопровод не интересует.

Какой предусмотрен штраф за незаконную врезку в водопровод для рядовых граждан? Спасибо.

Как правильно оформить доверенность на другого человека, чтобы он занимался от моего имени оформлением документов на подключение к водопроводу, начиная с получения технических условий, проектированием, прокладкой и вводом в эксплуатацию водопровода. Какого типа в данном случае должна быть доверенность? Какой максимальный штраф возможен за незаконную врезку в водопровод, на основании чего и из чего рассчитывается данный штраф?

Вопрос неоднократно здесь задавался но ответы неоднозначные. Незаконная врезка в водопровод-штраф по КоАП статья 7.20 за незаконную врезку или по постановлению правительства 354 об учете водных ресурсов. Суммы сильно отличаются по этим законам.

Может ли организация начислить за незаконную врезку в водопровод штраф от 1000 до 1500? без суда?

Интересует сумма штрафа для физлиц в сельской местности Нижегородской области за незаконную врезку в водопровод?

Сделали врезку в центральный водопровод в 2012 г имеются исходные данные но нет тех. условий. Сейчас водоканал выставляет штраф за незаконную врезку. Правы они?

За незаконную врезку в трубу водопровода водоканал сказал будет штраф в размере 80000. законно ли это? и можно ли его уменьшить?

На вашем сайте написано, что за незаконную врезку в водопровод физическим лицом штраф 1000-1500, мне сегодня озвучили другие расценки,: 15 труба – 46000, если 20 диаметр то 86000, а т.к. я пришла сама, то сумма делится на пополам. Могу ли я как то обжаловать эту сумму? Врезка была произведена 4 дня назад.

Купили месяц назад дом. Сразу пошли делать договор на воду с горводоконалом. Как оказалось у нас нет тех условий и проекта, хотя все трубы уже проведены и вода в доме есть. Требуют оплатить штраф 115000 р за незаконную врезку. Должны ли мы оплатить этот штраф или это должен сделать бывший собственник дома, который утаил информацию о незаконной врезке в водопровод. Как поступить.

В г.Белгород за одну незаконную врезку в водопровод частный дом горводоканал штрафует в размере 30 т. р. за месяц пользования и если нет возможности установить общий срок штраф рассчитывают за 6 месяцев (180 т. р.) ссылаясь на местные законодательные акты. Законно ли это?

Ситуация следующая. Была линия водопровода проложенная, 5 лет назад её передали на баланс водоканалу. Специалисты ходили по дворам, обязывали ставить водомеры. Проживает там моя мама, инвалид. На тот момент она не знала этого, мы пользовались скважиной. И вот недавно пришли представители, оставили предписание. Мы вызвали специалистов, которые пояснили, что нужно делать проект и тех. условия, и платить штраф, за незаконную врезку. Проект и тех. условия, порядком 100000 рублей. Врезка была сделана, до передачи на баланс водоканала. Обязательно делать проект и тех. условия, в данном случае?

Читайте также:
Садовые инструменты своими руками - полезные самоделки для дачи, пошаговая фото инструкция

Помогите советом! Два года назад купили дом, вода в доме уже была, спустя два года к нам пришли с (водоканала) и выписали нам предписание! С этим документом мы пришли в саму организацию, там нас сразу отправили к юристу, которая начала объяснять, что за незаконную врезку, нам полагается штраф за пол года в размере 120 тыс., но так как она (сама доброта) то выпи шит нам штраф только за один месяц в размере 12 тыс., при этом заверила, что все законно! Но если мы откажемся платить, организация подаст в суд и платить мы будем уже 120 тыс.! При этом это достаточно массовое мероприятие, т.е на штрафы попала большая часть частного сектора! Да и еще, женщина, которая выписывала предписания настоятельно советовала отказываться от всех штрафов! Врезку делал бывший хозяин, от летнего водопровода! Подскажите пожалуйста, что нам делать!?

Я купил участок в кредит, на котором незаконная врезка к водопроводу. 1.5-2 недели назад сотрудник водоканала позвонил и сказал что из земли медленно вытекает вода и по моему приезду показал что течь скорее всего идет из врезной трубы, которая скорее всего сгнила со временем и протекает. Я захотел официально подключиться, на что в водоканале мне сказали:

1. необходимо сначала поставить заглушку, чтобы вода не вытекала.

2. оплатить воду за летний период 5625 т. р. (уже оплатил)

3. оплатить штраф за незаконную врезку и вытекшую воду

4. оплатить подключение за воду 19515 т. р. вопрос: что я должен сейчас делать? О какой сумме идет речь и что я могу сделать чтобы не платить или оплатить по мнимому?

Как оформить договор на водоснабжение жилого дома если многократные наши обращения к местному ЖКХ остаются без удовлетворения? Несколько лет назад водопровод принадлежал другой организации и нам самим разрешили подключится к нему. В 2001 году оформили регистрацию жилого дома но там не жили т.к. есть квартира.. В прописке с 2007 года один человек. Фактически начали жить два человека с 2010 года.

После перехода водопровода в местное ЖКХ с нас не принимают собранный пакет документов. Не оформляют договор. Требуют сначала оплатить штраф за незаконную врезку. Затем за потребление воды с момента регистрации жилого дома. И еще за что-то.

Законные ли их требования?. (по их подсчетам сумма за оформление договора колеблется от 50 до 88 тыс. руб. хотя они сами ничего не строили не прокладывали эту сеть)

Адвокаты. У меня спор с водоканалом. Я являюсь абонентом водоканала с 1997 г. Долга по оплате нет, есть справка. Требуют предоставить документы на врезку, если не предоставлю, требуют оплатить техусловия на врезку.

Понимаю, что чушь! Но события развивались в следующем порядке:

– на земельном участке два жилых дома: литер А и литер Б;

– оба дома запитаны с магистрального водопровода;

– в 1994 году дом литер Б сгорел, погорельцам предоставили другое жилье, а мне на основании постановления главы поселка разрешили восстановить литер Б. Я восстановила и живу по сей день, являясь абонентом и оплачиваю услуги ежегодно;

– в 2013 г. пришло письмо без подписи, без печати без исх. № с требованием оплатить штраф за выявленную дополнительную незаконную врезку для подачи воды на соседний участок;

– в их адрес я направила требование предоставить источник информации и предъявить Акт комиссии (на самом деле никакой комиссии не было, так как мои ворота закрываются и попасть в мое отсутствие никто не может, врезки на самом деле, конечно, не было!);

– за подписью начальника водоканала пришел ответ, что тем самым я не отрицаю факт врезки самовольной и требовали предоставить доступ без указания времени, даты;

– Решив, если им необходимо, то пусть официально уведомят о приходе, чему я конечно, сопротивляться не должна, успокоилась;

– в 2015 г. всем совладельцам пришли квитанции на оплату, мне – нет;

– обратившись в организацию, они мне сообщили такую хрень, что если проекта нет, то я должна его выполнить!

Есть еще ВАЖНОЕ уточнение:

На магистрали отсутствует колодец с врезкой на литер А и литер Б, основная врезка подходит к моему дому литер Б, а литер А запитан от основной врезки. По утверждению соседей, врезка в магистральный трубопровод осуществлялась в 80-е годы.

Мои предположения таковы, поскольку в доме литер А живет работник водоканала, не желает ли водоканал восстановить колодец на магистрали за мой счет?

30 июня (послезавтра) иду на прием к начальнику, подскажите, пожалуйста, какова должна быть моя позиция?

Какая предусмотрена ответственность за незаконную врезку в водопровод?

Печальный опыт наших сограждан показал: получать коммунальные услуги честно всегда дешевле. Самовольное подключение к сетям водоснабжения, например, к собственной бане, уличной колонке без разрешительных документов, считается противозаконным, за что предусмотрены штрафные санкции и иные меры ответственности.

Кто имеет право подключать

Организации, являющиеся владельцами магистральных сетей, берут плату за предоставление услуг населению по водоподаче и водоотведению. Кроме того, несут ответственность и издержки за их эксплуатацию. Поэтому при необходимости врезки, хозяин объекта должен обязательно согласовать техническую возможность такого подключения. Исполнительная организация проконтролирует все этапы монтажа к транзитному потоку.

Читайте также:
Сварка пластиковых труб — волшебная технология создания водопровода

Что считается незаконной врезкой

Правовое толкование понятия «несанкционированное подключение к водопроводу» определяет использование услуги без оформления официальных взаимоотношений с предприятием водопроводно-канализационного хозяйства (далее ВКХ) или технические погрешности при выполнении регламента (постановление Правительства РФ № 167 от 12.02.1999). Это:

  • переоборудование несущих сливов, подводов, иных конструкций;
  • демонтаж и замена счетчиков в личных интересах;
  • отсутствие договорных отношений с обслуживающей организацией.

Самовольное пользование системами водоснабжения – это нарушение, при котором поставщик имеет основания предъявить судебный иск по взысканию ущерба (ст. 7.20 КоАП РФ).

Правила подключения к водопроводной сети

Поскольку работа систем контролируется предприятиями ВКХ, то монтирование новых ответвлений входит в функциональные обязанности специалистов службы. Участие в процедуре возможно по предварительной договоренности с соответствующей организацией – поставщиком. Этапы законной врезки следующие:

  • заключение соглашения на оказание услуги, оплата;
  • проведение работ – укладка труб согласно проекту и т. д.;
  • ввод в магистральную систему при помощи технических приборов и с участием специалистов;
  • монтаж и поверка счетчиков воды.

Для минимизации конфликтов между ВКХ и потребителем в вопросах соблюдения правил эксплуатации, соответствия средств измерения метрологическим характеристикам, процедура контроля таких приспособлений в России является обязательной. Осуществляется согласно требованиям:

  • Федерального закона РФ от 26.06.2008 №102–ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об обеспечении единства измерений»;
  • постановления Правительства России от 06.05.2011 № 354 (ред. от 27.03.2019 с изм. от 10.07.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вместе с «Правилами предоставления …».
  • для абонентов столицы дополнительное разъяснение, содержится в постановлении Правительства Москвы от 27.07.2019 № 831–ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 №77–ПП».

Теперь проверка осуществляется по рекомендуемым указаниям в техническом паспорте счетчика. Обычно – это каждые 4 года для прибора учета горячей воды, 6 – для холодной. Во время эксплуатации абоненты должны строго следовать правилам общего пользования коммунальными водопроводом и канализацией. Запрещается:

  • привлекать лиц, не имеющих разрешения на проведение соответствующих работ;
  • включать в монтаж приборы, не соответствующие техническому регламенту врезки;
  • вносить какие-либо изменения, связанные с работой счетчиков и других контрольно-измерительных приспособлений.

Игнорирование вышеуказанных условий может обернуться неблагоприятными последствиями:

  • снижение давления в трубах на всех этажах домостроения;
  • вследствие отсутствия или недостаточной дезинфекции воды – ухудшение ее питьевых свойств;
  • неграмотное проведение монтажа скажется на работе всей системы в целом;
  • возникновение разногласий между абонентами (затопление и т. д.).

Соблюдение техники безопасности является неоспоримым условием на всех этапах эксплуатации оборудования.

Читайте также:

Необходимые документы

Перечень предоставляемой информации уточняется в водоснабжающей организации населенного пункта. Обычно он следующий:

  • заявление на установку;
  • разрешение местной администрации (выдается, если имеются выводы организации ВКХ о возможности врезки);
  • техусловия;
  • нормативно-техническая обоснованность, проект;
  • договор.

Подготовка документов – довольно ответственный этап. От него во многом зависит успех дальнейших действий.

Какие последствия несанкционированного подключения

Самовольная незаконная врезка в водопровод является поводом для привлечения лица к административному наказанию. Ответственность может быть и уголовной, если правонарушение будет расценено как хищение (ст. 165 УК РФ).

К водопроводу

Незаконное подсоединение подлежит приведению в первоначальное состояние. Штраф за самовольное подключение воды предусматривается постановлением Правительства РФ №776 от 04.09.2013, содержащим «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод», а также ст. 7.20 КоАП РФ. Может составить:

  • гражданам 1000–1500 р.;
  • должностным лицам до 3 тыс. р.;
  • юридическим – до 30 тыс. р.

Сумма погашения за использованный ресурс определяется пропускной способностью трубы в течение 24 часов со скоростью 1,2 м/с. Например, при диаметре в 15 мм за 30 суток возмещение составит примерно 8626,89 р. (S = P*D*V, где P – сечение трубы, м3; D – дней в прошедшем полугодии; V – стоимость м 3 ).

Причем от нарушителя потребуют оплату за демонтаж установленного оборудования для незаконного отбора воды и за последующую процедуру подключения. Поставщик, понесший материальный ущерб, имеет право заявить о своих претензиях в рамках уголовного дела, и тогда штраф за врезку в водопровод может быть начислен за 3 года.

К канализации

Еще одна проблема для ВКХ. Водоотведение согласно «Правил пользования коммунальными системами» – это организация доставки сливных отходов от абонента к месту очистки. Незаконная врезка в канализацию – еще один вид нарушения регламента эксплуатации магистральных трубопроводов. Правовая база регулирования проблем самовольных монтажей, наказаний и сумм возмещения та же. Однако в ситуации с канализацией нарушители обязаны:

  • основываясь на п. 34 «Правил предоставления коммунальных услуг…» от 23.05.2006, а также постановлении Правительства РФ №307 оплатить несогласованную эксплуатацию системы за 6 месяцев, начиная отсчет с момента обнаружения либо последней проверки (но до 3 лет);
  • провести демонтаж несанкционированной части системы отведения.

Штраф за незаконную врезку в канализацию «выливается» не только в значительные финансовые, но и репутационные потери для хозяина. Выявленные при проверочных рейдах нарушения фиксируются в заключении выездной комиссии.

Акт о самовольном подключении

На основании п. 63 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 специалисты при обнаружении «новых»присоединений должны дать письменное заключение. Документ станет основанием для дальнейшего решения вопросов по санкциям. Акт о самовольном подключении к водопроводу содержит следующую информацию (см. образец документа ниже):

  • временные характеристики;
  • расположение объекта;
  • данные проверяющих лиц;
  • выявленные факты нарушения;
  • сведения о хозяине;
  • описание места незаконной врезки;
  • информацию об организации – поставщике, к магистрали которой производилось присоединение отвода.
Читайте также:
Отличия инженерной доски от паркетной

Документ подписывается официальными лицами, а также потребителем. На основании предъявленной доверенности права хозяина может защищать его представитель. В случае отсутствия проверяемых лиц, для засвидетельствования факта привлекаются соседи. Нарушитель уведомляется письмом.

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Можно ли избежать ответственности

Рассмотрим основные варианты.

  1. Узаконить нелегальную врезку – денежные затраты при этом будут наименьшими, нежели суммы на возмещение убытков и погашение штрафов.
  2. Ликвидировать последствия.
  3. Потребитель не имел понятия о незаконном отведении, или, несмотря на несанкционированное подключение, продолжал производить оплату в полном объеме.

В любом случае нелегальная экономия не принесет ожидаемого результата.

Как узаконить врезку

При обращении в территориальный абонентский отдел обслуживающей организации ВКХ написать заявление и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • подтверждение права собственности на домовладение, техпаспорт;
  • техническую информацию по водоснабжению.

При проведении врезки без нарушений СНиПов, её демонтаж можно не производить. Следующим этапом будет сбор требующихся документов (разрешения, согласования, справки). Для экономии времени, средств и нервов можно обратиться в частную компанию, оказывающую платные услуги по всем видам монтажа наружных сетей водопровода и канализации. Обычно пишется заявление на присоединение нового участка линии и составляются проектные документы. Избавление от проблемы – дело времени.

Судебная практика

Анализируя разнообразие и многочисленность вынесенных инстанциями Фемиды решений по рассматриваемой проблеме, можно с уверенностью сказать, что граждане все чаще пытаются переложить свои финансовые проблемы на чужие плечи. В этой роли зачастую выступают коммунальные службы. Судебная практика четко показывает итоговое начисление немалых штрафов, а иногда и привлечение к уголовной ответственности за несанкционированное подключение к водопроводу. Но взглянуть более осмысленно на ситуацию и вразумить наших соотечественников получается не всегда.

Итоги

Норматив потерь (утечек) по России составляет от 20 до 25%. А вода – стратегический ресурс, и за него нужно платить. Поэтому так важно соблюдение баланса между объемами ее добычи и реализации. Для решения этой проблемы во многих регионах страны вводятся в том числе и временные моратории. Абоненты, которые воспользуются льготным периодом и заключат соглашения, оплачивать уже полученную услугу не будут. Причем для того чтобы попасть под его действие, достаточно одного заявления от абонента, а документы можно собирать уже позже.

Самовольное подключение к сетям водоснабжения – незаконное использование водных ресурсов. Это является не только правонарушением, но может спровоцировать непредвиденные и опасные последствия, в том числе серьезные поломки в системе водопровода. К сожалению, многих недобросовестных пользователей не останавливает возможное наказание, поэтому ежегодно количество случаев нелегального пользования водопроводом неуклонно растет.

Когда подключение к системе водоснабжения считается самовольным?

В правовой среде, самовольная врезка в сеть водоснабжения означает несанкционированный доступ лица к ресурсу без заключения соглашения с поставщиком воды или при выявленных нарушениях правил технического регламента на данные работы. Легальное подключение осуществляется только после заключения соглашения с водоканалом и получения разрешения на транспортировку воды.

Нарушением является использование водопроводной сети без установки учетных устройств или счетчиков. Приборы нужны для того, чтобы отслеживать фактический расход воды, а их отсутствие делает данную задачу невыполнимой для контролирующих органов. Согласно действующему законодательству, абонент – лицо, обладающее объектами водоснабжения, подключаемыми к системе водоподачи по договору с Водоканалом.

Нормативная база

Процедура подключения к водоснабжающей системе регулируется рядом нормативно-правовых актов. Так, порядок данной процедуры устанавливает Постановление Правительства РФ №167 «Правила использования систем коммунального водоснабжения и канализации России». Далее, следует Постановление ПРФ №354 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Согласно вышеперечисленным документам, самовольная врезка труб без составления договора с водоснабжающей компанией признается незаконной. Руководствуясь этими правилами, коммунальная служба может подать иск на нарушителя.

В ст. 20 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» выделены объекты, подлежащие обязательно учету. Сюда относятся количества:

  • воды, транспортированной пользователю за определенное время согласно условиям водоснабжения;
  • воды, полученной лицом, эксплуатирующим участок водопровода;
  • стоков, полученных от абонента и транспортируемых специализированными организациями.

Административное наказание за самовольное подключение водоснабжения устанавливается статьей 7.20 КОАП РФ «Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения». Ее правовая база основана на Постановлении РФ №167 от 12.02.99 и ряде других нормативных документов. Контроль соблюдения правил потребления водных ресурсов осуществляют должностные лица, представляющие органы, ответственные за объекты водоснабжения, а также полиция (статьи 23.23 и 28.3 КОАП РФ)

Правила подключения к водоснабжению

Поскольку водопровод находится под контролем коммунальной службы, то подключение новых абонентов находится в компетенции данных специалистов. Самостоятельное подключение также возможно, но только после предварительного согласования этого вопроса с коммунхозом. Тогда процедура врезки будет осуществляться коммунальщиками.

Врезка водопровода происходит в три этапа:

  • заключение договора с ВКХ;
  • прокладывание трубопровода;
  • подключение к магистрали в соответствии с законодательными требованиями.

Элементы водопровода должны соединяться с магистралью определенным образом с использованием специализированного оборудования. К работам допускаются только сотрудники организации-поставщика воды, в обязательном порядке устанавливаются счетчики, производятся плановые техосмотры водопроводного оборудования.

Читайте также:
Наливной теплый пол - варианты создания

Абоненту запрещается:

  • пользоваться неквалифицированными услугами при проведении водопровода;
  • подключать к системе приборы, непредусмотренные правилами процедуры врезки;
  • вмешиваться в работу счетчиков и других контрольно-измерительных инструментов;
  • сливать воду из теплового оборудования.

Наказание за самовольное подключение водоснабжения

Самовольное подключение водоснабжения является причиной для применения штрафных санкций:

  • для организаций – от 20 до 30 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — 2-3 тыс. руб.;
  • для граждан и индивидуальных предпринимателей – 1-1,5 тыс. руб.

Представители ВКХ составляют акт, где указывают выявленные в ходе проверок нарушения, сведения о нарушителе и поставщике услуг. На основании этого документа лицо привлекается к административной ответственности.

Если был выявлен факт длительного незаконного использования воды, нарушителю грозит штраф, который рассчитывается по формуле S = P*D*V, где P – максимальный диаметр труб, м3; D – дней в прошедшем полугодии; V – стоимость м3 воды. Результат умножают на число дней, когда вода потреблялась нелегально. Его величина может быть гораздо больше размера ежемесячных выплат за пользование водой.

Помимо штрафов за самовольное подключение водоснабжения, правонарушитель может попасть под уголовную ответственность, регулирующуюся статьей 165 УК РФ. Тогда лицу грозит лишение свободы, поскольку такое преступление расценивается как хищение имущества.

В любом случае, при обнаружении нелегальной врезки, ее демонтируют и объект останется без водоснабжения.

Незаконное подключение водопровода к скважине

К скважинам чаще всего подключают частные жилища. Это не только дешево, но и позволяет пользоваться коммуникациями автономно, поскольку источник воды нецентрализованный. Однако, подземные источники являются полезными ископаемыми и попадают под требования ФЗ РФ №2395-1 «О недрах», в котором говорится о том, что для пользования недрами нужно получить лицензию. В частности это относится к предпринимателям.

Поскольку в артезианской скважине находится много пресной воды, такой источник является стратегическим. Статья 19 ФЗ РФ № 2395-1 определяет возможность использовать запасы воды из скважины без лицензии только те, которые не числятся на балансе государства, и количества выкачанной воды не более 100 м3 в сутки. Кроме того, водоносные горизонты не должны относиться к системе централизованного водоснабжения. Любые коммерческие действия в отношении воды запрещены и требуют наличия лицензии: ресурс можно использовать только для личных нужд.

Самовольное подключение водопровода к бесхозяйному колодцу

Учет бесхозных объектов предполагает определенные трудности для управляющих органов. Обязанности и ответственность по обслуживанию системы водоснабжения без собственника переходят к муниципальным учреждениям, которые содержат такие объекты за счет бюджетных средств.

Согласно статье 8 ФЗ РФ № 416, за эксплуатацию выявленных бесхозных колодцев отвечает РСО после утверждения акта передачи объекта в собственность ВКХ. Следовательно, подключение к колодцу, поставленому на учет, осуществляется также как и процедура врезки в централизованную сеть водоснабжения – после заключения договора и проведения инженерных работ на участке водопровода.

Доначисление

Подобная ситуация нормируется пунктом 62 Постановления ПРФ №354. Доначисление размера оплаты за эксплуатацию водопроводной сети производится по результатам расчета объема использованных водных ресурсов. Если невозможно определить этот показатель, доначисление производится на основании норматива потребления воды, значения которого будет скорректировано специальным коэффициентом, равным 10. Тогда, объем потребленных услуг рассчитывают с учетом количества собственников помещения.

Перед тем, как провести доначисление за неразрешенное подключение к коммунальным системам, необходимо установить факт несанкционированного доступа к ресурсам. Для этого сотрудники службы проверяют:

  • исправность и работоспособность счетчиков;
  • наличие пломб и других инструментов, фиксирующих незаконное вмешательство в работу оборудования;
  • отсутствие уязвимостей в соединениях между приборами контроля и учета потребленных услуг.

Возможные последствия самовольного подключения к системе водоснабжения

Незаконное подключение к водопроводной магистрали не только несет материальный ущерб службе, отвечающей за водопровод, но и представляет опасность для нарушителей и их соседей. Незаконная врезка ухудшает качество питьевой воды, приводит к загрязнению трубопроводов и становится причиной развития опасных микроорганизмов в воде, таких как кишечная палочка и так далее.

Еще одной распространенной ситуацией, возникающей при несанкционированной врезке, являются серьезные технические нарушения в системе водоснабжения. Так, может произойти уменьшение напора воды или наоборот – повышение давления ее подачи. При неправильном прокладывании водопровода, трубы перемерзают зимой, что также ведет к серьезным поломкам системы. Поэтому так важно проводить подключение и обслуживание водопровода посредством специализированных служб.

Действия если подключение к сети без разрешения уже осуществлено

Иногда новоиспеченные владельцы жилья обнаруживают, что оно подключено к центральной системе водоснабжения нелегально. Нередко в ситуациях самовольного подключения водоснабжения очень непросто доказать свою непричастность к нарушению закона. Граждане, которые обнаружили, что используют воду на незаконных основаниях, обязаны незамедлительно сообщить об этом в коммунальную службу.

Как правило, после выявления факта самовольного подключения водоснабжения, собирается комиссия, которая составляет соответствующий акт и отключает пользователя от водопровода. Если у лица есть доказательства о непричастности к нарушению, то санкций можно избежать. В таком случае понадобится легализация подключения к сети. Врезка, произведенная с соблюдением требований СНиП не демонтируется, однако пользователь ресурса должен собрать пакет документов, включая разрешения, справки, техническую документацию.

Лицензированием нелегальной врезки занимаются организации, располагающиеся на территории местного водоканала. Там помогут составить заявление на подключение новой линии. Это поможет избежать возможных штрафов и других наказаний.

Читайте также:
Пробковый пол - клеевой или замковый

Судебная практика

Ниже представлены примеры, взятые из судебной практики в виде исков в отношении лиц, которые самовольно подключились к водоснабжению:

  1. Водоканал города А подал иск на гражданина Б о взыскании оплаты за незаконное подключение к сети водоснабжения. Жилье ответчика отключили от системы, а суд на основании свидетельских показаний постановил взыскать с Б сумму денег, которую требовал Водоканал и судебные расходы. Ответчик может подать апелляцию в течении недели со дня вручения ему копии судебного решения.
  2. Водоканал ООО «Б» подал в суд иск в адрес В о взыскании долга за пользование водными ресурсами и канализацией без заключения договора. Гражданин В – собственник нежилого объекта, в результате проверки которого было установлено, что водопровод подключен незаконно. Ссылаясь на правила пользования системами водоснабжения, суд постановил, что ответчик обязан выплатить сумму, которую требует Водоканал ООО «Б» и расходы на госпошлину за судебное разбирательство.

Нюансы

Согласно правилам использования систем водоснабжения и канализации, физические и юридические лица обязаны выполнять следующие предписания:

  • для обслуживания водопровода и контрольно-измерительного оборудования допускать только сотрудников из организаций, обслуживающих водоканал;
  • соблюдать технику безопасности при пользовании сетями;
  • не вмешиваться в работу водопровода.

Администрация Муниципального образования поселок Боровский

официальный сайт

  • Главная
  • МО Боровский
  • Администрация
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Контакты
  • ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Вы здесь

ОФИЦИАЛЬНО

    • Выборы
    • Дума
      • Состав думы
      • Планы
      • Проекты муниципальных правовых актов
    • Приемная
      • Телефонный справочник
    • Муниципальные правовые акты
      • Распоряжения администрации
      • Постановления администрации
      • Решения Думы
    • Строительство, благоустройство и архитектура
      • Правила
      • Генеральный план
    • Формирование кадрового резерва
    • Экономика и финансы
      • Бюджет
      • Инвестиции
      • Потребительский рынок
      • Программы
      • Социально-экономическое развитие
    • МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
      • Реестр муниципальных услуг
    • Малый и средний бизнес
      • Поддержка предпринимательства
      • Совет по развитию МСП
      • Информационная поддержка субъектов МСП
    • Жилищно коммунальное хозяйство
      • Раскрытие информации регулируемыми организациями
      • Новости ЖКХ
      • Законодательство в сфере ЖКХ
      • Тарифы ЖКХ
      • Капитальный ремонт многоквартирных домов
      • Схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения
      • Подготовка к осенне-зимнему периоду 2020-2021 гг.
    • НО “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области”
    • Аренда, продажа имущества
      • Перечень имущества для предоставления в аренду СМСП
      • Проведение торгов
    • Закупки
    • ГО и ЧС
    • Владельцам домашних животных
    • Антикоррупционная экспертиза и общественное обсуждение
    • Газета «Боровские вести»
    • БЕЗОПАСНОСТЬ
    • Защита прав потребителей
      • Информация в сфере защиты прав потребителей
      • Управление Роспотребнадзора по Тюменской области
    • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН
    • Информационная поддержка субъектов МСП
    • МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
    • ВАКАНСИИ

КАТАЛОГ ОРГАНИЗАЦИЙ

    • Учреждения
      • Здравоохранение и социальные услуги
      • Спорт
      • Образование
      • Культура
    • Предпринятия

О поселке

численность – 19 450 чел

общая площадь – 1 698,7 га

Глава муниципального образования поселок Боровский

Сычева Светлана Витальевна

  • МУП ЖКХ
  • МАУ ЦФСР “Олимпия” ТМР

Мы в соцсетях:

Ответственность за незаконную врезку в водопровод

Если при проверке была обнаружена нелегальная врезка труб, представители обслуживающей организации составляют акт самовольного подключения к водопроводу. В нем указывается дата и место проведение проверки, нарушения, зафиксированные в ходе проверки, обозначается информация о предприятии-поставщике и об абоненте, указывается точная дата и время проверки.

На основании данного акта абонент может быть привлечен к административной ответственности – когда происходит самовольное подключение к водопроводу в судебном порядке (ст. 7.20 КоАП РФ) — в виде наложения административного штрафа: – на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; – на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей; – на юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей. Также правонарушитель рискует попасть под действие пункта «Б» части третьей статьи 158 УК РФ и стать преступником – это повлечет за собой лишение свободы.

Помимо выплаты штрафа, на абонента будет наложено обязательство по оплате неучтенной воды из расчета максимальной пропускной способности нелегально врезанных труб, умноженной на двадцатичетырехчасовое потребление в течение последних шести месяцев. Сумма, скорее всего, превысит абонентскую плату за водопотребление на протяжении нескольких лет. Поэтому пользоваться водопроводом легально – куда дешевле. Также могут проявить себя бытовые последствия нелегальной врезки водопроводного оборудования – упадет давление воды во всем доме, если речь идет о многоквартирном помещении, может испортиться качество воды, так как самостоятельно продезинфицировать трубы и провести анализ поступающей жидкости сможет далеко не каждый. К тому же качество самостоятельно проведенной работы может быть не идеальным, что повлечет разрушение системы водоснабжения, жилищные споры с соседями, а также порчу имущества.

Каждый решает индивидуально, пользоваться ли водопроводом в соответствии с действующим законодательством, не боясь проверок и, в случае неисправностей, спокойно прибегая к помощи специалистов, или нелегально врезать трубы, рискуя испортить систему водоснабжения и получить драконовские штрафы. Стоит лишь помнить о том, что нелегальная экономия не является эффективной.

Администрация МО п. Боровский

Самовольная врезка в центральный водопровод – штрафы и лазейки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 8 июня 2020 г. N 310-ЭС19-27707 по делу N А62-1168/2018 Постановление апелляционного суда об отказе во взыскании задолженности за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения оставлено без изменения, поскольку истцу не принадлежат на законном основании сети, к которым присоединены канализационные сети объекта, арендуемого ответчиком, а следовательно, истец не вправе требовать с ответчика долг по оплате услуг водоотведения

Резолютивная часть определения объявлена 1 июня 2020 г.

Читайте также:
Сколы на ванне - как устранить

Полный текст определения изготовлен 8 июня 2020 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Кирейковой Г.Г.,

судей Ксенофонтовой Н.А. Д.В. и Шилохвоста О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Жуковская Энергетическая Компания” на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.11.2019 по делу N А62-1168/2018.

В судебном заседании в режиме онлайн с использованием информационной системы “Мой Арбитр” приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью “Жуковская Энергетическая Компания” – Русаков В.В. (доверенность от 09.04.2020 б/н);

общества с ограниченной ответственностью “Коммунальные системы “Жуково” – Семенов А.А. (доверенность от 09.01.2020 б/н).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г., объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

общество с ограниченной ответственностью “Коммунальные системы “Жуково” (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Жуковская Энергетическая Компания” (далее – компания) о взыскании 401 417 руб. 25 коп. задолженности за самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения за период с 06.07.2017 по 09.10.2017, а также 72 255 руб. 10 коп. пеней за период с 13.11.2017 по 20.09.2018 с последующим начислением неустойки по день фактической оплаты долга (с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.

Арбитражный суд Центрального округа постановлением от 06.11.2019 отменил постановление апелляционного суда и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Компания обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и кассационной инстанций норм права, неполное исследование судами фактических обстоятельств дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и оставить в силе постановление апелляционного суда.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г. от 13.04.2020 кассационная жалоба вместе с делом N А62-1168/2018 передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В судебном заседании в режиме онлайн представитель компании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель общества с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Администрация своих представителей в Верховный Суд Российской Федерации не направила. В соответствии с частью 2 статьи 291.10 АПК РФ неявка лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в отзыве на нее, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 06.07.2017 между администрацией (арендодателем) и компанией (арендатором) заключен договор аренды нежилого помещения N 2 (далее – договор), согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-н, д. Жуково, для использования под баню.

В соответствии с соглашением от 09.10.2017 названный договор аренды расторгнут, здание бани передано арендодателю.

В период с 06.07.2017 по 09.10.2017 арендованный объект был подключен к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.

Общество, использовавшее на основании договора аренды с администрацией от 11.11.2014 артезианские скважины и водонапорные башни, являлось организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение в отношении объекта компании.

Кроме того, общество, несмотря на истечение срока действия заключенного им с администрацией договора аренды от 01.06.2013 N 3, фактически продолжало пользоваться объектами водоотведения и оказывать соответствующие услуги.

Компания (абонент) 07.07.2017 обратилась к обществу с просьбой заключить договоры водоснабжения и теплоснабжения, ссылаясь на договор аренды бани и социальную значимость объекта снабжения коммунальными ресурсами.

Общество 14.07.2017 уведомило о приостановлении рассмотрения заявки в связи с отсутствием документов, предусмотренных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее – Правила N 644).

Компания 01.08.2017 представила заявку для заключения договоров водоснабжения и теплоснабжения с приложением документов, а также просила согласовать установленные приборы учета, направив паспорт счетчика водоснабжения.

Общество, которое ранее являлось арендатором спорного объекта, в письме от 04.08.2017 сообщило о несоответствии заявки Правилам N 644 и об отсутствии необходимых документов, в том числе подтверждающих подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам водоснабжения, и документов и сведений, относящихся к договору водоотведения.

Компания 17.08.2017 представила отдельные заявки на заключение договоров водоснабжения и теплоснабжения с документами, повторно просила согласовать установленные в бане приборы учета, дополнительно направив 05.09.2017 заявки на допуск узлов учета в эксплуатацию.

Читайте также:
Плюсы и минусы ламинации окон в доме. Как правильно проводить работы своими руками?

Общество направило абоненту проекты договоров теплоснабжения и единого договора водоснабжения и водоотведения.

В письме от 12.09.2017 компания настаивала на заключении договора водоснабжения, поскольку согласно письму администрации объекты водоотведения у общества отсутствуют.

В письме от 26.09.2017 общество отказало в принятии узла учета холодного водоснабжения в эксплуатацию, поскольку договор холодного водоснабжения не заключен.

Последующая переписка к заключению договора холодного водоснабжения не привела, холодная вода и сточные воды ответчиком не оплачивались.

Ссылаясь на неоплату компанией фактически оказанных услуг по водоснабжению и водоотведению в спорный период, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, размер которого исчислен по подпункту “а” пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее – Правила N 776), как при самовольном пользовании централизованными системами водоснабжения и водоотведения.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался статьями 330, 539-548, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, Правилами N 644, Правилами N 776 и исходил из доказанности самовольного потребления ответчиком холодной воды и самовольного пользования услугами отведения сточных вод в спорный период.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав переписку сторон относительно заключения договора водоотведения, исходил из того, что истцу не принадлежат на законном основании сети, к которым присоединены канализационные сети объекта, арендуемого ответчиком, а следовательно, общество не вправе требовать с компании долг по оплате услуг водоотведения.

Вместе с тем, принимая во внимание, что у ответчика имелась возможность потреблять ресурс в виде холодной питьевой воды, поставляемой обществом, апелляционный суд предложил истцу представить расчет стоимости потребленного ресурса, например, исходя из норматива, однако истец такой расчет выполнить отказался. С учетом этого суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.

Суд округа, отменив постановление апелляционного суда, поддержал выводы суда первой инстанции, указав на незаключение ответчиком договора и непредставление необходимых документов.

Между тем судами первой и кассационной инстанций не учтено следующее.

Общество основывает исковые требования на самовольном пользовании компанией централизованной системой холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения – пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Таким образом, самовольное пользование системой водоснабжения или водоотведения, выражающееся в отсутствии соответствующего договора, характеризуется недобросовестным поведением абонента, вопреки требованиям действующего законодательства использующего коммунальный ресурс (услугу) без намерения заключить договор.

В данном случае компания приняла меры к заключению договора водоснабжения, направила заявку, а также по состоянию на 17.08.2017 приложила необходимые документы, с чем истец согласился.

В ответ на заявку от 17.08.2017 общество направило компании проект единого договора водоснабжения и водоотведения, в то время как абонент настаивал на заключении договора водоснабжения, поскольку согласно имеющейся у него информации (письмо администрации – том дела 1; лист 97) объекты водоотведения у общества отсутствовали.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности абонента заключить именно единый договор водоснабжения и водоотведения; из перечисленных в пункте 4 Правил N 644 договоров он вправе при наличии обоснованных сомнений в том, надлежащей ли является ресурсоснабжающая организация, заключить отдельно договор водоснабжения и водоотведения.

В связи с изложенным вывод судов первой инстанции и округа о том, что договор водоснабжения (водоотведения) сторонами не заключен ввиду несоблюдения компанией порядка заключения договора, установленного действующим законодательством, и непредставления по требованию общества всего пакета документов, обязательного для заключения такого договора, является ошибочным и противоречит материалам дела. Более того, как бывший арендатор бани, общество осведомлено о подключении объекта абонента к централизованной сети водоснабжения и водоотведения.

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и поведение сторон при заключении договора, сделал основанный на имеющихся в материалах дела документах вывод о том, что действия ответчика по заключению договора водоснабжения в соответствии с Правилами N 644 не составляют оснований для квалификации их в качестве самовольного пользования централизованной системой холодного водоснабжения, в связи с чем он не должен нести негативных последствий, предусмотренных для таких случаев.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, определение истцом объема потребленного ресурса за спорный период расчетным методом на основании подпункта “а” пункта 16 Правил N 776 неправомерно. Иной расчет стоимости потребленного ресурса истец выполнить отказался, о проведении судебной экспертизы не просил.

Вместе с тем ошибочным является вывод апелляционного суда об отсутствии у общества права на оказание услуг водоотведения, поскольку истец, которому на спорный период утверждены тарифы на водоотведение, фактически продолжал владеть и пользоваться объектами коммунальной инфраструктуры; сети водоотведения собственником не переданы в пользование иному лицу.

Однако указанный вывод суда апелляционной инстанции не привел к принятию неправильного судебного акта, поскольку в отсутствие приборов учета сточных вод плата за водоотведение определяется в объеме водопотребления, который истец, не принявший меры к введению в эксплуатацию приборов учета водоснабжения несмотря на неоднократные обращения компании, не доказал. Кроме того, не проводя проверку объекта на предмет потребления абонентом питьевой воды и использования сети водоотведения, общество не опровергло ссылку ответчика на то, что эксплуатация бани по назначению началась 23.09.2017 (том дела 1; листы 47 и 117).

Читайте также:
Опломбировать счетчик электроэнергии: виды пломб и сколько они стоят, возможные проблемы при установке

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Поскольку судами первой и кассационной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 291.11 и пункта 4 части 1 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а постановление суда апелляционной инстанции – оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 291.11 – 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.10.2018 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.11.2019 по делу N А62-1168/2018 отменить.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019 по настоящему делу оставить в силе.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий Г.Г. Кирейкова
Судьи Н.А. Ксенофонтова
О.Ю. Шилохвост

Обзор документа

Суды первой и кассационной инстанции взыскали с арендатора муниципального помещения в пользу ресурсоснабжающей организации долг за самовольное пользование системой холодного водоснабжения и водоотведения. Но Верховный Суд РФ отменил эти решения и оставил в силе апелляционное решение об отказе в иске.

Ответчик утверждал, что он не использовал помещение по назначению, а истец не доказал обратное. Кроме того, самовольное пользование характеризуется недобросовестным поведением абонента, который пользуется ресурсами без намерения заключить договор. Ответчик же принимал меры к его заключению, неоднократно подавал заявки, прилагал документы. Но истец настаивал на заключении единого договора водоснабжения и водоотведения, а ответчик был согласен только на договор водоснабжения, полагая, что у истца нет объектов водоотведения. Однако Закон не обязывает абонента заключить именно единый договор. Он вправе заключить отдельные договоры водоснабжения и водоотведения.

Самовольное подключение к сетям водоснабжения, незаконная врезка: ответственность, штраф, акт и судебная практика

Прежде всего нужно разобраться, что значит «незаконно подключаться к водопроводу», в чём оно находит своё выражение…

Незаконное подключение к водопроводу: ответственность, штраф за врезку

Определение. Подключение к водопроводу осуществляется на основе договора со снабжающей организацией. В отличие от этого, «подключать незаконно» означает самовольно, то есть самостоятельно подсоединятся к водопроводу без разрешения соответствующей инстанции.

За такое деяние в Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Штраф за самовольное подключение воды в частном доме

Штраф за несанкционированное подключение к водопроводу, например, в деревенском доме, предусмотрен КоАП в статье 7.20. Размер штрафа составляет:

  • Для обычных граждан: 1000 – 1 500 рублей.
  • Для должностных лиц: 2 000 – 3 000 рублей.
  • Если вы — юридическое лицо: 20 000 – 30 000 рублей.

Помимо этого, нарушителю грозит начисление платы за период незаконного потребления ресурса.

Начисление за самовольное подключение к водоразборной колонке

За подключение к колонке без разрешения этого соответствующих органов, гражданину начисляется определённая плата на основании пункта 62 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Размер начислений зависит от пропускной способности трубы и круглосуточной работы колонки с периода, когда было обнаружено незаконное подключение и до момента, когда нарушитель его устранил.

Бездоговорное потребление воды юр. лицами

Под таковым бездоговорным, закон понимает несколько случаев потребления:

  • в отсутствии договора;
  • выше нормы, указанной документе;
  • с нарушением режима.

При обнаружении одного из этих моментов составляется акт о безучетном потреблении воды и проводятся особые расчёты. Они аналогичны с теми, что применяются про незаконном потреблением H2O в частном доме.

Штраф за самовольное подключение к канализации

В этом случае речь идёт о незаконном подключении к системе водоотведения. Сумма штрафа за это такая же, как и в рассматриваемом выше случае. И также помимо него придётся заплатить начисленные суммы за использованный ресурс.

Выездная проверка водоканала в частном доме

Ресурсоснабжающие организации устраивают подобные проверки проверки с разной периодичностью, однако чаще всего основанием для неё являются жалобы населения. Выезды работников устраиваются для проверки работы приборов учета, сверки показаний и для поиска незаконных врезок в водопровод и иные системы поставки коммунальных услуг.

Такие проверки могут быть плановые, когда сотрудники выезжают на место в давно определённый момент. А бывают внеплановые, когда специалисты отправляются в определённое место по какой-то причине: жалоба, сбой в работе, неточные показания и другое.

Как найти врезку

Для поиска подобных подключений обычно используют визуальный осмотр. У каждого Водоканала есть схемы соединений, по которым можно проверять есть ли определённая врезка на них или нет.

Сторонние организации предлагают свои услуги по поиску незаконных врезок с помощью специального оборудования.

Можно ли не пускать в квартиру, в дом сотрудников УК, ЖКХ, водоканала для проверки счетчиков или несанкционированных врезок

Не впускать, конечно же, можно, но за это будут последствия. Порядок проверки счётчиков и другого оборудования расписан в Постановлении Правительства «О предоставлении коммунальных услуг…». В нём ясно сказано, что организация имеет полное право проводить такие проверки не чаще 1 раза в полгода.

Однако у компании есть обязанность предупредить об этом жильцов за 2 недели до проведения.

У хозяина есть законные основания не впустить представителей организации к себе домой, предупредив как минимум за 2 дня до проверки о своём отсутствии.

Читайте также:
Пробковый пол - клеевой или замковый

В случае, если жилец никого не предупредил и не впустил представителей, то они составляют соответствующий акт об отказе в допуске к прибору учёта. Когда пройдёт 3 месяца с момента его составления, организация имеет полное право проводить расчёты не по фактическим показаниям, а по нормативам.

Типовой акт о бездоговорном потребление водоснабжения и водоотведения

Акт о бездоговорном (безучетном) потреблении воды составляется в произвольном порядке. Какие-либо образцы отсутствуют, каждая компания вправе использовать собственную форму бланка. Чаще всего в таких случаях используют акт о самовольном подключении к водопроводу, см. ниже.

Акт о самовольном подключении к водопроводу

Образец этого документа можно скачать по ссылке. ⇐

Как избежать штрафа за незаконную врезку в водопровод

Есть способы, которые помогут избежать ответственности за несанкционированное использование водного ресурса:

  • Не осуществлять такое использование путём врезки в трубопровод без разрешения снабжающей организации.
  • Устранить нарушение.
  • Узаконить.

Многим, кто использует подобные методы обеспечения своих домов ресурсами, не понравятся предложенные варианты, однако они являются законными, а главное устранят возможную ответственность и санкции.

Как узаконить водопровод в частном доме

Что из себя вообще представляет эта процедура узаконивания врезки? Это всего лишь официальное удостоверение присоединения к системе водопровода.

Для того, чтобы оформить всё легально потребуется обратиться в компанию — собственницу водопровода со следующим перечнем бумаг:

  • Заявление.
  • Паспорт.
  • Документы, подтверждающие право собственности на дом, куда осуществляется подключение.

Возможно, также придётся своими руками произвести демонтаж старой врезки, если она не будет соответствовать технических и иным требованиям.

Однако это является опасным занятием, которое может повлечь непредвиденные последствия, поэтому лучше обратиться с такой работой к профессионалам.

Самовольное подключение к сетям водоснабжения судебная практика

Рассмотрим несколько примеров дел по рассматриваемому вопросу.

1. «Саратовводоканал» обратился в суд с исковым заявлением к гражданину на основании того, что в ходе плановой проверки состояния трубопровода была обнаружена незаконна врезка. Она вела к дому этого человека.
Водоканал направил ему претензию с требованием устранить правонарушение, однако ответчик проигнорировал её. С учётом этого, организация попросила суд взыскать сумму в размере 162 000 рублей, то есть были проведены начисления на всё время пользования данной врезкой.

Сам ответчик не признал свою вину и попросил отклонить иск, обосновывая это тем, что он купил дом и на тот момент там уже была вода, а это значит, что несанкционированное подключение установил предыдущий владелец. Никаких врезок он сам не делал.

В суде было допрошено несколько лиц, которые подтвердили, что с самой постройки дома там уже была вода. Также они сказали, что их дома обеспечиваются водой посредством централизованного водопровода, а в жилище ответчика идёт отдельная водопроводная труба с холодной водой.

Была проведена соответствующая экспертиза, которая показала, что дом истца действительно подключён к водоснабжению, однако не водопроводом, а посредством водоразборных колонок.

В итоге суд постановил, что действительно был факт самовольного подключения к водопроводу и взыскал с ответчика требуемую сумму.

2. Во втором примере аналогичная ситуация. Компания обратилась с иском к гражданину по факту обнаружения незаконной врезки с требованием взыскать сумму в размере 172 000 рублей. Она также самостоятельно произвела отключение гражданина от водопровода. Ответчик не стал оспаривать факт несанкционированной врезки, однако не согласился с суммой взыскания. В ходе судебного заседания были произведены расчёты, которые показали, что плата за эту врезку и вовсе составляет около 800 000 тысяч. Ответчик отказался оспаривать названную в иске сумму и согласился на 172 000 рублей.

Не удалось найти судебные решения, где дело было выиграно гражданином-ответчиком. Зато имеется огромное число судебных решений в пользу ресурсоснабжающих организаций. Это может говорить о том, что доказать незаконное вмешательство в водопровод очень легко и поэтому не следует доводить дело до суда.

Куда обращаться для подключения в соответствии с законом

Для подключения к системам водоснабжения и водоотведения следует обращаться в ближайший водоканал. Если вы живёте в многоквартирном доме и у вас нет воды, то можно обратиться в вашу управляющую компанию.

Жить без горячей и холодной воды невозможно, но воровать её плохо, а пользоваться в России бесплатно нельзя. Несанкционированное подсоединение к системам водоснабжения наносит серьёзный ущерб не только компании — поставщику воду, но и людям, которые за неё добросовестно платят.

Помимо этого, такое вмешательство может спровоцировать поломку всей системы снабжения. А если дело с незаконной врезкой дойдёт до суда, то можно и вовсе попасть на большие суммы и это, не считая административного штрафа.

Поэтому лучше так не делать, устранить нарушения, если они есть или легализовать соединение, а лучше всего сразу всё сделать согласно положениям закона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: