Реставрация памятников и объектов культурного наследия, как бизнес. Узнайте, как избежать получения лицензии, но при этом не нарушить закон.

Как девелоперы могут заработать, сохраняя памятники архитектуры

Вопрос сохранения и использования памятников архитектуры стоит остро во многих странах мира. Этот вопрос актуален и для российских мегаполисов, в том числе, для Москвы и Екатеринбурга.

Два российских архитектора рассказали редакции о существующих проблемах в работе с памятниками. По их словам, у многих исторических зданий большие инвестиционные перспективы.

Эксперты в этой статье

  • Амир Идиатулин, основатель и генеральный директор архитектурной студии IND architects
  • Василий Большаков, руководитель группы мастер-планирования компании «Брусника»

Редевелопмент промышленных зон

Задача чиновников, архитекторов, девелоперов состоит, в том числе, в том, чтобы включать исторические объекты в жизнь города, наделять их новыми функциями, полагает основатель и генеральный директор архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.

По его словам, современный комфортный город — это гибкая структура, живущая вместе с его жителями, развивающаяся с течением времени, меняющаяся под запросы. «Венеция — законсервированный город, привлекающий туристов, но не всегда устраивающий жителей, вынужденных жить в музее. Обратный пример — Лондон, где история тесно переплетена с настоящим и даже будущим, небоскребы и бизнес-центы граничат со средневековыми церквями, и это выглядит так гармонично и комфортно, что сложно представить, что может быть как-то по-другому», — привел примеры глава IND architects.

В Москве после вывода промышленных предприятий за черту города освободилось большое количество промзон. Такую же картину можно увидеть и в других крупных промышленных центрах, как, например, Екатеринбург. Сегодня большая часть промзон не используется — территории не включены в город, они становятся преградами между жилыми районами, что негативно влияет на проницаемость города. Редевелопмент промышленных зон с сохранением исторических построек идет на пользу всем — если экономика продумана, то территория или здание будет жить и развиваться, сохраняя актуальность, считает Амир Идиатулин. К удачным примерам редевелопмента в Москве он относит Миусское троллейбусное депо, «Винзавод» и ARTPLAY.

Принципы грамотной реставрации

Василий Большаков, руководитель группы мастер-планирования компании «Брусника»:

— Грамотная реставрация возможна при соблюдении двух правил:

Первое — дифференциация исторических памятников и определение уникальных норм регулирования для них. Важно выявить ценность, которую транслирует объект. Если она заключается в материалах, принципах строительства, личности человека, жившего в этом здании, то историческая скрупулезность должна быть на первом месте. Если же это «средовой объект», который должен сохранить территорию с точки зрения ее масштаба, то возможен менее детальный подход.

Второе — рассмотрение объекта культурного наследия в качестве отдельного инвестиционного проекта. Без изменения сценариев использования пространства органично включить исторические памятники в современный контекст невозможно.

Город должен развиваться

По словам руководителя группы мастер-планирования компании «Брусника» (занимается реновацией нескольких исторических зданий в Екатеринбурге и Тюмени) Василия Большакова, сегодня охранные регламенты — один из сдерживающих факторов, останавливающих застройщиков от того, чтобы инвестировать в реновацию объектов наследия.

«Город и его исторический центр как место концентрации культуры, смыслов и связей, должен развиваться, а архитектура — работать и соответствовать актуальным потребностям жителей, — уверен главный архитектор мастер-плана «Брусники» Василий Большаков. — Безусловно, сохранять объекты наследия нужно, но не путем музеефикации. Архитектура — это не только эстетика, это еще и функция. Дать ей вторую жизнь, не проводя никаких изменений, невозможно. Исторические здания должны быть вовлечены в повседневную деятельность человека».

В Москве сохранилось множество районов исторической застройки, которая, к сожалению, далеко не всегда используется. «На прошедшем в Москве фестивале «Зодчество» я участвовал в дискуссии, где один из спикеров предлагал сохранить промышленные территории ЗИЛа в первоначальном виде, законсервировав их. Я категорически не согласен с таким подходом, как и не питаю симпатии к городам, полностью построенным заново», — рассказал Амир Идиатулин.

Девелоперы, которые могут играть главную роль в восстановлении памятников, сегодня часто воспринимаются как хищники, гонящиеся за прибылью, уточнил Василий Большаков. «Но они — такие же стейкхолдеры, как и городские сообщества, власть, эксперты. Они готовы нести ответственность за развитие территории и обладают для этого необходимым ресурсом», — сказал архитектор.

Занимаясь редевелопментом, архитекторы сохраняют старый объект, но привносят что-то новое, дают новую жизнь, наделяют новыми функциями, чтобы сделать востребованным, отметил Амир Идиатулин. Сегодня же охранные регламенты — один из главных факторов, сдерживающих застройщиков от инвестиций в реновацию объектов наследия, уточнил Василий Большаков. По его мнению, правовое регулирование не может решить проблему вкуса и архитектурного мастерства, но может затормозить развитие центра мегаполиса и способствовать разрастанию депрессивных территорий, «выключенных» из городского контекста.

Читайте также:
Полировка лака своими руками - подготовка и последовательность действий

«Соблюдая нормы, можно сохранить объект культурного наследия, но при этом не вписать его в пространство улицы и кварталы, не интегрировать во вновь создаваемую среду. И в итоге реставрация становится насмешкой над памятником, превращая его в руины, которые не находят применения в новом контексте», — сказал Василий Большаков. Поэтому, по мнению архитектора, система регулирования должна соответствовать ценностям городского развития. Формальное следование регламентам не гарантирует высокого качества реставрации.

Минкультуры России от 19.07.2017 N 212-01.1-39-ВА “Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия”

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА

О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ФАСАДАМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия по вопросу проведения работ по фасадам объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объектов культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения.

Работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) проводятся на основании статьи 45 Федерального закона.

Требованиями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона запрещено проводить работы на объекте культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Таким образом, до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.

На фасаде и его декоративных элементах, являющихся предметом охраны, в силу статьи 43 Федерального закона проводится реставрация в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности таких элементов объекта.

К реставрационным работам по фасаду, являющемуся предметом охраны, относятся в том числе вычинка, докомпоновка фасадной стены, элементов декора, лепного декора, воссоздание отдельных элементов, реставрация оконных и дверных приборов, являющихся историческими, реставрация исторического штукатурного слоя, заделка трещин в стене.

Для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 “Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия” и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 (далее – Порядок).

В отличие от реставрационных работ, ремонт фасада объекта культурного наследия в соответствии со статьей 42 Федерального закона может быть проведен в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

К ремонтным работам по фасаду и его элементам относят работы, не подразумевающие восполнение утрат, докомпоновку, восстановление крупных элементов и деталей. В случае отнесения к предмету охраны фасада и его декоративных элементов такими работами являются в том числе заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне- и биозащитными составами, замена или ремонт оконных и дверных приборов, ремонт оконных отливов и водосточных труб, козырьков, сходов, крылец.

Для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.

Промывка и очистка фасадов проводится в рамках хозяйственной деятельности собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия, руководствуясь Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованные письмом Минкультуры России от 22.02.2017 N 45-01.1-39-НМ, и не требует получения разрешительных документов.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Какой порядок проведения работ на объектах культурного наследия?

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

Читайте также:
Ремонт кресел своими руками: комплектующие. Инструкция по устранению скрипа в домашних условиях, ремонт мягких подлокотников и обшивки

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ).
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).
Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней);

Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);

Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);

Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);

Читайте также:
Размеры дверных проемов (35 фото): стандартные высота и ширина межкомнатных дверей по ГОСТу в ванной

Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);

Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).

Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Следует отметить, что данная последовательность может отличаться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта культурного наследия.

В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:

Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;

Порядком подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 22.11.2013 № 1942.

Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625;

Порядком утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

Эксперты разъяснили, как правильно распоряжаться находящимся в собственности объектом культурного наследия

Специалисты Оренбургской кадастровой палаты разъясняют, как определить, относится ли объект недвижимости к культурному наследию, и какие ограничения накладывает на объект такой статус.

Покупка или аренда здания, помещения в историческом районе города зачастую влечет за собой получение вместе с таким объектом недвижимости дополнительных обязательств и ограничений для собственников или арендаторов.

Многие старинные здания относятся к объектам культурного наследия и представляют собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства.

Владение, пользование и распоряжение такими объектами в связи с их особым статусом должно осуществляться с соблюдением специального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В частности, собственники объекта культурного наследия должны оформить отдельный документ – охранное обязательство, в котором для собственника устанавливаются требования к использованию такого объекта. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия.

Предоставление охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия (если они ранее оформлялись в отношении конкретного объекта) обязательно при государственной регистрации перехода права собственности, а также при регистрации договора аренды в отношении такого объекта.

Эксперты Оренбургской кадастровой палаты напоминают, что на сегодняшний день не установлены требования по оформлению собственных охранных обязательств для арендаторов объекта культурного наследия. При этом арендаторы также обязаны соблюдать ограничения, установленные законом и охранными документами собственника.

В случае если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования, в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Читайте также:
Погреба и подвалы

Таким образом, собственники и наниматели квартир в многоквартирных домах-объектах культурного наследия также обязаны выполнять требования по охранным обязательствам.

Одним из основных обязательств собственников объектов культурного наследия является проведение работ по сохранению такого объекта, включающих в себя ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта для современного использования или консервацию. Необходимо отметить, что любые ремонтные работы на объекте требуют согласования с госорганом в области охраны объектов культурного наследия, даже если, по мнению собственника или арендатора, они никак не затрагивают и не изменяют предмет охраны.

За нарушение вышеуказанных требований Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа.

По действующему законодательству органы охраны объектов культурного наследия обязаны направлять в орган регистрации прав информацию об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия.

По информации Оренбургской кадастровой палаты, на сегодняшний день в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены отметки о включении в реестр объектов культурного наследия в отношении 962 объектов на территории Оренбургской области – 142 здания, 14 сооружений и 806 помещений.

Информация о том, является ли по сведениям ЕГРН принадлежащий Вам или арендуемый Вами объект недвижимости объектом культурного наследия, отображается в выписке из ЕГРН об объекте недвижимого имущества.

Для получения такой выписки необходимо подать запрос о предоставлении сведений ЕГРН в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, заполнить форму запроса, размещенную на сайте Росреестра , либо направить запрос по почте в кадастровую палату.

«Вопросы сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами: программный подход, законодательное обеспечение»

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан Лилия Гумерова провела в режиме видеоконференции «круглый стол» на тему «Вопросы сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами: программный подход».

В дискуссии приняли участие первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре Елена Драпеко, заместитель директора департамента государственной охраны культурного наследия – начальник отдела контроля в сфере культурного наследия Минкультуры РФ Георгий Сытенко, заместитель директора департамента стратегических проектов Минстроя России Анна Огурцова, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Артем Демидов.

В дистанционном режиме в мероприятии приняли участие представители органов государственной власти в сфере культуры Санкт-Петербурга, Астраханской, Владимирской, Костромской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Тверской областей, Республики Татарстан.

«круглого стола» на тему: «Вопросы сохранения объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами: программный подход, законодательное обеспечение»

1. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре в порядке реализации поручения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко по вопросу сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов – объектов культурного наследия и, с учетом актуальности этой проблемы, провел в период весенней сессии 2020 года опрос 65 субъектов Российской Федерации, в которых по данным Минстроя России имеются многоквартирные дома — объекты культурного наследия.

По данным Минстроя России и Минкультуры России в Российской Федерации насчитывается 8262 многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия (далее – ОКН), включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Наибольшее число ОКН в Санкт-Петербурге (более 700). В Тверской, Волгоградской, Астраханской, Костромской, Ростовской и Самарской области их насчитывается более 300 в каждом из названных регионов.

Не более двадцати ОКН насчитывается в Республике Коми, Республике Дагестан, в Республике Северная Осетия – Алания, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Мордовия, Тюменской и Пензенской областях.

В подавляющем большинстве опрошенных регионов созданы самостоятельные органы государственной власти субъектов Российской Федерации по охране ОКН.

2. По состоянию на 2020 год значительная часть многоквартирных домов — ОКН находится в аварийном или неудовлетворительном состоянии.

В 29 субъектах Российской Федерации из 65 опрошенных регионов в половине ОКН не определен предмет охраны.

3. Как правило, в субъектах Российской Федерации, где имеются многоквартирные дома — ОКН, отсутствуют программы по их капитальному ремонту и реставрации. Чаще всего такие работы производятся в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества ОКН, а их финансирование осуществляется за счет средств регионального и муниципального бюджетов, средств фондов капитального ремонта, формируемых собственниками помещений многоквартирных домов посредством регулярных взносов.

Читайте также:
Различия между контактором и магнитным пускателем

4. По мнению субъектов Российской Федерации, федеральные органы власти, как правило, не принимают участия в решении проблем ОКН: на ту или иную степень участия указали лишь 6 регионов из 65 опрошенных.

Большинство регионов не смогли указать информацию о количестве ОКН, включенных в программы по их сохранению (только 7 из 65 регионов указали на присутствие ОКН в программах).

5. Выводы, сформулированные на основе полученных из регионов данных, указывают на настоятельную необходимость:

более глубокой и содержательной проработки этих вопросов заинтересованными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии общественных организаций, занимающихся проблемами ОКН;

совершенствования нормативно-правового регулирования в области сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов – ОКН;

разработки и реализации на качественно новом уровне федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на создание комфортной среды для жизни, в том числе путем сохранения многоквартирных домов – ОКН;

подготовки специального доклада, отражающего проблематику сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов – ОКН, и его представления на парламентском форуме Совета Федерации «Историко-культурное наследие России» в период весенней сессии 2021 года.

Участники «круглого стола» в целях обеспечения задач по сохранению (капитальному ремонту и реставрации) многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, РЕКОМЕНДУЮТ:

Правительству Российской Федерации:

ускорить принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, определяющего порядок выплаты компенсации физическим лицам, являющимися собственниками общего имущества в многоквартирных домах – ОКН, за проведение работ по реставрации предмета охраны объекта культурного наследия – многоквартирного дома в случае, если к указанному предмету охраны относится общее имущество такого дома;

обеспечить рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и Жилищный кодекс Российской Федерации», разработанного депутатами Государственной Думы Е.Г.Драпеко, Г.П.Хованской и предусматривающего порядок финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации активизировать работу над законопроектом

№ 839133–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, внесенным Правительством Российской Федерации, целью которого является сокращение административных барьеров и оптимизация требований к сохранению объектов культурного наследия, предъявляемых к их собственникам, пользователям и арендаторам.

Министерству культуры Российской Федерации включать в ежегодный государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации статистическую и аналитическую информацию о состоянии объектов культурного наследия, являющихся многоквартирными домами и находящимися в аварийном состоянии, а также о принимаемых профильными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации мерах по выведению таких объектов из аварийного состояния.

Министерству культуры Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

определить в качестве «пилотных», реализующих на комплексной основе программы (проекты) по приведению в надлежащее состояние многоквартирных домов — ОКН, следующие субъекты Российской Федерации Санкт-Петербург (с учетом особенностей), Воронежскую, Калининградскую и Ростовскую области; включить первичные результаты реализации “пилотных проектов„ в указанных субъектах Российской Федерации в доклад, представляемый на VIII-ом парламентском форуме Совета Федерации „Историко-культурное наследие России“;

проработать совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) вопросы усовершенствования института историко — культурной экспертизы, действующих расценок при проведении реставрационных работ в многоквартирных домах — ОКН, и по результатам принять согласованные решения.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерству культуры Российской Федерации довести до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации о возможности государственной поддержки собственников жилья, проживающих в многоквартирных домах – ОКН, посредством использования специальных счетов, из которых могут быть возмещены проценты по кредитам.

Министерству культуры Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, при участии муниципалитетов и управляющих кампаний и организационной поддержке Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре провести в субъектах Российской Федерации ревизию на основе данных, полученных из субъектов Российской Федерации, на предмет уточнения количества многоквартирных домов – ОКН, а также получения иных необходимых сведений.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

Читайте также:
Рецепт Колбаса домашняя из свиного сердца с кровью

проработать вопросы включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества малоквартирных домов (до 5 квартир), являющихся объектами культурного наследия и нуждающихся в капитальном ремонте, с привлечением дополнительных источников финансирования работ по сохранению таких объектов (иные программы, средства собственников, в том числе заемных средств);

по результатам проведенной ревизии многоквартирных домов – ОКН в срок до 1 апреля 2021 года внести в информационную базу «Реформа ЖКХ», созданную государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства необходимые сведения по форме, установленной указанным Фондом;

при проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов — ОКН проработать вопросы включения следующих видов работ:

восстановление фасадов деревянных домов — объектов культурного наследия.

Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре:

направить в субъекты Российской Федерации сборник информационно-аналитических материалов по вопросам сохранения (капитального ремонта и реставрации) многоквартирных домов — ОКН; презентацию Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры об опыте Санкт-Петербурга, подготовленную к заседанию “круглого стола„ в порядке обмена практическим опытом;

направить в рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по направлению «Культура» Итоговый документ «круглого стола», а также пакет подготовленных к нему информационно-аналитических материалов.

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

Общее описание

К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно‑прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач.

Для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия регионального уровня в Санкт‑Петербурге лицам, имеющим соответствующую лицензию, следует обратиться в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с целью получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия.


Полное наименование:

Результат предоставления

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по форме либо отказ в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Срок предоставления

30 рабочих дней.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители получателей государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично или через представителя обращается в КГИОП.
  2. Подает необходимые документы и заявление:
    • по форме — в случае научно‑исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия;
    • по форме — в случае консервации объекта культурного наследия, противоаварийных работ на объекте культурного наследия;
    • по форме — в случае реставрации объекта культурного наследия, приспособления объекта культурного наследия для современного использования;
    • по форме — в случае ремонта объекта культурного наследия.
  3. В случае принятия КГИОП положительного решения — получает разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия по форме.
  4. В случае принятия КГИОП решения об отказе — получает письмо об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • отсутствие у заявителя в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия видов работ, указанных в заявлении о выдаче разрешения;
  • прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи разрешения;
  • несоответствие представленных документов требованиям статей 5.1, 36, 40, 41, 42, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73‑ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Федеральный закон №73-ФЗ);
  • несоответствие видов работ, указанных в заявлении о выдаче разрешения, ранее согласованной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия;
  • некомплектность представленных документов или недостоверность указанных в них сведений;
  • приостановление деятельности (ликвидация) юридического лица — заявителя.
Читайте также:
Основные варианты очистки скважины

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления на получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия

Уполномоченное лицо отдела делопроизводства КГИОП:

  1. Определяет предмет заявления.
  2. Консультирует заявителя или его представителя о порядке оформления заявления и прилагаемых документов (в случае такой необходимости) и(или) проверяет правильность его оформления.
  3. Регистрирует заявление.

II. Подготовка и направление межведомственных запросов о представлении документов (информации), необходимых для принятия решения о предоставлении государственной услуги заявителю

Уполномоченное должностное лицо отдела делопроизводства:

  1. В течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления и документов, представленных заявителем, подготавливает и направляет межведомственный запрос в Министерство культуры Российской Федерации о представлении документов в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона №73‑ФЗ, подтверждающих аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих авторский надзор и научное руководство, в случае проведения работ по консервации объекта культурного наследия.
  2. При получении ответа на межведомственный запрос приобщает полученный ответ к комплекту документов, представленных заявителем.

III. Подготовка проекта разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия

Начальник Управления:

  • Направляет заявление в соответствующий отдел Управления по охране и использованию объектов культурного наследия или Управления ландшафтной архитектуры и гидротехнических сооружений.

Начальник соответствующего отдела:

  • Определяет исполнителя из числа подчиненных государственных гражданских служащих (Уполномоченное лицо Управления).

Уполномоченное лицо Управления:

  1. Рассматривает поступившее заявление и комплект документов.
  2. Подготавливает проект разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо проект письма об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в 2 экземплярах в случае наличия оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
  3. Передает проект разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо проект письма об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия начальнику отдела для визирования.
  4. Обеспечивает передачу завизированного начальником отдела проекта разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо завизированного проекта письма об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта в отдел делопроизводства.

IV. Выдача результата государственной услуги

Уполномоченное лицо отдела делопроизводства:

  1. Регистрирует разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо письмо об отказе в выдаче разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
  2. Предоставляет (направляет) заявителю или его представителю разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо письмо об отказе в выдаче разрешение на проведение работ по сохранению объекта в одном экземпляре указанным в заявлении способом.
  3. Фиксирует факт выдачи (направления) заявителю разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Журнале учета выдачи разрешений.
  4. Направляет второй экземпляр (электронную копию) письма об отказе в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия для хранения.
  5. Ставит отметку «Предоставлено» в карточке документа.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

А) В случае проведения научно‑исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по форме. Предоставляется отдельно на каждую организацию, осуществляющую работы по сохранению объектов культурного наследия.
  2. Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, либо документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
  3. Копия договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитая и пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре.
  4. Схемы (графический план), изображающие места проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей, подлинник, в 1 экземпляре.

Б) В случае проведения работ на объекте культурного наследия, связанных с сохранением историко‑культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, либо документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
  3. Копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитые и пронумерованные, заверенные в установленном порядке, со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации КГИОП, в 1 экземпляре.*
  4. Копия договора на проведение авторского надзора и(или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре).*
  5. Копия договора на проведение технического надзора и(или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре).*
  6. Копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре.
  7. Копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии).
Читайте также:
Покраска стен: 90 фото выполнения работ при помощи современных материалов и инструментов

В) В случае проведения консервации объекта культурного наследия, в том числе комплекса противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, либо документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
  3. Копия договора на проведение авторского надзора и(или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре).*
  4. Копия договора на проведение технического надзора и(или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре).*
  5. Копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре.
  6. Копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии).
  7. Проектная документация (рабочая документация) по проведению консервации и(или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами, подлинник, в 1 экземпляре.
  8. Не предоставляется, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанная документация была представлена генподрядчиком.

Г) В случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, либо документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
  3. Копия договора на проведение авторского надзора и(или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре).*
  4. Копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре.
  5. Копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии).
  6. Проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком, подлинник, в 1 экземпляре.

* Не предоставляется, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанная документация была представлена генподрядчиком.

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона №73‑ФЗ, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих авторский надзор и научное руководство, в случае проведения работ по реставрации объекта культурного наследия.
  2. Документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона №73‑ФЗ, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих проведение работ по реставрации объекта культурного наследия.
  3. Копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитые и пронумерованные, заверенные в установленном порядке, со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим органом охраны объекта культурного наследия, в 1 экземпляре.
  4. Копия договора на проведение авторского надзора и(или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре).**
  5. Копия договора на проведение технического надзора и(или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре).**
  6. Проектная документация (рабочая документация) по проведению консервации и(или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами, подлинник, в 1 экземпляре.**
  7. Проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком, подлинник, в 1 экземпляре.**
Читайте также:
Склеивание металлов

** Если заявитель является субподрядчиком и ранее указанная документация была представлена генподрядчиком.

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. В случае обращения представителя заявителя — доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, подтверждающая наличие права действовать от имени заявителя и определяющая условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги (доверенность).
  2. В случае обращения представителя юридического лица:
    • документы, удостоверяющие личность представителя, подающего документы от имени заявителя;
    • документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица, — документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, действующего без доверенности:
      • протокол (выписка из протокола) об избрании руководителя в случае, если исполнительные органы юридического лица в соответствии с Уставом (Договором, Положением) избираются на основании решения органа управления;
      • в иных случаях — приказ о назначении руководителя на должность (оригинал или копия, заверенная подписью руководителя и скрепленная печатью юридического лица (при наличии печати));
    • в случае когда представитель юридического лица действует по доверенности — доверенность, выданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
  3. Полномочия представителя могут также содержаться в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено федеральным законом или не противоречит существу отношений.

10 лучших примеров реконструкции старых домов: «До» и «После»

Строители часто говорят, что проще снести старый и отслуживший своё дом, а на его месте построить новый, чем заниматься переделкой ветхого строения. Но, всегда ли верно это утверждение? Мы покажем вам реальные примеры удачной реконструкции домов, которые расставят все точки над «i» в вопросе: «сносить или восстанавливать старый деревенский сруб или кирпичный дом — привет из 90-х».

  • Реконструкция дома за границей: принципы и особенности.
  • Как переделать недостроенный кирпичный дом в стильный коттедж: опыт в РФ.
  • Деревянный дом-сарай с русским колоритом.
  • Переделка дачи в дом под постоянное место жительства.

Заграничные примеры реконструкции старых домов

Я создал тему на портале, где предложил пользователям продемонстрировать понравившиеся им варианты реконструкций домов, как западных, так и российских. Принцип такой: показываем фото «До» и «После». Делимся опытом, комментируем. Рассказываем о месте проведения реконструкции, сроках и особенностях проектов. Начну, пожалуй.

Старый дом переделанный в современный коттедж около Нью-Йорка.

Кровлю обновили, уложив гибкую черепицу с новым рисунком.

Интерьер дома на мансардном этаже.

А это пример от fedot84. Старый хлев в швейцарских Альпах переделали в уютный домик отдыха для туристов.

Старый сруб аккуратно разобрали, отсортировав каждое бревно.

Залили на склоне цокольный этаж.

На бетонном «постаменте» заново собрали старый-новый сруб.

Интерьер домика с потрясающим видом из панорамных окон.

После реконструкции дом органично вписался в природный пейзаж.

На фото ниже ещё один пример из Швейцарии — реконструкция каменного дома 19 века в стильный коттедж, сделанная в 2005 году.

Фишка проекта — в доме надстроили стены мансарды по монолитной технологии.

Поставили новые окна и сделали красивую кровлю без карнизного свеса.

Коттедж одновременно смотрится и аутентично и современно.

Только царство бетона и камня.

Бетонный полированный пол.

И ещё один стильный проект из Швейцарии — домик на склоне.

Дом собран из б/у материалов, оставшихся от старых построек.

А вот интерьер — деревянный новодел.

И снова заграничный пример – старый свинарник 1762 года постройки, превращённый в рабочий кабинет архитектора.

Создатели проекта думали нестандартно — сделав дом в доме.

Из-за ветхости стен свинарник не стали ремонтировать, а просто вложили в него по принципу матрёшки «коробку», собранную из фанеры.

Постройки — новая и старая, развязаны друг от другом и не соприкасаются даже кровлей.

У каменного и фанерного дома независимые фундаменты.

Вечером, когда дом подсвечен изнутри, контраст брутального старого объема и минималистичного нового наполнения кажется по-особенному привлекательным.

Все примеры выше наглядно демонстрируют западный подход к реконструкциик старым домам относятся бережно. Стараются не сносить, казалось бы, отжившее своё ветхие дома и строить на их месте новострой, а сохраняют историю, органично соединяя старые и современные материалы.

Но за всё надо платить. Зачастую реконструкция очень дорогое удовольствие, и не всем по карману. Есть ещё одно «но» — отечественная специфика.

Читайте также:
Светильник из дисков своими руками

За границей, вопреки сложившемуся у нас мнению, чаще всего реконструируют не фамильные замки, а старые дома или хозяйственные постройки — амбары, конюшни и т.д. Почему этого не делают в нашей стране? Скажите, а вы часто у нас видели частный сарай или хлев, возведённые из натурального камня? Для реконструкции нужна надежная основа. Которая сама по себе стоит того, чтобы заморачиваться с перестройкой и улучшением.

Например, если в реконструкции старого, но хорошо сохранившегося деревянного дома в живописном месте толк ещё есть, то целесообразность переделки развалившейся деревянной избушки с потолками высотой менее 2 м, стоящей на утонувшем в землю фундаменте, под большим вопросом.

Переделка кирпичных домов «привет из 90-х!» в стильные коттеджи

У пользователей портала накоплен большой и удачный опыт реконструкции старых домов и недостроя. В отличие от западных строителей, соотечественникам приходится учитывать местные реалии и проявлять смекалку.

Мой приятель купил недостроенный дом. Решили его реконструировать. Переделать планировку. Облагородить фасад. И всё это так, чтобы не разориться.

Получилось красиво и стильно.

А это переделка классического недостроя из 90-х годов.

Получился современный и красивый дом.

Ещё один стандартный дом из 90-х, как тогда было принято — обязательно из красного кирпича.

Такой дизайн и отделочные решения сегодня, конечно, устарели.

Дому подарили вторую молодость, переделав его в красивый и модный коттедж в английском стиле.

И ещё один проект реконструкции.

И вот, что в итоге получилось.

Фасад дома утеплили и отделали декоративной плиткой под фактурный кирпич.

Грамотная реконструкция базируется на экономическом расчёте. Если фундамент крепкий, а стены не трескаются, то почему бы не надстроить к «коробке» второй этаж. Возвести мансарду или пристройку. Вариантов масса. Главное всё как следует рассчитать и понять, что выгоднее и экономичнее — сносить дом или переделывать.

Barn house (дом-сарай) по-русски, или как переделать старую избу в красивый коттедж

Некоторые отечественные застройщики считают, что популярные за границей дома-сараи нам совершенно не подходят. И архитектура у них какая-то странная. И в родной пейзаж они не вписываются. И вообще — это чуждый нам классовый элемент. А если за дело берутся профессиональные архитекторы? И не слепо копируют западный проект, а вдумчиво реконструируют старый деревенский сруб — настоящее семейное гнездо из прошлого века, отталкиваясь от национального колорита и лишь слега его осовременив.

Честно говоря, меня разрывают противоречия. Получился самый настоящий дом-сарай по-русски, хотя проект мне нравился больше. Но такой дом, точно никого не оставит равнодушным.

Сруб находится в тверской области и главным условием заказчика было реконструировать старую избу, так, чтобы не уничтожить её самобытность, но в тоже время увеличить площадь для проживания большой семьи.

Геометрия продолговатого участка подсказала архитекторам путь реконструкции.

Обратите внимание, что на фронтальной части, если смотреть со входа на участок, сруб сохранил традиционный деревенский фасад с небольшими окнами.

Задняя приватная часть выглядит более современно, и застеклена окнами в пол, а «небрежно» оборванные выпуски бревен придают всему объему сруба дополнительную динамику.

Боковые фасады прорезаны множеством окошек, создающих «спонтанную» композицию на фасаде и интересную игру света в интерьере.

Переделка дачи в дом под ПМЖ

Не всегда реконструируют старые дома. Иногда люди берутся за переделку добротного строения, которое нужно дотянуть до уровня ПМЖ.

Жила была добротно построенная дача. Единственное чего ей не хватало — нормального утепления для круглогодичного проживания. Поэтому владелец взялся за реконструкцию и вот, что в итоге у него получилось.

Реконструкцию разбили на ряд этапов:

Сделали перепланировку: увеличили кухню, добавили второй санузел и сделали из трех маленьких спален две комфортные.

Пристроили гостиную, крыльцо и добавили эркер, что позволило разместить в нем столовую.

С южной стороны пристроили террасу и пробили дверной проем, ведущий в сад.

Пристройка к дому сделана по каркасной технологии.

Дом хорошо утеплили и обшили досками из лиственницы.

Гостиная — открытое многофункциональное пространство с печью-буржуйкой и большой площадью остекления, создаёт атмосферу домашнего уюта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: