Римская мозаика (31 фото): древнеримские фрески на керемической плитке, знаменитые узоры из Рима, военная тематика и другие мотивы

Римская мозаика в интерьере — читаем все нюансы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 9 правок.

Римская моза́ика — тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима.

В чем особенность такой плитки?

Римская мозаика, в отличие от других разновидностей, создается из мелких разноцветных квадратиков камня или эмали. Благодаря тому что элементы композиции отличаются небольшим размером, удается достичь максимальной реалистичности и точности изображения.

Такая техника декоративно-прикладного искусства возникла в Древнем Риме, еще во втором веке до нашей эры. Сначала древнеримские фрески создавались из гальки и изображали примитивные сюжеты. Затем мастера стали создавать картины с военной тематикой, анималистичными и природными узорами. А чтобы разнообразить цветовую палитру, стали использовать сланец, мрамор, известь и даже полудрагоценные камни.

История

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Для каких помещений подходит мозаика?

Данный отделочный материал имеет очень широкий спектр применения. За счет универсальности и практичности его можно смело принять как для оформления внутренних помещений (гостиных и ванных комнат, прихожих, кухонь, спален), так и для отделки фасадов домов и особняков.

Кроме того, довольно часто римскую мозаику используют для украшения каминов, бассейнов, столешниц, карнизов и т. д. Особенно эффектно выглядят полы в просторных залах, которые дополнены римской мозаикой. Не менее большое признание получили и отдельные мозаичные фрески и картины. Они используются для создания акцента в интерьере.

А если вы хотите создать действительно великолепный интерьер, то оформите потолок при помощи такой плитки. Он может быть как классическим, так и многоярусным.

Подобная техника позволит превратить ваш дом в настоящий дворец, достойный римского императора.

Флорентийская мозаика

Флорентийская мозаика — эта техника появилась в XV—XVI вв. во Флоренции. Флорентийская мозаика, в отличие от римской, выкладывается из довольно больших камней, вырезанных по рисунку, и напоминает аппликацию. При составлении флорентийской мозаики учитывается не только цвет камня, но и его природная текстура.


Мозаика во Флоренции. Пол в соборе Санта Мария дель Фьоре

Флорентийская мозаика, как и римская, применяется как для украшения крупных архитектурных объёмов, так и для декорирования мебели, шкафов и столиков, а также предметов небольших, камерных, например, шкатулок, пудрениц или карманных часов. Поэтому при декоре небольших вещиц, кроме камня, используют перламутр, черепаховый панцирь, металл и цветное стекло.

В архитектуре также довольно часто можно встретить сочетание металла и камня, что является не только практичным, функциональным, но и очень декоративным сочетанием.


Сочетание мозаики из мрамора, латуни и метлахской плитки. Англия. Музей Альберта и Виктории

Римская мозаика

Римская мозаика — мозаика, набираемая из маленьких разноцветных кубиков полудрагоценных или поделочных камней или смальты. Малые размеры камня способствуют изяществу и высокой точности изображения. Эта техника выкладывания мозаики зародилась в Древнем Риме, а римляне, в свою очередь, переняли её от греков.

Особенное развитие искусство мозаики получило при Юлии Цезаре и Октавиане Августе, когда в Древний Рим стали стекаться большие богатства с завоёванных территорий. Первые образцы римской мозаики — довольно простые, представляющие орнаменты из геометрических фигур, датируются II в. до н.э. С развитием художественного мастерства в мозаике воплощались изображения животных и людей, и даже развёрнутые сюжетные сцены. Хотя бы одна мозаика, украшавшая пол или стены, имелась в каждом древнеримском зажиточном доме.

Читайте также:
Обустраиваем цветник на загородном участке


Мозаика во Флоренции. 5 век н.э. Раскопки под собором Санта Мария дель Фьоре

В разрушенных вулканом Помпеях были обнаружены мозаики, изображавшие собаку, иногда — дополненные словами Cave canem («Берегись собаки»). Так что наши таблички на заборах «Осторожно, злая собака!» имеют корни как минимум древнеримские. В Римской Империи подобные мозаичные таблички выкладывались перед входом в дом. Собаки изображались по-разному: с оскалом, на цепи, или свернувшаяся в клубок.


Помпейские мозаики Cave canem

Первые мозаики набирались из гальки — из целых, не расколотых камушков. Предположительно, римская мозаика и появилась в результате развития техники галечного мощения, излюбленного напольного покрытия в Средиземноморье.


Мощение площади в Монако

По сей день можно встретить огромное количество примеров галечного мощения на Лазурном берегу Франции, Италии и Испании.

Римская мозаика собирается из модулей определённого размера. Это, собственно, и отличает её от всех прочих видов мозаики. Мозаичные модули могут быть самых разных размеров: от микроскопических, меньше булавочной головки, до огромных — таких, как на фасаде кинотеатра «Октябрь» в Москве.


Фрагмент мозаики на кинотеатре «Октябрь»

Первоначально римская мозаика делалась из камня, впоследствии была изобретена смальта. Смальта — это заглушённое, то есть непрозрачное цветное стекло, которое выплавляется в печах, затем, после остывания и затвердевания, насекается на модули необходимого размера. После появления такого замечательного материала, как смальта, римская мозаика заиграла новыми, мощными, сочными красками, стала более доступной, так как стекло, в целом, дешевле, чем натуральный камень.

Римская мозаика, из какого бы материала она ни была выполнена, укладывается на ровное подготовленное основание, на специальный клей, подобранный в соответствии с выбранным основанием, после чего швы между модулями затирают затиркой. Цвет затирки также очень важен, так как от него не меньше, чем от цвета основного рисунка, зависит общее впечатление от работы. Традиционно применяют серую или белую затирку, но можно встретить и другие цвета. Очень эффектно смотрится чёрная затирка, так как на чёрном любые другие цвета смотрятся особо сочно.

Самые знаменитые мозаики находятся в Италии в Ровенне, Венеции, Ватикане.


Фрагмент мозаики в Венеции. Собор Сан Марко


Византийский мозаичист 9 века — Мозаики в Айя София, Христос

Стилистический эффект

В качестве фона выступают крупные элементы в светлой цветовой гамме. Он может быть классическим. Нередко материал имитирует однородный камень. Узоры и фигуры создают из частиц мозаики различных размеров. В зависимости от типа изображения используют дополнительные элементы для оформления контура. Посредством частиц разного размера удается создать оригинальное изображение.

Данный элемент декора может стать привлекательным акцентом. Расположите мозаику на крупной стене или полу: она не останется без внимания. Композиция придает декору элементов нарядности. Чтобы прочие декоративные элементы не отвлекали, рекомендуется оформить мозаику на открытой стене без картин и прочих предметов. Желательно сочетать мозаику с однотонным и однородным покрытием. Если вы планируете украсить пол в просторной комнате, разместите мозаику по центру.

Музеи римской мозаики

Крупнейшие современные музеи римской мозаики находятся в музеях Бардо (Тунис, 1888) и Газиантепа (Турция, 2011).

Преимущества

Специалисты из сферы декорирования составили перечень достоинств использования данного тренда в современных интерьерах.

Долговечность

Фрески, созданные мастерами еще в далекие времена, сохранились до нашего времени. Современные изделия могут похвастаться долговечностью и практичностью. После укладки украшение сохранит красоту на протяжении многих десятилетий. Это лучший выбор отделки для тех, кто не любит часто менять декорирование, тратить на эту работу время и деньги.

Классика

Рисская мозаика сохранила свою актуальность на протяжении нескольких сотен лет и дошла до нашего времени. Такой декор является модным, стильным и классическим. Не зависимо от модных тенденций и изменений в сфере декора мозаика в актиническом стиле будет уместна и актуальна.

Надежность

Материалы, используемые для изготовления частиц мозаики, могут похвастаться износостойкостью, практичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и повреждениям. Качественная плитка сохраняет форму и фактуру достаточно долго. Она не трескается и не лопается.

Ухаживать за композицией из мозаики легко. За счет прочной текстуры материала, плотности пыль и загрязнения остаются на поверхности. Обычной влажной уборки будет вполне достаточно, чтобы очистить поверхность.

Локальный ремонт

В случае повреждения одного из элементов композиции его можно заменить новым, не демонтируя целое полотно. Такая возможность значительно сократит затраты на ремонт.

Примеры римской мозаики

Нептун, управляющий колесницей

Улисс во время своего путешествия

Любовная сцена, 1-й век н.э.

Материалы

В процессе изготовления мозаики в римской тематике раньше использовали разнообразные материалы, среди которых востребованным сырьем был оникс, а также мрамор, туф. Иногда применяли морские камешки. Натуральный камень обладает особым изыском и привлекательностью. Насыщенный природный цвет понравится каждому. Иногда мастера использовали гальку, называя прием с ее использованием варварским.

В настоящее время в процессе производства современные компании используют специальные керамические составы. Такой материал обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, он устойчив, практичен и износостоек. Частицы не боятся воды, горячего воздуха и перепада температуры. За счет специальных технологий оттенок плитки и нанесенный рисунок очаровывают четкими линиями и яркими красками.

Как наколоть мрамор для создания римской мозаики, смотрите ниже.

Мозаика Древнего Рима. Жанры

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Читайте также:
Оцинкованные водостоки: технология производства, плюсы и минусы

Мозаику делали из натурального камня.

. или смальты – цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.


Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.


Океан. Музей Антакьи

Музей Бардо, Тунис


Похищение Европы, Аквилея

Сцены повседневного быта (бытовой жанр) встречаются как в чистом виде, так и в мифологических композициях.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея. Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.


Актеры уличного театра

Спортсменки. Вилла дель-Касале, Сицилия


Охота. Вилла дель-Касале, Сицилия


Фрагмент. Здесь можно увидеть прекрасный фрагмент пейзажа

Нильский пейзаж из Палестрины. Здесь бытовой жанр переплетен с пейзажем


А здесь пейзаж дополнен анималистическими персонажами. Палаццо Массимо, Рим

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!

Битва при Иссе. Помпеи. Самая знаменитая римская мозаика.


Портрет Александра Македонского

Портреты часто выступают в виде аллегорий, напимер времен года. В таком варианте они несколько идеализированы.

Мозаика из Британского музея.

Встречаются портреты и очень индивидуальные и выразительные.


Археологический музей Неаполя


Археоогический музей Антальи

Натюрморт – один из популярнейших жанров.

Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.

Мозаика из Неаполитанского археологического музея.


Большой дворец, Константинополь

Мозаичные картины (а они, как правило, расположены на полу) часто были окружены широкой орнаментальной рамой.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

История древней мозаики: Византия, Флоренция, Рим, Венеция

Флорентийская, римская, венецианская, византийская мозаика – эти названия техник ласкают слух, а образы, ассоциирующиеся с теми высокохудожественными объектами, что создавали мастера прошлого, тысячелетиями приковывают взгляды. Каждая школа уникальна, но все художники укладывали рисунок, собранный из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и прочего), на подготовленную поверхность.

Быстрая навигация по статье

Первые опыты

История мозаики начинается ещё во времена шумерского царства. Самая древняя мозаика собиралась из кусочков обожжённой глины. В качестве основы использовали глину необожжённую.

Первая мозаика собиралась из конусных глиняных деталей, торцы которых окрашивали. Обычно использовался красный, чёрный и белый цвет. Месопотамия, г. Урук, 3 тыс. лет до н. э.

Из розеток, треугольников, зигзагов составлялись простые геометрические орнаменты. Помимо декоративной пользы, мозаика здесь защищает несущую конструкцию от влаги и выветривания.

Византия

Самая древняя мозаика Византии датирована III-IV вв. н.э. Золотое время данной технологии приходится на VI-VII и IX-XIV вв. н.э. Учитывая дороговизну материалов и работы, основным заказчиком мозаики Византии была католическая церковь. Великолепная древняя мозаика сохранилась в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле). Основные мотивы – библейские сюжеты.

Византийская мозаика – это эталон, она характеризуется высоким художественным мастерством. Изображения точны, предпочтение отдаётся большим полотнам, учитывается эффект масштаба: удалённость зрителя, его местоположение. Отличительная черта рисунка – наличие контура у каждого изображённого объекта. Цель приёма – зрительно выделить элемент на общем, чаще золотистом, фоне при просмотре с большого расстояния.

Мозаика «Христос Пантократор». Кафедральный собор епархии Чефалу (Италия, о. Сицилия). 1145-1148 гг.

Как выглядит смальта

Мастера в своей работе использовали смальту – цветное стекло. Технология основана на добавлении к стеклу оксидов металлов, придающих плитке необходимый цвет. В мастерских получали до нескольких сотен различных оттенков. Материал для мозаики в Византии был очень дорог. Для создания панно прибегали к смальте с добавлением сусального золота, подмешивали медь и ртуть. Технология характеризуется плотностью расположения пластин (небольших квадратов, реже иной формы) и применением прямого набора при их укладке. Готовое полотно имеет неровную поверхность и характерный блеск.

Флоренция


Флорентийская мозаика Pietra Dura (с итальянского – «поделочный камень») — уникальная техника, самая сложная из существующих. Это древнейшее искусство, в основе которого положена работа с каменными пластинами.

Флорентийская мозаика была особенно популярна в XVI-XIX вв. В конце XVI в. В город были приглашены мастера из Милана, в котором создание изделий из камня в тот период времени процветало. Покровителями мастеров выступали члены семьи Медичи, которые создавали первые мастерские и впоследствии стали главными заказчиками.

  • В работе использовали полудрагоценные камни — тигровый глаз, аметист, малахит, лазурит, гематит, яшму, мрамор, авантюрин, горный хрусталь, агат, халцедон;
  • Проект рисунка создавался с учётом особенностей фактуры и естественного узора камней;
  • Форма плиток не ограничивалась классическим прямоугольником;
  • Платины укладывались настолько плотно друг к другу так, что зазор отсутствовал;
  • Технику использовали для украшения стен, элементов мебели (столов, шкафов), шкатулок, шахматных досок;
  • Филигранность исполнения («каменная картина»), сложность и реалистичность композиции. Мастера создавали марины, натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены.

Мозаика, выполненная во флорентийской технике на створках деревянного шкафа, из 20000 цветных камней (яшмы, лазурита, мрамора, амазонита и прочих). Петергофская гранильная фабрика. 80-90-е гг. XIX в.

Читайте также:
Самодельный многоуровневый парник для рассады: как сделать его за 20 минут из подручных материалов

Древняя мозаика Рима стала базой, которой воспользовались будущие поколения мастеров. Но в то же время римская мозаика как искусство, как технология была заимствована у греков. В работе используются кусочки смальты или мелкого камня — преимущественно мрамора и других натуральных камней — в форме квадрата или прямоугольника. Традиционно римская мозаика использовалась для декора стен и полов помещений (и публичных, и частных).

Самая древняя мозаика датирована II в. до н.э. и найдена на греческом острове Делосе. Первые образцы – геометрические орнаменты, набранные из целых необработанных камней. Позднее появились стилизованные изображения людей и животных.

Известны следующие техники:

  • Opus tessellatum, при которой в работу шли тессеры (каменные осколки) размером свыше 4 мм;
  • Opus vermiculatum, для которой брали тессеры величиной не более 4 мм, что позволяло прорисовывать мелкие детали;
  • Opus sectile, сочетавшую и крупные и мелкие пластины;
  • Opus regulatum, где картины формируются из кусочков породы одинакового размера, выложенных ровными линиями.

Прекрасно сохранившаяся римская мозаика с Посейдоном. Турция, г. Газиантеп.

  • Светлый фон, хаотично набранный из однородных камней;
  • Декоративные элементы (узор, фигуры) формируются за счёт более мелких фракций;
  • Цветовая гамма картины ограничивается финансовыми возможностями заказчика – чем монументальнее проект, тем он дороже, тем более разнообразный материал используется, тем лучше художник может показать своё искусство и мастерство.

Венеция

Венеция — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.

  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).

Классическая венецианская терраццо

  1. Необычная мозаика: 7 идей с фото
  2. Плиточный клей ЮНИС: выбор, технические характеристики, расход, инструкция
  3. Стеклянная мозаика в интерьере: 19 фото

Жизнь после смерти. Римские мозаики

После смерти есть жизнь, уже потому, что однажды найденный образ непостижимой глубины в сознании художников остается, которые к нему возвращаются, что-то к его пониманию добавляют уже от собственного времени. Значит, через образы продолжается Посмертное бытие героев древнегреческих мифов. Вряд ли когда-нибудь люди оставят в покое Медузу горгону. А может быть, то злой Рок не может натешиться …

Эгейское море

Как прекрасна Греция, Господи!
Как прекрасна, Господи, Земля!
И у каждого места на Свете белом — своя красота.

На Свете белом древнегреческая мифология жива.
Она — одна из сил, которые связывают Землю в целое.
Можно и так сказать: Земля в одно целое связана
Воображением, Фантазией, Восхищением тем,
чего в реальности не было никогда…

Перуззи Балдасар. «Персей и Медуза горгона». Вилла Фарнезе в Риме. 1511

Римская фреска, здесь показанная, замечательна по рисунку и совершенна по исполнению. По композици, на мой взгляд, слишком переуплотнена: включает лиц, в мифе не задействованных. Причина отступлений лежит на поверхности…

Точность воспроизведения мифа уже не важна.
Реальность мифа ушла в древне-греческое прошлое.
Там и тогда каждый по-настоящему и боролся, и страдал.
Здесь и сейчас участники действия — декоративный стаффаж,
развлекающий, услаждающий эстетический вкус патрициев.

И однако, есть в трактовке сюжета нечто, весьма интересное: Персей и Медуза смотрят друг другу прямо в глаза.
Выделяю необходимый фрагмент…

Перуззи Балдасар. «Персей и Медуза горгона» (фрагмент)

Убедитесь: Персей смотрит Медузе прямо в глаза. Что это — герой об указаниях Афины не помнит? Он на вселенской сцене — великий актер?

Медуза ладонью защищает не себя от меча, а того, кто должен ее убить, защищает от собственного взгляда?
Все перепуталось… И непонятно, кому трубит крылатая Ника славу: Медузе, о себе не думающей, или Персею, поднявшему руку «на знакомую с горем» женщину, по-моему, преклонных лет.

Появляется необходимость поднять историю и представить теорию ПРЯМОГО ВЗГЛЯДА — ДРУГ ДРУГУ В ГЛАЗА…

Древнеримская напольная мозаика с изображением горгонейона
при входе в дом. Национальный археологический музей, Мадрид

Тайну ПРЯМОГО ВЗГЛЯДА раскрывают римские напольные мозаики с горгонейонами. Известно, древние римляне приписывали чужому прямому взгляду магическую недобрую силу (invidia). Он так и назывался — «ВЗГЛЯД МЕДУЗЫ«: завораживающий, повергающий в оцепенение — окаменение.

Завороженность означает следующее: тот, кто видит, как на него смотрят в упор, не может отвести взгляда. Во встрече двух пристальных взглядов — и в мире людей, и в мире животных — таится «ЦЕПЕНЯЩАЯ СМЕРТЬ». Еврипид уточняет: «Эта Горгона — порождение ночи с ее цепенящим взглядом и стоглавыми змеями на голове».

Следуя подобным представлениям, римляне размещали горгонейон на полу при входе в свой дом. Они искренне верили, «цепенящий взгляд» Горгоны не пропустит в дом чужого — не знающего, что за встреча его ждет за порогом. Свой пройдет, потому что знает, где и когда нужно избегать «взгляда Медузы».

Подсказывает, как вести себя в подобной ситуации, Страх.
Тот, кому удалось спрятать в мешок голову с убийственным взглядом, получил у римлян священное звание «Повелителя страха». Позднее постоянно будем получать информацию, кем в действительности стал герой. Сейчас из узнанного запоминаем главное…

Читайте также:
Обои Roberto Cavalli: о бренде, стилевом оформлении и расценках на коллекции

Прямой взгляд — «взгляд Медузы»:
тот, в котором таится «цепенящая смерть».

Проверить утверждение римлян хотите?
Уставьтесь на врага и не отводите взгляда, пока…

Римская напольная мозаика из коллекции Археологического музея в Сусе —
античном городе-колонии Гадрумет (Тунис). 150-200 годы н.э.

В центре радиально-кольцевой мозаичной композиции — голова Медузы горгоны. То — впечатляющий пример освоенной еще в древности оптической иллюзии: если смотреть на маску в центре, возникает эффект затягивания внутрь композиции. Затягивания не избежать — старайся, не старайся! Понимание предстоящего отступает. Испуг и ужас бездействуют. Летишь туда, куда тебя зовет неведомая сила…

Маска Горгоны — это маска самой Зачарованности:
это маска, заставляющая окаменеть добычу перед хищником; это маска, что неодолимо влечет воина к смерти; это маска, превращающая в камень живого человека…

Это — «маска смерти» с вечно открытым взглядом трупа,
что неподвижен! Взглядов никто не отведет,
потому что… Медузы нет — она убита,
и смотрящего на нее тоже сейчас не будет.
Все должное свершится, и все перейдут в вечность.

Если существует «маска смерти», должен быть и тот, кто ее носит (использует по назначению, переносит). Все есть, все — на своем месте. «Phersu», в переводе с этрусского, означает «носитель маски смерти». Этрусское слово «Phersu» стало греческим именем — Персей. Есть тому свидетельство:имя Phersu обнаружено рядом с маской в так называемой гробнице Авгуров в Тарквиниях, которую датируют 530 годом до н. э. То же имя написано рядом с kunee — шапкой из волчьей кожи, которую надел при опасности Персей.

«Дурной глаз» и «Глаз смерти» — общие корни представления об «одноглазом стрельце». Воин натягивает лук, прищуривает один глаз, широко раскрывает другой и впивается взглядом в лицо того, кому несет смерть. Все — встреча состоится и непременно, но не в этом мире!

При всем при том, подобное изображение часто встречается на медальонах, которые носили на груди греческие и римские солдаты. Горгона защищала тех, кто носит горгонейон, от дурного глаза, обещающего смерть.

Мозаичное панно с изображением Медузы горгоны, найденное на Акрополе в руинах уничтоженного персами храма богини Афины — Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фундамент и фрагменты мозаичного и скульптурного декора)

У Медузы красивое лико с лебедиными крылышками и золотыми волосами, из которых выползают змеи. Может быть, то — патрицианка в карнавальном парике? Глаза не смотрят прямо — в упор, а воздеты вверх. Взгляд не озлоблен и напряжен, а мечтателен…

В древних культурах много запретов наложено на направление взгляда. Нельзя смотреть назад: утратишь что-то дорогое, любимое, родное, что за тобой доверчиво идет, — миф об Орфее и Эвридике. Нельзя смотреть прямо: вдруг наткнешься на враждебный, проклятье несущий взгляд — миф о Медузе горгоне. Женщины в ответ на прямой взгляд, оскорбляющий их достоинство, должны опускать глаза долу. Вообще, женщинам должен быть свойственен уклончивый, испуганный, стыдливый взгляд. Правда, здесь изображена патрицианка — дама знатная весьма…

Боже мой, какая патрицианка?! Это же — Медуза горгона, очаровывающая красотой, чтобы бдительности лишить. Сейчас она приопустит взгляд и прекрасное лико превратится
в «маску смерти», вызывающую Испуг, Панику, ощущение «Преследования, что леденит сердце». Что последует за этим дальше, устала повторять. А всего лишь взгляд…

В «Илиаде» голова Горгоны — это лик воинственной ярости (menos), несущий гибель врагу. В Спарте Ликург приказывал юношам носить длинные волосы, дабы казаться мощными и «более устрашающими». Молодые воины-лакедемоняне отпускали длинные волосы и, умастив их маслом, разделяли на две пряди, чтобы выглядеть «еще ужаснее».

В «Одиссее», когда Улисс спускается в ад, толпа мертвых издает вопль. Улисс признается: «Безумный страх, что Персефона пошлет мне чудовище с цепенящим взглядом Горгоны, овладел мною». Тотчас Улисс отвел глаза в сторону и бросился назад — защитил себя, а не струсил.

Чтобы остаться в живых, Персей не смотрел прямо.
Все, происходящее с ним, стало отражением в зеркале. Это — не жизнь, а лишь видимость ее…

Палач стал жертвой. Жертва стала палачом.
Химерическое оборачивание свершилось и здесь.

Пример римской мозаики времени императора Септимия Севера.
«Нептун, управляющий морскими лошадьми». III век нашей эры

Без мозаики невозможно представить себе древнеримское искусство. Композиции мозаичных полов из цветных камней, смальты, стекла, керамики встречаются на всей территории Древнего Рима. Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. В период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера дворцов, терм, частных атриумов.

Сюжеты римских мозаик безграничны. Они варьируются от сравнительно простых орнаментов до многофигурных художественных картин со сложной пространственной композицией. Венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома) или назначением здания.

Читайте также:
Секционные заборы: виды и преимущества

В отличие от византийских мозаик, которые начнут собираться позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична, производит впечатление роскоши, богатства. Прекрасные полы с красивыми мозаичными рисунками и сейчас смотрятся ничуть не менее интересно и привлекательно, чем пару тысяч лет назад.

Петербург. Малый Эрмитаж. Прекраснейший Павильонный зал.
Арх. А. И. Штакеншнейдер. 1852. На полу — копия римской мозаики

Римская мозаика найдена в 1782 году при раскопках терм города Отриколи близ Рима. Ныне она находится во дворце Ватикана. Копия (меньше оригинала в два раза) выполнена в Риме под руководством известного итальянского мозаичиста М. Барбери его русскими учениками — В. Е. Раевым, Е. Г. Солнцевым, И. С. Шаповаловым, С. Ф. Федоровым — при участии итальянских мастеров в течение 1847-1851 годов.

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала.
Помещен в Эрмитаже, в Павильонном зале в 1852 году

Композиция — радиально кольцевая. В центре — круг с маской Медузы. Два восьмигранника сопряжены радиусами в целое. Жесткость сетки из меандров создает уже показанный оптический эффект — затягивания в центр : туда, где размещен горгонейон.

В процессе работы композиция напольной мозаики была дополнена красочным венком — гирляндой из цветов, плодов и злаков, разделяющей пояса со сценами из мифологии.

Во внутреннем поясе изображены сцены из кентавромахии — битвы между лапифами (мифическими обитателями горной Фессалии) и кентаврами (полулюдьми-полулошадьми).
В наружном поясе показаны сцены с фантастическими существами из подводного мира — гиппокампами, тритонами, нереидами и другими.

Уменьшенное повторение этой мозаики (меньше оригинала в четыре раза) исполнено теми же мастерами для круглой столешницы, демонстрируемой в том же Павильонном зале Эрмитажа.

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала.
Центральный фрагмент с маской Медузы — прекрасной и ужасной

Лико золотоволосой Медузы с лебедиными крылышками прекрасно. Более того — идеально в рисовке своей, совершенно по пропорциям. Согрето человеческим чувством — страданием, что, кажется навечно, застыло в ее огромных глазах, лучше — очах. Маска Медузы ужасна из-за змей, шевелящихся в золотых волосах. Маска Медузы несет в себе какую-то опасность…

В чем она? Застывшее лицо будет вечно прекрасным! Нет, шевелящиеся змеи принадлежат здесь-сейчас текущему времени. Они изгибаются. Они изменяются. Они втягивают в свое движение золотые пряди, что становятся похожими на живых змей и грозят ими стать!

Разрыв между вечностью и мгновением
затягивает вас в свой водоворот,
грозя возвращением пучины, бездны —
начала всех начал! Стра-а-ашно! а-а-а…

Взгляд от центра отведите, на кентавров смотрите. Сейчас их победят олимпийские боги и наступит гармоничный мир, где не будет чудовищ — воцарится навечно Красота…

И прекрасная Медуза будет царицей абсолютного мира,
идеального, неизменного в совершенстве своем?!
Нельзя такого допустить: абсолютная красота
губительна для жизни живой, что требует перемен.

И туда нельзя, и сюда нельзя… что делать?!
Не допуская победы крайностей, жить…

Мозаичный пол. Копия XIX века с античного оригинала.
Фрагмент наружного пояса со сценой из подводного мира

Бог морей Посейдон, приняв подходящее к случаю обличье, со своей супругой — нереидой Амфитритой — по морю катается, счастливой — спокойной — жизнью наслаждается, как простой тритон. Без трезубца и короны его нелегко было бы узнать.
Рядом — опять неожиданное сочетание: быка со змее-рыбьим хвостом. Наверное, для Бога морей Бык более под стать, чем Конь. На интересные размышления наводит сюжет…

Море в древних воззрениях — субстанция Вечности.
Время имеет свой символ — движение волн.
Трезубец получает свое назначение. Он позволяет управлять Временем, распоряжаясь Прошлым (один зуб), Настоящим (центральный зуб) и Будущим (третий зуб).

Скажете, Прошлым нельзя управлять, потому что в нем ничего нельзя менять? Боги эллинов обладают вседозволенностью. Вот поэтому-то, Море превращается в Пучину, Хаос, Бездну.

Счастливую жизнь Богу и его супруге обещают свастики — прямые и обратные, что бесконечной лентою по граням восьмиугольников и радиусам бегут.

Как спокойно море в мерном ритме волн. Странноваты чудища…

Есть гиппокамп -фантастическое сочетание торса коня с змее-рыбьим хвостом. Рядом другое сочетание — хвоста змее-рыбьего с птичьей головой и крыльями.

Первое сочетание понятно: конь — средство передвижения по земной поверхности и водной. На гиппокампах ездили морские божества. В колесницу греческого Бога морей Посейдона гиппокампы впрягались всегда. То были прирученные — одомашненные — существа.

Второе сочетание поражает своей необъяснимостью: птица летает в воздушной стихии, ей морская стихия не нужна. Зачем же такому бессмыссленому, и очень некрасивому, сочетанию состязаться с гиппокампами? А может быть, страшилище занято другим? Оно Посейдону возражает: не хочет приручаться, как когда-то морской конь — гиппокамп?

Птица свою свободу отстоит будет по-прежнему
в небе парить, лишь воздушным струям подчиняясь.
Гиппокамп вырви из рук Бога узду! Не вырывает…
Где вы, гиппокампы? Разделили участь Богов.

Leave a Reply Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Реферат “Мозаики и фрески Древнего Рима”
материал по мхк (9 класс)

Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого — муза) — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. – особая отрасль живописи, преимуще­ственно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий.

Читайте также:
Сетка для армирования кирпичной кладки

Скачать:

Вложение Размер
mozaiki_i_freski.docx 760.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГПБОУ РО «ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине: «История искусств»

на тему: «Мозаики и фрески Древнего Рима».

Выполнила студентка группы ПДО 2.2

Ермышева Алина Евгеньевна

Владимирова Фаина Юрьевна

Мозаика (позднелатинская mosaica, от греческого — муза) — изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, цветных керамических плиток и т. д. – особая отрасль живописи, преимущественно монументальной и декоративной; мозаика употребляется и в прикладном искусстве. Она используется главным образом для украшения зданий. Сложная по исполнению требующая точности расчёта на слияние цветовых пятен на расстоянии, мозаика обладает большой прочностью и позволяет создавать величественные монументальные произведения, красочное декоративное убранство. Камни, смальта и т. д. укрепляются обычно на цементе или более вязкой мастике.

Можно сказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения встроительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этими разноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальних уголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошло немного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительстве зданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камня мелкого размера разных цветов и оттенков.
В свое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания. Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшены мозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцовмозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стеклоразных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда было приятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась в зависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.

Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий.
Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины (asarotos oecos). Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.

Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

В III веке н. э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.
Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Примеры римской мозаики

На вилле Мистерий , построенной в первой половине II в. до н. э. в пригороде Помпей (реконструирована ок. 60 г. до н. э.), сохранились великолепные образцы фресковой живописи. Главное их сокровище — фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры высотой в человеческий рост. Объединённые в группы, 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху, движутся в ритуальном действе. Их чёткие силуэты эффектно выделяются на ярко-красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом — коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины. Хотя содержание росписей, значение отдельных фигур и последовательность их движения по-прежнему таят в себе немало загадок для исследователей, мастерство их исполнения бесспорно и несомненно.
Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удалось передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены. Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают хрупкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.
Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность древнеримской живописи, является фреска «Весна» из города Стабий близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, как будто плывёт по воздуху, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, вызванная приходом весны, тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, пронизывает всю живописную композицию.
Не менее знамениты и римские мозаики . Это искусство было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли изображения, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти композиции, поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из специально сваренного стекла — смальты. На них изображены странствующие актёры, обитатели морского дна, дерущиеся петухи, кошка с куропаткой в зубах. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства.
Хорошо известна помпеянская копия мозаики «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III» . На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремился бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский — его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.
К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь 15м2, сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу сражения.
В IV—V вв. произошло крушение Римской империи. Рим, разрушенный и разграбленный варварами, утратил своё былое величие. Но традициям древнеримского искусства не суждено было исчезнуть: в Средние века, в эпоху Возрождения и классицизма они вдохновляли мастеров художественного творчества.

Этнические стили интерьера. Римский стиль

Римский стиль в интерьере – сочетание изысканности, роскоши и аристократизма, где величие, монументальность и торжественность выражены удивительно ясно и спокойно.

История римского стиля

Художественные традиции самих римлян были небогаты, и после завоевания Греции они ассимилировали весь пантеон греческих божеств, переименовав его. Скульпторы чаще просто копировали греческие бронзовые образцы творений, превращая их в мраморные. Позже находящийся в зените славы Рим создает величественный стиль, прославляющий мощь империи, силу оружия и славу правителей.

Изобретение бетона позволяет создать новые архитектурные формы: арочные, сводчатые и купольные перекрытия, отчего внутреннее пространство становится выше и просторнее. Меняется подход к ордерной системе: колонна перестает быть несущей, а становится декоративным элементом. Развивается строительство инженерных сооружений: дорог, многоярусных мостов-водопроводов (акведуков).

Строятся триумфальные арки. Воздвигается знаменитый амфитеатр Колизей, вмещающий около ста тысяч зрителей, и грандиозный Пантеон – «Храм всех богов». Созданный Римом тип базилики (общественного здания) впоследствии ляжет в основу христианского храма.

В эпоху расцвета богатство и роскошь хлынули в Рим, превратив его в город-музей с дворцами, термами, фонтанами, мощеными улицами и площадями.

Внутренние и внешние причины, в конце концом, привели к упадку империи и разделу ее на Западную и Восточную части. Началась история Средневековья.

Интерьер

Планировка римского дома представляет собой атриумный дом, где главное пространство (атрий) было окружено рядом второстепенных помещений. Следовательно, в интерьере древнеримского стиля нужно сделать акцент на центральном участке площади, который позже можно выделить орнаментом на полу, ковром или даже, при возможности, небольшим бассейном.

Стены

В зависимости от назначения и общего оформления помещения, стена может быть нейтральным фоном или служить яркой доминантой.

Если нужно обратить внимание на мебель, предметы декора, архитектурные фрагменты, то уместно оставить стены однотонными. Цвета лучше использовать сдержанные, с минимумом лепных деталей на поверхностях. Допустимо обустройство декоративных ниш с арочным завершением. Для отделки подойдет декоративная штукатурка природных тонов (белый, бежевый, золотистый, слоновая кость, светлые серый и голубой). Можно также использовать кладку из цветного мрамора или легкую роспись, его имитирующую.

Если помещение предполагается свободным, выбор цвета может быть смелее: персиковый, терракотовый, даже приглушенный красный, реже — природный синий. В этом случае подойдет мозаика, настенные росписи с имитацией дополнительного пространства: окна, двери, пейзажные мотивы, архитектурные композиции с колоннами, аркадами, беседками и даже бытовые сцены из жизни римлян.

Потолок

Конструктивных решений римского потолка немного: гладкий, многоуровневый и кессонированный. Гладкий потолок можно украсить легким рельефным трафаретным орнаментом по периметру.

Многоуровневым потолком можно добиться иллюзии купольного перекрытия – одного из главных мотивов римской архитектуры. Также с его помощью можно спрятать осветительные приборы, имитируя «проникающий» свет.

Кессонированный потолок добавит помещению роскоши и респектабельности. Кессоны (углубления четкой геометрической формы, созданные пересечением потолочных балок) можно декорировать рельефными или расписными изображениями растительных мотивов. Очень эффектно выглядят балки сложного профиля.

Выбирая конструкцию потолка, опасайтесь перегрузить и «придавить» пространство. Кессонированный потолок подойдет только для помещений с большой площадью и высотой. Не перегружайте пространство: тяжесть сверху уничтожит простор – главную идею стиля!

В качестве напольного покрытия подойдет природный камень или его имитация, керамическая плитка спокойных оттенков и даже бетон. Паркет использовать не следует. Для декора пола вполне уместна инкрустация камнем, но очень фрагментарно (как правило, в центре помещения) и осторожно по цвету. Пол не должен стать центром внимания!

Мебель

Выбор достаточно широк. Предметы римской мебели сочетают тяжеловесность этрусков, богатство отделки египтян, изящество и лаконичность греков. Это и плетеные кресла с обтекаемой спинкой, и мраморные круглые столы на опоре в виде животного или полуколонны, и практически каркасные металлические стулья и табуреты, напоминающие складные.

Ножки столов, кресел и стульев могут быть выполнены в виде звериных лап. Гостей римляне принимали лежа, поэтому привычный для нас большой обеденный стол — не самый подходящий предмет. Уместны изящные диваны, больше напоминающие скамьи, с подушками в виде валиков.

Украшением мебели из дорогих природных материалов (мрамор, дерево, металл) может служить гравировка, резьба, позолота, инкрустация, различные рельефные накладки из бронзы, природного камня, слоновой кости и даже панциря черепахи.

Декоративные элементы, малые формы и текстиль

Римский интерьер должен напоминать о могуществе и мощи, богатстве и изобилии. Используйте бронзу, цветное стекло, фаянс, мрамор, статуи античных богов. Подойдут также бюсты императоров, фигурки животных, амфоры, вазы, кубки и урны. В зависимости от размеров, эти предметы могут находиться прямо на полу вдоль стен или около лестниц, заполнять декоративные ниши, стоять на пьедестале или подставке в виде полуколонны.

Выбирая текстиль для декорирования, отдавайте предпочтение натуральным тканям: от тончайшего шелка до нарочито грубого льна с каймой в виде контрастного геометрического орнамента. Подушки, драпировки, покрывала могут быть украшены бахромой, витыми шнурами и кистями из золотых нитей. Цветовая гамма – от ослепительно белого до ярких, насыщенных, чистых цветов спектра.

Ванная

Ванная комната была особым помещением в домах римлян. Для нее подойдет мозаичное (лучше сюжетное) покрытие стен, пола или самой чаши ванны, которая совсем необязательно должна опираться на ножки в виде звериных лап и быть традиционных очертаний. Объем чаши можно решить в виде простой геометрической формы с облицовкой мозаикой или керамической плиткой подходящей фактуры. Не забывайте о предметах декора из бронзы или темного металла (подставки, крючки, ручки в виде колец).

Освещение

Освещением постарайтесь создать игру света и тени, свойственную римскому жилищу. Люстры и светильники при этом — не самый удачный прием. Лучше, если источник света будет спрятан или не очень заметен. Используйте точечную подсветку в нишах и в перепадах уровней потолка. Подойдут также торшеры и бра с плафоном, скрывающим лампочку и направляющим свет вверх или вниз. Идеально скопление крошечных светодиодных точек по центру потолка в пределах окружности – эффект окажется сродни знаменитому «Глазу Пантеона». Удивляйте светом!

Римские шторы в интерьере

Вообще, штор в домах римлян не было. Но современная жизнь диктует свои требования и, если не удается обойтись рулонными или «римскими», используйте шторы простого покроя из легких тканей нейтральных оттенков.

Римский стиль в интерьере непременно сделает ваш дом максимально удобным для жизни, удивительно красивым для восприятия, создаст атмосферу значительности и великолепия в сочетании со сдержанностью и благородством.

Выбираем экран для ванной: обзор 7-ми вариантов моделей на любой вкус и кошелек

Ванная комната нуждается в маскировочных элементах. Именно здесь сосредоточены водопроводные коммуникации, которые без дополнительного декора некрасиво выглядят и портят весь интерьер.

Специальные экраны для ванной решают эту проблему, закрывают трубы и при необходимости позволяют организовать небольшие ниши для хранения бытовой химии и средств гигиены. Возможность и удобство хранения зависят от типа экрана и способа его установки.

Как и для чего можно использовать экран?

Экран представляет собой рамку-каркас, на которой закреплена декоративная панель – сплошная, с распашными дверцами или раздвижная. Закрытое пространство защищено от попадания влаги.

Оно может оставаться пустым, а может использоваться в качестве маленькой кладовой.

Панель не только украшает помещение, за ней часто размещают сантехнические и бытовые приспособления, которые из эстетических соображений не оставляют на виду – сантехнические тросы, мочалки, половые тряпки и т.п.

На видео представлены экраны с различной отделкой:

Экраны для ванны устанавливают, когда все остальные работы уже выполнены, это завершающий этап ремонта ванной комнаты.

Экран может быть ярким и привлекательным или незаметным, но основные требования остаются неизменными – надежность, удобство использования, эстетичный внешний вид.

Можно выбрать любую конструкцию и материал, главное, чтобы владельцу было комфортно, оставался доступ к коммуникациям для осмотра и ремонта.

Сплошные и раздвижные конструкции

Конструкции могут быть сплошными или раздвижными. Первые наглухо закрывают пространство под ванной. Для осмотра и ремонта коммуникаций требуется демонтаж экрана. Вторые изначально предусматривают свободный доступ к трубам.

Такие панели оснащены дверцами, которые легко сдвигаются, скользят в стороны по специальным желобкам и открывают доступ к сантехнической подводке, бытовой химии, средствам гигиены.

К преимуществам сплошных экранов следует отнести большее разнообразие отделочных материалов, возможна мозаичная облицовка, установка декоративных панно.

Отделанный плиткой стационарный сплошной экран прост в уходе, чрезвычайно прочен и долговечен. Впрочем, есть и недостатки.

Для доступа к коммуникациям остается лишь небольшой проем, и в случае серьезных неполадок его недостаточно, приходится демонтировать всю конструкцию.

Раздвижные экраны более удобны в бытовом плане, но не настолько прочны и долговечны, как сплошные. В зависимости от материала дверок и каркаса монтаж такого экрана может быть очень простым или требовать серьезных усилий.

Длина раздвижной конструкции составляет обычно 150-170, а ширина и высота подбирается индивидуально, под потребности владельца ванной.

Наиболее популярные материалы

Для изготовления экранов используют долговечные материалы, не подверженные коррозии. Это гарантирует прочность каркаса и отсутствие деформаций в течение длительного времени.

Панель должна быть сделана из материалов, устойчивых к воздействию влаги, высоких температур. В случае поломки декоративной панели осколки и обломки должны быть такими, чтобы не поранить человека.

Лицевая отделка может быть любой – керамическая плитка, зеркало, стекло и т.п.

Чаще всего покупатели выбирают экраны из таких материалов:

  • кирпич;
  • пластик;
  • металл;
  • гипсокартон;
  • пазогребневые плиты;
  • акрил;
  • панели МДФ;
  • плексиглас.

Вариант #1: Сплошная кирпичная кладка

Иногда пространство под ванной просто закрывают небольшой стенкой из кирпича, которую потом отделывают той же облицовочной плиткой, что и стены. Кладку делают в 1/2 или 1/4 кирпича.

Для этого сначала размечают расположение стенки так, чтобы после облицовки она была на одном уровне с бортиком ванны. При необходимости кирпичи верхней части стенки подгоняют по размерам.

Кирпичная стенка в качестве экрана способна прослужить в течение нескольких десятилетий. Она не боится никаких внешних воздействий или механических повреждений.

С другой стороны, у нее есть и явные недостатки. Доступ к коммуникациям закрыт, никакие манипуляции с пространством под ванной невозможны.

Вариант #2: Экран из гипсокартона

Гипсокартон очень удобный материал для создания сплошного экрана под ванну. Его установка начинается с формирования прочного каркаса.

Чаще всего для рамы выбирают либо металлический профиль, либо деревянный брус, обработанный антисептическим составом. Каркас размечают с учетом лицевым отделочным материалом.

Швы между профилем и полом ванной комнаты обрабатывают герметиком, чтобы предотвратить попадание влаги в пространство под ванной.

Экран может быть плоским, а может иметь специальную нишу для ног. Во втором случае при установке профиля его монтируют не отвесно по прямой, а с углублением в виде буквы «П».

Глубина такой ниши составляет обычно 10-15 см. Готовый каркас обшивают листами влагостойкого гипсокартона, который потом грунтуют и отделывают лицевым материалом.

В качестве облицовки подойдут плитка, штукатурка, обои. При установке гипсокартона учитывают, что при контакте с водой он может набухать.

Последовательность работ подробно описана в видеоуроке:

Вариант #3: Плиты МДФ и OSB

Помимо гипсокартона, можно использовать плиты МДФ и OSB. В этом случае их грунтуют еще до начала обшивки каркаса. Также понадобится дополнительно сделать вентиляционные прорези длиной 5-10 см и шириной 2-3 см.

Их прорезают в стороне, противоположной технологическому проему. Впоследствии щели можно закрыть пластиковой решеткой. В остальном установка экрана из МДФ и OSB не отличается от монтажа гипсокартонной конструкции.

Можно приобрести готовый экран из МДФ. Такие панели бывают сплошными и раздвижными. Они приятно выглядят, хорошо вписываются в интерьер, часто очень удобны в эксплуатации, однако даже ламинированные плиты чувствительны к влаге.

Они редко сохраняют первозданный внешний вид более трех лет. Чем дешевле материал, тем выше вероятность того, что пленка отслоится из-за повышенной влажности, а сама поверхность обшивки деформируется.

Вариант #4: Пластик и пластиковая вагонка

Производители пластиковых экранов утверждают, что их изделия способны прослужить 10-30 лет. В принципе, это возможно при условии бережного обращения с панелями.

Преимущества готовых пластиковых моделей – разнообразие цветов и фактур, простота в монтаже, эксплуатации, уходе. Есть конструкции с полочками, раздвижные, полностью открывающиеся и даже съемные.

Главное достоинство пластиковой вагонки – приятный внешний вид. Для такого экрана не требуется дополнительная обшивка лицевым материалом.

Крепят его на стартовый профиль из металла или деревянного бруса. Если выбран бюджетный вариант – дешевая вагонка, то на крепление профиля стоит обратить особое внимание.

Профиль под вагонку прочно фиксируют по всему периметру экрана и посередине. Такие меры предосторожности нужны из-за низкой устойчивости вагонки к механическим повреждениям.

К полу профиль дополнительно крепят с помощью герметика. Пластик нарезают строительным ножом и заводят краями за профиль, постепенно набирая всю декоративную панель.

В месте слива ванны делают технологический проем для обслуживания сантехники. Для этого устанавливают пластиковую раму с дверцей на петлях.

Такую дверцу можно приобрести в строительном магазине. Панель может быть сплошной или состоять из отдельных полос, размещенных на небольшом расстоянии друг от друга.

Вариант #5: Органическое стекло и зеркало

Очень оригинально выглядят экраны под ванну, изготовленные из органического стекла и зеркал. Такую конструкцию можно приобрести в специализированном магазине.

Обычно это раздвижные модели, которые открывают доступ ко всем коммуникациям. Плексиглас практически вечен. Он не боится высокой влажности, не разбухает и не способствует размножению микроорганизмов.

По прочности органическое стекло не уступает пластику, но серьезных ударов и царапин может не выдержать.

Плексиглас может быть матовым, прозрачным, с рисунком, любого цвета и фактуры. Производители экранов выпускают множество разнообразных моделей с различными типами открывания створок.

Выбор велик, и каждый покупатель может найти идеальный вариант для собственной ванны. Стеклянные модели отлично смотрятся в ванных комнатах, оформленных в ультрасовременном стиле. Устанавливают их на металлический каркас.

Популярны зеркальные модели, но настоящее зеркало устанавливать в нижней части ванны довольно рискованно, поэтому производители предложили более практичный вариант – панели из плексигласа с зеркальным напылением.

Они прочнее обычного зеркала, легко моются и так же роскошно выглядят. Органическое стекло довольно трудно разбить, но если оно все же расколется, то осколки будут мелкими и безопасными.

Зеркальный экран универсален, он неизменно хорошо смотрится в любом интерьере.

Вариант #6: Алюминиевые экраны

Если ищете оптимальный вариант по соотношению цена-качество, обратите внимание на алюминиевые модели. Они обходятся несколько дороже бюджетных пластиковых аналогов, зато прочнее и долговечнее.

Алюминий не ржавеет, долго сохраняет первозданный внешний вид. Рынок предлагает множество моделей, но самые популярные среди них – раздвижные конструкции.

Торцевая стенка алюминиевого экрана может быть изготовлена не только из металла, но и из органического стекла или пластика.

Вариант #7: Акриловые модели

Это специфические экраны, которые подходят только для акриловых ванн и обычно продаются с ними в комплекте. Основной материал для изготовления таких экранов – пластик с верхним лицевым покрытием из акрила.

Размеры и формы рассчитаны на конкретную ванну, поэтому с поиском универсального акрилового экрана, подходящего для различных моделей, могут возникнуть серьезные трудности.

С другой стороны, при покупке акриловой ванны с экраном проблема маскировки коммуникаций решается автоматически.

Панели конструкции не отличаются по цвету от ванны, плотно прилегают к бортикам, а каркас и крепежные элементы поставляются в комплекте.

Рекомендации мастера по выбору экрана

Каждый владелец сам решает, как организовать пространство в ванной комнате, выбирает материалы и способы монтажа, ориентируясь на собственные представления об удобстве и эстетике. Самодельный экран обычно гораздо крепче покупного, но далеко не каждый может смастерить и правильно установить его.

Перед покупкой экрана сделайте замеры пространства под ванной, решите, какая конфигурация будет для вас наиболее удобной. Если хотите найти экран, который можно будет просто смонтировать без специальных инструментов, ищите модель на ножках с регулируемой высотой. Несколько полезных рекомендаций по выбору даст специалист:

Выбирая готовые экраны, старайтесь не экономить на качестве. Хорошо зарекомендовали себя импортные модели Albatros, Jucussi, отечественные «Караван» и Ecroline. Эти производители предлагают не только стандартные экраны, но и угловые.

Цветовая гамма выбор фактур огромны. Вы можете найти модель любого дизайна и расцветки, укомплектованные всем необходимым для монтажа и сборки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: