Ремонт радиаторов: правила

Ремонт радиатора системы охлаждения

Утечки охлаждающей жидкости и восстановление поврежденных деталей радиаторов устраняют как с помощью современных полимерных материалов, так и традиционными способами – пайкой и сваркой.

Содержание

ОБ­ЩИЕ СВЕ­ДЕ­НИЯ

Ра­ди­а­тор слу­жит для ох­ла­ж­де­ния жид­ко­сти, по­сту­па­ю­щей из дви­га­те­ля и цир­ку­ли­ру­ю­щей по труб­кам, об­ра­зу­ю­щим его серд­це­ви­ну. В раз­лич­ных кон­ст­рук­ци­ях труб­ки мо­гут быть рас­по­ло­же­ны:

. или го­ри­зон­таль­но,
но в лю­бом слу­чае обе их сто­ро­ны гер­ме­тич­но за­кре­п­ле­ны в верх­нем и ниж­нем (или ле­вом и пра­вом) бач­ках. Мно­го­чис­лен­ные тон­кие пла­стин­ки, ус­та­но­в­лен­ные пер­пен­ди­ку­ляр­но труб­кам, слу­жат для уси­ле­ния их ох­ла­ж­де­ния встреч­ным по­то­ком воз­ду­ха при дви­же­нии ав­то­мо­би­ля и (или) со­з­да­ва­е­мо­го вен­ти­ля­то­ром.
Ма­те­ри­а­лы для из­го­то­в­ле­ния ра­ди­а­то­ров долж­ны иметь вы­со­кую те­п­ло­про­вод­ность. Рань­ше (до 90-х го­дов про­шло­го ве­ка) труб­ки и бач­ки из­го­та­в­ли­ва­лись, как пра­ви­ло, из ла­ту­ни и со­еди­ня­лись пай­кой 1 . В на­сто­я­щее вре­мя для сни­же­ния сто­и­мо­сти и ве­са ра­ди­а­то­ров на лег­ко­вых ав­то­мо­би­лях в ос­нов­ном при­ме­ня­ют алю­ми­ни­е­вые труб­ки и бач­ки, со­сто­я­щие из пла­ст­мас­со­во­го кор­пу­са с алю­ми­ни­е­вым до­ныш­ком. В этом слу­чае гер­ме­ти­за­цию со­еди­не­ния тру­бок с до­ныш­ка­ми бач­ков осу­ще­ст­в­ля­ют с по­мо­щью ре­зи­но­вых уп­лот­не­ний или спе­ци­аль­ной пай­кой, воз­мож­ной толь­ко в за­во­дских ус­ло­ви­ях. Ба­чок со­би­ра­ет­ся пу­тем за­валь­цов­ки края до­ныш­ка на бур­тик кор­пу­са, при этом гер­ме­тич­ность сты­ка обес­пе­чи­ва­ет­ся ре­зи­но­вой про­клад­кой.
Ус­ло­вия ра­бо­ты ра­ди­а­то­ров оп­ре­де­ля­ют­ся тем, что по­с­ле пу­с­ка дви­га­те­ля ох­ла­ж­да­ю­щая жид­кость мо­жет на­гре­вать­ся без ки­пе­ния до 120°С, так как да­в­ле­ние в за­кры­той си­с­те­ме вы­ше ат­мо­сфер­но­го. Пос­ле ос­та­нов­ки дви­га­те­ля и ос­ты­ва­ния жид­ко­сти да­в­ле­ние в си­с­те­ме ста­но­вит­ся ни­же ат­мо­сфер­но­го. Тон­ко­стен­ные де­та­ли при этом под­вер­га­ют­ся как тер­ми­че­ской, так и ме­ха­ни­че­ской на­груз­ке. В этих ус­ло­ви­ях ус­ко­ря­ют­ся про­цес­сы кор­ро­зии, при­во­дя­щие к ос­лаб­ле­нию де­та­лей и со­еди­не­ний, а в ко­неч­ном ито­ге к их по­вре­ж­де­нию.
На­и­бо­лее ха­ра­к­тер­ные не­ис­прав­но­сти ра­ди­а­то­ров обыч­ных кон­ст­рук­ций, при­во­дя­щие к утеч­кам ох­ла­ж­да­ю­щей жид­ко­сти:

  • раз­гер­ме­ти­за­ция со­еди­не­ний тру­бок с бач­ка­ми;
  • по­вре­ж­де­ние швов на труб­ках;
  • тре­щи­ны и про­бо­и­ны в бач­ках, в том чис­ле на па­т­руб­ках и за­лив­ной гор­ло­ви­не;
  • по­вре­ж­де­ние ре­зи­но­вых уп­лот­не­ний.

Кро­ме то­го, при ава­ри­ях и столк­но­ве­ни­ях ра­ди­а­то­ры, рас­по­ло­жен­ные в пе­ред­ней ча­с­ти ав­то­мо­би­ля, ча­с­то по­лу­ча­ют раз­лич­ные ме­ха­ни­че­ские по­вре­ж­де­ния.

УС­Т­РА­НЕ­НИЕ УТЕ­ЧЕК

Ес­ли об­на­ру­жи­лась не­зна­чи­тель­ная утеч­ка, а ее ме­с­то не уда­ет­ся об­на­ру­жить или оно не­до­с­туп­но, то в ох­ла­ж­да­ю­щую жид­кость мож­но до­ба­вить од­ну из спе­ци­аль­ных при­са­док, пред­на­зна­чен­ных для этой це­ли.
Та­кие ве­ще­ст­ва мо­гут быть жид­ки­ми или по­рош­ко­об­раз­ны­ми 2 и ча­с­то на­зы­ва­ют­ся «гер­ме­ти­ки ра­ди­а­то­ра» 3 . Их не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать в со­от­вет­ст­вии с ин­ст­рук­ци­ей. Ес­ли на дан­ную при­сад­ку ни­ка­ко­го опи­са­ния нет, ее луч­ше не при­ме­нять.

РЕ­МОНТ ПО­ЛИ­МЕРА­МИ

Ис­поль­зо­ва­ние кле­ев и гер­ме­ти­ков по­з­во­ля­ет со­еди­нять пра­к­ти­че­ски лю­бые ма­те­ри­а­лы. На­деж­ность ре­мон­та по­вы­ша­ет­ся при на­кла­ды­ва­нии на ме­с­то по­вре­ж­де­ния за­плат или бан­да­жа 5 . Ре­зуль­тат за­ви­сит не столь­ко от свойств по­ли­мер­но­го ма­те­ри­а­ла, сколь­ко от ка­че­ст­ва под­го­тов­ки по­верх­но­сти и со­блю­де­ния тех­но­ло­гии скле­и­ва­ния.
Сви­щи и не­боль­шие про­бо­и­ны (до од­но­го сан­ти­мет­ра в диа­мет­ре) за­де­лы­ва­ют, ис­поль­зуя раз­лич­ные клеи-шпат­лев­ки (в оби­хо­де – «хо­лод­ные свар­ки»). Они вы­пу­с­ка­ют­ся в ви­де не­боль­ших ци­лин­д­ри­че­ских бло­ков и внеш­не по­хо­жи на пла­сти­лин, толь­ко сло­е­ный. Же­ла­тель­но ис­поль­зо­вать ма­те­ри­а­лы, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ные для ре­мон­та ра­ди­а­то­ров. От бло­ка по­пе­рек его оси от­ре­за­ют ку­со­чек не­об­хо­ди­мой тол­щи­ны и раз­ми­на­ют ру­ка­ми. Ма­те­ри­ал при этом на­гре­ва­ет­ся и ста­но­вит­ся бо­лее пла­стич­ным. Ес­ли это пре­д­у­смо­т­ре­но ин­ст­рук­ци­ей, паль­цы ру­ки пред­ва­ри­тель­но сма­чи­ва­ют во­дой для уст­ра­не­ния на­ли­па­ния. За­го­тов­ке из клея-шпат­лев­ки ре­ко­мен­ду­ет­ся при­дать ко­ни­че­скую фор­му и вда­вить ее ост­ри­ем ко­ну­са впе­ред в от­вер­стие. За­тем вы­сту­па­ю­щую часть об­ра­зо­вав­шей­ся за­глуш­ки раз­ров­нять по по­верх­но­сти ре­мон­ти­ру­е­мой де­та­ли и при­жать. Де­лать это на­до бы­ст­ро, так как жи­ву­честь ма­те­ри­а­ла (вре­мя ис­поль­зо­ва­ния до на­ча­ла от­вер­жде­ния) не­ве­ли­ка, все­го не­сколь­ко ми­нут. Пос­ле ус­та­нов­ки за­глуш­ку не­об­хо­ди­мо удер­жи­вать при­жа­той к ре­мон­ти­ру­е­мой де­та­ли в те­че­ние вре­ме­ни, не­об­хо­ди­мо­го для пред­ва­ри­тель­но­го схва­ты­ва­ния 6 . Для боль­шин­ст­ва «твер­дых сва­рок» оно со­ста­в­ля­ет ве­ли­чи­ну от 2 до 4 ми­нут.
Тре­щи­ны у ос­но­ва­ния па­т­руб­ков в не­ко­то­рых слу­ча­ях мож­но за­де­лать с ис­поль­зо­ва­ни­ем «хо­лод­ной свар­ки», удер­жи­вая ее при от­вер­жде­нии при­жа­той по всей ок­руж­но­сти с по­мо­щью бан­да­жа. С этой це­лью ис­поль­зу­ют, на­при­мер, ко­рот­кие от­рез­ки (коль­ца) из ме­тал­ли­че­ских или пла­ст­мас­со­вых тру­бок (же­ла­тель­но тон­ко­стен­ных) с вну­т­рен­ним диа­мет­ром на 5–10 мм боль­ше, чем у па­т­руб­ка в ме­с­те по­вре­ж­де­ния. Ме­ж­ду бан­даж­ной труб­кой и па­т­руб­ком по всей ок­руж­но­сти плот­но на­би­ва­ют и удер­жи­ва­ют до от­вер­жде­ния не­об­хо­ди­мое ко­ли­че­ст­во пред­ва­ри­тель­но хо­ро­шо раз­мя­той «хо­лод­ной свар­ки». Бан­даж­ная труб­ка долж­на иметь вы­со­ту, не со­з­да­ю­щую по­мех для по­с­ле­ду­ю­щей ус­та­нов­ки во­дя­но­го шлан­га на па­т­ру­бок.
Пос­ле окон­ча­тель­но­го от­вер­жде­ния, ко­то­рое про­ис­хо­дит при­мер­но че­рез 24 ча­са, клеи-шпат­лев­ки об­ла­да­ют столь вы­со­кой проч­но­стью, что не кро­шат­ся при ме­ха­ни­че­ской об­ра­бот­ке.
Боль­шие тре­щи­ны и про­бо­и­ны (диа­мет­ром бо­лее сан­ти­мет­ра) за­кры­ва­ют за­пла­та­ми, на­при­мер из сте­к­ло­тка­ни. Их при­кле­и­ва­ют с по­мо­щью спе­ци­аль­ных кле­ев, име­ю­щих жид­кую кон­си­стен­цию, или па­с­то­об­раз­ных кле­ев-гер­ме­ти­ков 7 . Эти ма­те­ри­а­лы бо­лее пла­стич­ны, чем клеи-шпат­лев­ки. В слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти на­клад­ку де­ла­ют двух­слой­ной или да­же мно­го­слой­ной – по­верх за­плат мень­ше­го раз­ме­ра по­с­ле­до­ва­тель­но ус­та­на­в­ли­ва­ют за­пла­ты боль­шей ве­ли­чи­ны. При ре­мон­те тру­бок ра­ди­а­то­ра, за­лив­ных гор­ло­вин или па­т­руб­ков ре­мон­ти­ру­е­мое ме­с­то обо­ра­чи­ва­ют сте­к­ло­тка­нью, а при ее от­сут­ст­вии – не­сколь­ки­ми сло­я­ми бин­та (шну­ра), про­пи­тан­но­го кле­ем. Тре­щи­ны боль­шой дли­ны (свы­ше 10–15 см) тре­бу­ют при­ме­не­ния ме­тал­ли­че­ских на­кла­док, за­кре­п­ля­е­мых на по­вре­ж­ден­ном ме­с­те раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, на­при­мер с по­мо­щью вин­тов-са­мо­ре­зов.

Мно­го­чис­лен­ные мел­кие по­вре­ж­де­ния, об­ра­зо­вав­ши­е­ся, на­при­мер, в ре­зуль­та­те кор­ро­зии и со­сре­до­то­чен­ные в од­ном ме­с­те, гер­ме­ти­зи­ру­ют, ис­поль­зуя клеи-ком­па­ун­ды («жид­кий ме­талл»). Это по­ли­мер­ные ком­по­зит­ные ма­те­ри­а­лы на эпо­к­сид­ной ос­но­ве, об­ла­да­ю­щие те­ку­че­стью, до­с­та­точ­ной для за­лив­ки мест по­вре­ж­де­ний.
Один из воз­мож­ных ва­ри­ан­тов ре­мон­та за­клю­ча­ет­ся в том, что за­чи­щен­ное и обез­жи­рен­ное ме­с­то по­вре­ж­де­ния за­ли­ва­ют ком­па­ун­дом и вы­дер­жи­ва­ют до его от­вер­жде­ния. Ра­ди­а­тор пе­ред за­лив­кой ус­та­на­в­ли­ва­ют го­ри­зон­таль­но на под­став­ку. На нее пред­ва­ри­тель­но ук­ла­ды­ва­ют ре­зи­но­вую под­клад­ку, сма­зан­ную тон­ким сло­ем мас­ла для ис­клю­че­ния при­кле­и­ва­ния к ра­ди­а­то­ру.
Тре­щи­ны в пла­ст­мас­со­вых де­та­лях мож­но уст­ра­нить с по­мо­щью кле­ев-рас­пла­вов – тер­мо­пла­стич­ных ма­те­ри­а­лов, раз­мяг­ча­ю­щих­ся при на­гре­ве и за­твер­де­ва­ю­щих при ох­ла­ж­де­нии. Тех­но­ло­гия при­ме­не­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что не­сколь­ко гра­нул та­ко­го клея по­ме­ща­ют на очи­щен­ное осу­шен­ное ме­с­то по­вре­ж­де­ния, а за­тем про­гре­ва­ют па­яль­ни­ком до рас­те­ка­ния и по­лу­че­ния ров­но­го слоя.

Читайте также:
Полипропиленовые трубы армированные. Особенности. Способы армирования

ПАЙ­КА И CВАР­КА

Пай­ка ла­тун­ных де­та­лей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся лег­ко­плав­ки­ми при­по­я­ми, на­при­мер, ПОС­Су 25-2, ПОС­Су 30-0,5 и т.д. Тре­щи­ны за­чи­ща­ют и за­па­и­ва­ют, а про­бо­и­ны за­кры­ва­ют под­хо­дя­щи­ми за­пла­та­ми из ли­с­то­вой ла­ту­ни (на­при­мер вы­ре­зан­ны­ми из от­слу­жив­ше­го ра­ди­а­то­ра) и опа­и­ва­ют по пе­ри­мет­ру. Пов­ре­ж­ден­ные труб­ки за­па­и­ва­ют или ме­ня­ют 8 .
Уда­ле­ние де­фект­ной труб­ки или ее ча­с­тей мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся в сле­ду­ю­щем по­ряд­ке:

  • внутрь труб­ки вво­дят на­гре­тый стер­жень со­от­вет­ст­ву­ю­ще­го диа­мет­ра;
  • по­с­ле раз­мяг­че­ния при­поя труб­ку из­вле­ка­ют из бач­ка вме­сте со стерж­нем;
  • ус­та­на­в­ли­ва­ют и за­па­и­ва­ют но­вую труб­ку.

Ар­го­но­ду­го­вая элек­т­ро­свар­ка де­та­лей про­из­во­дит­ся с при­ме­не­ни­ем в ка­че­ст­ве при­са­доч­но­го ма­те­ри­а­ла спе­ци­аль­ной алю­ми­ни­е­вой сва­роч­ной про­во­ло­ки, на­при­мер Св-АК12 или Св-АК10. Та­кая свар­ка име­ет осо­бен­но­сти и про­во­дит­ся в сре­де инерт­но­го га­за, так как эти ма­те­ри­а­лы:

  • име­ют плохую сва­ри­ва­е­мость из-за об­ра­зо­ва­ния ту­го­плав­кой оки­си алю­ми­ния на по­верх­но­сти де­та­лей;
  • при на­гре­ве скач­ком пе­ре­хо­дят из твер­до­го со­сто­я­ния в жид­кое, ми­нуя пла­стич­ное;
  • име­ют боль­шой ко­эф­фи­ци­ент тер­ми­че­ско­го рас­ши­ре­ния, что при на­гре­ве вы­зы­ва­ет де­фор­ма­ции и силь­ные вну­т­рен­ние на­пря­же­ния, по­э­то­му пе­ред свар­кой де­та­ли про­гре­ва­ют, а по­с­ле свар­ки мед­лен­но ох­ла­ж­да­ют;
  • при пе­ре­гре­ве свы­ше 400°С проч­ность алю­ми­ния рез­ко умень­ша­ет­ся и мо­жет про­изой­ти раз­ру­ше­ние да­же от не­боль­шо­го уда­ра.

В зо­ну свар­ки по­да­ет­ся ар­гон, ко­то­рый на­деж­но за­щи­ща­ет рас­пла­в­лен­ный ме­талл от окис­ле­ния ки­с­ло­ро­дом воз­ду­ха, и свар­ной шов об­ра­зу­ет­ся без пор и ра­ко­вин.
Свар­ка пла­ст­мас­со­вых бач­ков вы­пол­ня­ет­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем в ка­че­ст­ве при­сад­ки ку­соч­ков пла­ст­мас­сы, ана­ло­гич­ной по свой­ст­вам ма­те­ри­а­лу ре­мон­ти­ру­е­мой де­та­ли. На­г­рев и рас­пла­в­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­ют на­пра­в­лен­ной стру­ей го­ря­че­го воз­ду­ха или с по­мо­щью па­яль­ни­ка. Края тре­щин пред­ва­ри­тель­но за­свер­ли­ва­ют для пре­дот­вра­ще­ния их даль­ней­ше­го раз­ви­тия.
Га­зо­ди­на­ми­че­ское на­пы­ле­ние на­хо­дит все бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние для тон­ко­стен­ных де­та­лей из алю­ми­ния. В от­ли­чие от га­зо­пла­мен­но­го и плаз­мен­но­го на­пы­ле­ния, а так­же свар­ки этот спо­соб не при­во­дит к пе­ре­гре­ву об­ра­ба­ты­ва­е­мой по­верх­но­сти. По­кры­тие тол­щи­ной 1,0–1,5 мм по­лу­ча­ет­ся за счет то­го, что об­ра­зу­ю­щие его спе­ци­аль­ные по­рош­ки раз­го­ня­ют­ся вме­сте с го­ря­чи­ми га­за­ми до сверх­зву­ко­вой ско­ро­сти, на­пра­в­ля­ют­ся на ре­мон­ти­ру­е­мую де­таль и на­пла­в­ля­ют­ся на ее по­верх­ность.

КОН­Т­РОЛЬ ГЕР­МЕ­ТИЧ­НО­СТИ

Ре­зуль­тат ре­мон­та оп­ре­де­ля­ют, на­ка­чи­вая внутрь ра­ди­а­то­ра воз­дух. Как «под­руч­ное» сред­ст­во мож­но ис­поль­зо­вать раз­ре­зан­ную по­по­лам ка­ме­ру от ве­ло­си­пе­да с вен­ти­лем при­мер­но по­се­ре­ди­не. Од­ной сто­ро­ной ее на­де­ва­ют на вход­ной па­т­ру­бок, дру­гой сто­ро­ной – на вы­ход­ной. За­лив­ную гор­ло­ви­ну (ес­ли она есть) за­кры­ва­ют штат­ной проб­кой, за­тем че­рез вен­тиль ка­ме­ры на­со­сом на­ка­чи­ва­ют воз­дух до по­лу­че­ния из­бы­точ­но­го да­в­ле­ния. За­тем ра­ди­а­тор по­гру­жа­ют в во­ду – при от­сут­ст­вии вы­хо­дя­щих на по­верх­ность пу­зырь­ков воз­ду­ха он счи­та­ет­ся гер­ме­тич­ным.
Этим же спо­со­бом об­на­ру­жи­ва­ют ме­с­та скры­тых сквоз­ных по­вре­ж­де­ний.

Примечания

1 Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.
2 В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.
3 «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «наружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.
4 Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сначала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.
5 Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков. 6 Это связано с тем, что твердые клеи-шпатлевки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если ее не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.
7 Отличие клея от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05–0,15 мм, а у герметика – свыше 1мм.
8 При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.

Как отремонтировать радиатор охлаждения автомобиля

Статья о том, как ремонтировать радиатор охлаждения машины — причины неисправностей, методы устранения проблем. В конце статьи — видео о профессиональном ремонте радиатора. Статья о том, как ремонтировать радиатор охлаждения машины — причины неисправностей, методы устранения проблем. В конце статьи — видео о профессиональном ремонте радиатора.

После сгорания топлива в двигателе около 70% выработанной энергии переходит в тепло. Некоторая часть тепла выходит наружу через выхлопную трубу, но о основном оно остается внутри двигателя, нагревая его до высокой температуры.

Для предотвращения перегрева двигателя и отвода тепла в окружающую среду используется радиатор охлаждения (теплообменник), который является основным компонентом охлаждающей системы автомобиля. Исправный и в надлежащем состоянии (чистый) радиатор поддерживает оптимальную рабочую температуру в двигателе, позволяя ему работать на полную мощность.

Читайте также:
Самый лучший способ отбелить кухонные полотенца дома

Однако радиатор, как и все другие элементы автомобиля, может выходить из строя и прекращать выполнять свою функцию. Но при этом вовсе не обязательно сразу обращаться в автосервис для ремонта. Как показывает практика, в большинстве случаев неисправность теплообменника можно устранить самостоятельно. Для этого нужно всего лишь, выявить причину поломки и знать способы ее устранения.

Причины неисправностей радиатора охлаждения

Причин, вызывающих проблемы с радиатором, не так уж много, и условно их можно разделить на три вида:

  • естественный износ при эксплуатации.
  • Можно добавить еще и заводской брак, но эта причина встречается крайне редко. В большинстве случаев указанные выше причины приводят к одному последствию – нарушению герметичности радиатора. То есть, он попросту начинает протекать.

    Но есть и другой «результат» поломки, который скорее можно отнести к неправильной эксплуатации – загрязнение теплообменных пластин. Проще говоря, радиатор загрязняется настолько, что перестает обмениваться теплом с окружающей средой, так как налипший и засохший слой грязи (пыль, насекомые, тополиный пух) препятствует отделению тепла от теплообменных пластин.

    В данной ситуации вряд ли уместно говорить о ремонте, потому как проблема решается простой промывкой пластин радиатора струей проточной воды. Кстати, грязь может образоваться не только снаружи радиатора, но и внутри него в виде засоров, накипи и коррозийных отложений.

    Механические повреждения

    Повредить радиатор механически с последующим нарушением герметичности может как небольшой камень, случайно вылетевший из-под колеса автомобиля, так и серьезное ДТП с лобовым столкновением. Также к механическим повреждениям можно отнести и неумелое обслуживание радиатора неопытным автовладельцем, когда он случайно повреждает корпус, теплообменные элементы или другие детали.

    Неправильная эксплуатация

    Неправильность эксплуатации может заключаться не только в несвоевременной очистке и помывке радиатора, но и в использовании низкокачественной охлаждающей жидкости.

    Низкое качество жидкости может привести к ее замерзанию и «размораживанию» радиатора даже при небольшом морозе, с последующим нарушением герметичности. Либо состав низкокачественной жидкости может быть настолько агрессивен, что разъедает металл. А это со временем приводит к тому же дефекту – разгерметизации и протечкам.

    Естественный износ при эксплуатации

    В автомобиле, как и в другой технике, нет ничего вечного. И радиатор охлаждения — тоже не исключение. Он и его сопутствующие детали также подвержены в процессе эксплуатации коррозии, разрушению, засорам.

    Типичные неисправности радиатора охлаждения

    Типичные неисправности радиатора можно разделить на два типа: внешние и внутренние.

      нарушение герметичности трубок для доставки охлаждающей жидкости в радиаторные бачки;

    образование трещин на трубках радиатора для подвода/отвода охлаждающей жидкости;

  • нарушение герметичности резиновых уплотнителей.
    • образование в проводящих трубках засоров, препятствующих достаточному охлаждению жидкости.

    Как точно определить место неисправности (течи) радиатора

    Прежде чем начать ремонтировать радиатор, нужно определить характер и место самой неисправности. Почти все внешние неисправности радиатора (кроме обычного загрязнения) заключаются в нарушении его герметичности, а значит, должна быть утечка охлаждающей жидкости.

    Интенсивность вытекания жидкости из радиатора может быть разной, и на начальной стадии визуально незаметной, но быстрое снижение уровня жидкости в бачке замечается почти сразу. Ведь снижение уровня тосола или антифриза приводит к перегреву двигателя, о чем незамедлительно просигнализирует специальный датчик температуры на водительской панели приборов.

    Для точного определения места утечки жидкости можно воспользоваться двумя способами. При этом потребуется полностью слить охлаждающую жидкость из радиатора, а сам радиатор отсоединить, вытащить из машины и тщательно промыть.

      Необходимо заглушить (закрыть) все входные отверстия радиатора и оставить только одно. Через оставленное отверстие залить в радиатор воду. Через это же открытое отверстие с помощью насоса или компрессора создать избыточное давление в радиаторе. Из отверстия в поврежденном месте начнет выходить струйка воды.

  • Также снятый, пустой и чистый радиатор, но уже со всеми заглушенными входными отверстиями, полностью погрузить в подходящую емкость с водой. Из отверстий в поврежденных местах будет наблюдаться выход пузырьков воздуха. Если воздух выходить не будет – создать избыточное давление в радиаторе насосом или компрессором.
  • Способы ремонта радиатора охлаждения

    Существует несколько способов ремонта радиатора, но не все они доступны и подходят для самостоятельного «гаражного» или «полевого» ремонта. Ниже мы рассмотрим наиболее простые и распространенные способы самостоятельного ремонта в простых условиях, без специального профессионального оборудования.

    Ремонт радиатора с помощью герметиков

    Внешний ремонт герметиком

    Для наружного ремонта радиатора охлаждения часто используют термостойкий клей-герметик с металлическим порошком. Такой состав нередко называют «холодной сваркой» или «металлогерметиком». В продаже такие герметики могут предлагаться уже готовыми к применению или в качестве отдельных компонентов, которые потом нужно будет смешивать до получения однородной массы.

    Ремонт радиатора с использованием внешнего клея-герметика достаточно эффективен, но только при условии соблюдения соответствующих технологических требований на каждом этапе работы:

      охлаждающая жидкость должна быть полностью слита из радиатора;

    наружная поверхность, предназначенная для ремонта, должна быть тщательно обезжирена и слегка обработана надфилем или наждачной шкуркой до образования легко шероховатой поверхности;

  • для заделки больших отверстий (более 2 мм) можно использовать металлические заплатки с также обезжиренной и обработанной поверхностью.
  • Читайте также:
    Прозрачная крыша для террасы

    Герметик наносится вокруг отверстия (трещины). Начальное затвердевание происходит в течение 2-3 минут, а полное – в течение суток. Через 24 часа изделием можно будет пользоваться.

    Преимущество металлогерметика в том, что его коэффициент температурного расширения близок к коэффициенту металла, и если все сделано правильно, то заклеенный радиатор сможет прослужить еще несколько лет.

    Внутренний ремонт химическим герметиком

    «Химические герметики» иногда еще называют «жидкостью для восстановления радиатора» или «порошковым восстановителем». Соответственно, такие герметики бывают порошковые и жидкие.

    Устранение течи с помощью герметика (изнутри) – процесс не сложный. Герметик заливают в систему охлаждения, после чего он контактирует с воздухом и создает полимерную пробку, которая закупоривает отверстие в месте протечки.

    Однако у этого метода есть серьезный недостаток – герметик засоряет систему охлаждения, после чего требуется полная промывка системы (и кондиционера с печкой тоже). Поэтому внутреннее использование герметика целесообразно только в экстренном случае, когда устранить протечку требуется срочно. Ездить с таким герметиком можно не более 100 км.

    Ремонт радиаторов охлаждения с помощью паяльника (пайка)

    Ремонт радиаторов с помощью пайки считается не только более надежным, но и более сложным и трудоемким. Однако данный способ самостоятельного ремонта подходит не для всех радиаторов. Например, его лучше не использовать для ремонта радиаторов, изготовленных из алюминиевых сплавов, которые очень плохо поддаются ремонту в обычных условиях. Такие радиаторы лучше, проще и быстрее заклеивать металлогерметиком. Наиболее пригодными для ремонта паяльником в домашних условиях считаются приборы из латуни.

    Ремонт латунных радиаторов с помощью паяльника

    Для запаивания радиатора из латуни потребуются:

      паяльник мощностью не менее 50 Вт;

    паяльная кислота (раствор кислоты и цинка) – для очистки металла от окиси;

    порошок буры (флюс) – для нейтрализации оксидной пленки и лучшего растекания жидкого припоя;

  • металлощетка, наждачная бумага или надфиль.
  • Поверхность для нанесения паевого слоя должна быть предварительно очищена от грязи и пыли. Металлической щеткой удаляются признаки коррозии и окисления. Рабочая поверхность обрабатывается наждачной шкуркой (или надфилем) до блеска, для улучшения адгезии (сцепки) металла с припоем. Наконечник паяльника должен быть чистым и не иметь остатков старого припоя и окалины. Непосредственно перед началом пайки рабочую поверхность необходимо прогреть.

    Важно! Пайку можно проводить только на некотором расстоянии от заводского шва, так как латунь обладает высокой теплопроводностью и может расплавить заводской шов.

    Процесс пайки радиатора не так прост, как кажется на первый взгляд. Если у вас нет достаточных минимальных навыков работы с паяльником или вы не уверены в своих силах, то лучше обратитесь к специалисту.

    Ремонт радиатора методом заглушки поврежденных трубок

    Если радиатор охлаждения имеет обширное повреждение, но при этом оно локализовано (то есть, находится в одном месте), то проблему можно решить заглушкой поврежденных трубок.

    Обычно поврежденные трубки плотно пережимают (сплющивают) плоскогубцами с двух сторон как можно ближе к поврежденному месту. Таким простым способом перекрывается утечка охлаждающей жидкости из дефектных отверстий.

    Как правило, такие радикальные действия предпринимают в «полевых» условиях, когда нет другого выхода из ситуации. При этом следует помнить, что эксплуатировать автомобиль после такого радикального ремонта долго нельзя, а количество заглушенных трубок не должно превышать 3-4 штук.

    Заключение

    Самые последние модели автомобилей все чаще комплектуются радиаторами охлаждения с пластмассовыми бочками и центральной частью, изготовленной из алюминиевого сплава. Следует помнить, что на ремонт таких радиаторов не надо тратить время, так как они вообще не подлежат ремонту — их необходимо сразу менять.

    Видео о профессиональном ремонте радиатора:

    Замена радиаторов отопления в квартире. Советы эксперта

    Замена радиаторов отопления в квартире. Технология и последовательность монтажа радиатора. Краткий обзор отопительных приборов присутствующих на рынке. Особенности подключения биметаллических радиаторов.

    При ремонте квартиры собственнику необходимо обращать особое внимание на монтаж инженерных систем, так как от качества выполнения данных работ, подбора материалов и оборудования зависит не только комфорт проживания но и безопасность, в том числе и финансовая. Поэтому замена радиаторов очень ответственное мероприятие, ведь по трубам отопления подается теплоноситель под большим давлением и температурой и уязвимость любого участка системы отопления многоквартирного дома может привести к печальным последствиям.

    На что нужно обратить внимание при замене радиаторов отопления:

    • последовательность выполнения монтажа
    • материал трубопровода
    • технология монтажа
    • тип отопительного прибора
    • запорно-регулирующая арматура
    • схема подключения радиатора
    • выбор исполнителя

    Последовательность и время выполнения монтажа.

    Замену радиаторов отопления оптимально и технологически правильно выполнять по окончании черновой штукатурки стен и заливки стяжки, перед заменой окон. Для того чтобы установщик понимал на каком расстоянии устанавливать радиатор, как от стены так и параллельно ей. Если старый отопительный прибор мешает оштукатурить стену за ним, рекомендуется выполнить штукатурку вокруг старой батареи. Оставшийся участок заштукатурить после окончания сварочных работ сняв новый радиатор и перекрыв шаровые краны. Что касается окон, для опытной и аккуратной бригады их наличие не является проблемой, но при небрежном выполнении работ стекла могут повредится искрами от УШМ (болгарки), а подоконники могут расплавиться от пламени газовой горелки, если их не укрывать специальным материалом не проводящим тепло.

    Читайте также:
    Насекомые в ванной: причины появления, как избавиться, профилактические меры

    Что касается времени года, основная рекомендация не планировать данные работы на август-сентябрь, чтобы не попадать на пик сезона по замене радиаторов. За свой 12-ти летний опыт я ежегодно убеждаюсь в правдивости одной известной поговорки, когда все кто хотел поменять батареи вспоминают об этом в последний момент перед началом отопительного сезона. Отсюда длинные очереди к опытным специалистам и существует риск не успеть до начала октября.

    Материал трубопровода.

    Трубы которыми подключаются новые радиаторы должны быть из того же материала из которого выполнены и стояки отопления по проекту дома. Это понятное для любого профессионального строителя правило очень часто нарушается отделочными бригадами выполняющими ремонт квартир “под ключ” и предлагающим своим заказчикам кроме отделочных работ выполнить и замену радиаторов, подключая их чаще всего самым доступным для непрофессионального монтажника материалом – полипропиленом. Как это выглядит наглядно показано на фото нашей переделки подобного монтажа.

    Мало кому известно, что неудивительно на современном российском рынке ремонтных услуг, монтаж полипропиленовыми трубами систем высокотемпературного отопления в многоквартирных домах согласно ГОСТ Р 52134-2003 запрещен. Прямого запрета конечно нет, но согласно табл.26 в данном ГОСТе трубы отопления должны выдерживать в аварийном режиме температуру 100гр.С в течении 100 часов при давлении 10 бар. На маркировке любой полипропиленовой трубы указана максимальная рабочая температура — 95 гр.С. Так что не стоит доверять словам ЖЭКовского сантехника как истине в последней инстанции якобы ” у нас таких температур не бывает и не будет никогда”. Следует понимать, что будут значить слова работника по найму не подкрепленные договорными обязательствами в сравнении с вашей собственной безопасностью. Эти слова не будут значить абсолютно ничего, в случае аварии с серьезными последствиями вы не сможете привлечь никого к ответственности. Да и стоит ли так рисковать?

    Поэтому при вертикальной разводке со стальными стояками из черной ВГП трубы подключение радиатора должно выполнятся стальными трубами, а при горизонтальной лучевой – трубами из сшитого полиэтилена.

    Технология монтажа.

    Рассмотрим подробно технологию монтажа стальными трубами, как самый распространенный случай. Тут есть два варианта, сварка или резьба. Оптимальной технологией является газосварка, так как в сравнении с резьбой отсутствуют уязвимости в виде сгонов, без которых не обходится ни один монтаж на резьбовом соединении. Если сказать коротко, сгоны текут как правило всегда, так как на них распространяются нагрузки от температурного расширения, да и монтаж с большим количество фитингов выглядит не так привлекательно как цельная стальная труба на сварке.

    Подробности на фото монтажа радиатора на резьбе и наша переделка с газосваркой.

    А что касается газосварки в сравнении с электро-дуговой сваркой, то у газовой есть 3 преимущества:

    – возможность исправить неточности монтажа строителей путем нагрева и изгиба фрагментов стояка с помощью газосвой горелки.

    – отсутствие шлака внутри трубы, заужающего сечение.

    – отсутствие искр из расплавленного металла.

    Тип отопительного прибора.

    Для установки в систему центрального отопления многоквартирного дома из современных отопительных приборов подходят три типа радиаторов :

    Преимуществом чугунных радиаторов является их универсальность, благодаря которой их работа не зависит от направления подачи теплоносителя по стояку, но присутствует 2 серьезных недостатка. Чугун материал хрупкий, поэтому их не рекомендуется устанавливать в системы с высоким давлением, поэтому по проекту вы никогда не встретите чугунные радиаторы в современных высотках этажностью более 9-ти этажей. А также чугун не поддается такой обработке как сталь и алюминий, поэтому поверхность чугунных радиаторов всегда шероховатая и требует дополнительной окраски.

    Из биметаллических радиаторов стоит выделить две модели выгодно отличающихся из всего многообразия на рынке благодаря своей конструкции и дизайну: Rifar Monolit и Rifar Supremo.

    Rifar Monolit.

    Rifar Supremo.

    У этих двух моделей в отличии от всех остальных биметаллических радиаторов присутствует несколько важных конструктивных особенностей:

    -радиаторы имеют цельносварной коллектор, исключающий протечку между секциями.

    -входной диаметр в коллектор Ду-20 (3/4″), что избавляет от необходимости монтажа переходной футорки монтируемой на прокладку, которая может со временем потерять свою эластичность и вызвать протечку.

    -широкие посадочные места под кронштейны, благодаря которым радиатор скользит не вызывая посторонних звуков при температурных расширениях на стояках.

    Преимуществом стальных трубчатых в отличии от биметаллических является отсутствие большого количества тонких пластин, которые в редких случаях могут вызвать акустический дискомфорт.

    Стальной трубчатый радиатор Arbonia.

    Последние радиаторы весьма дорогие, но для вас у меня есть хорошая новость, отечественные производители освоили выпуск доступных по цене стальных трубчатых радиаторов под маркой RadStal, которые по своей конструкции и внешнему виду ничем не отличаются от немецкой Arbonia.

    Запорно-регулирующая арматура.

    В качестве запорной арматуры каждый радиатор должен быть оснащен двумя шаровыми кранами. Конкретный производитель не так важен, главное чтобы кран был выполнен из качественной водопроводной латуни марки CW617N и был оригинальным, то есть не подделкой. Контрафактные производители часто грешат применением дешевого сырья, что пагубно влияет на надежность шарового крана. Я остановил свой выбор на шаровых кранах фирмы Valtec, которые отлично зарекомендовали себя за все время работы с ними, а опыт монтажа у меня 12 лет. К тому же это единственные краны у которых присутствует маховик белого цвета, что отлично сочетается в интерьере с цветом радиатора.

    Читайте также:
    Раковина в ванную комнату

    Для повышения комфорта я также рекомендую вместе с шаровым краном устанавливать термостатические вентили с термоголовками, позволяющие поддерживать выбранную пользователем комфортную температуру автоматически. При выборе вентиля важно его соответствие типу системы отопления, однотрубная или двухтрубная. Для однотрубных систем на рынке распространенны всего 2 модели от производителей Valtec и Danfoss. Мой личный выбор Valtec, так как они значительно привлекательнее по стоимости и имеют универсальные посадочные места под термоголовку, позволяющие выбирать любую термоголовку по дизайну. Самые симпатичные на мой взгляд и компактные из присутствующих на рынке это Valtec 1000 и Oventrop Uni SH.

    К термостатическим вентилям Danfoss подходят только термоголовки этой же марки, но они отличаются, на мой взгляд, непривлекательным дизайном, поэтому данные вентили я устанавливаю только когда у заказчика есть потребность в монтаже программируемых термоголовок, позволяющих программировать различную температуру на разное время суток, например днем теплее, на время сна – прохладнее.

    Также хочу отметить, что все байки “опытных” сантехников о том, что вентили часто забиваются основаны лишь на неправильном выборе типа вентилей. Если установить на однотрубную систему вентиль от двухтрубной системы, имеющий гораздо меньший условный проход, то радиатор уже сразу может не работать и не по причине того что он забился окалиной. За 12 лет монтажа ко мне не поступало ни одной претензии со стороны моих заказчиков, о том что радиаторы укомплектованные термостатическими вентилями стали хуже прогреваться.

    Схема подключения радиаторов.

    С учетом многообразия вариантов прокладки стояков и форм помещений, а также присутствия верхней и нижней подачи теплоносителя по стоякам, схемы подключения биметаллических радиаторов это отдельная объемная по содержанию история. Важно лишь отметить что из-за узких каналов вертикальных коллекторов биметаллических радиаторов, они чувствительны к направлению подачи теплоносителя и как указано в инструкции любого производителя важно подключать радиаторы таким образом, чтобы остывший теплоноситель всегда выходил из нижнего коллектора. При верхней подаче получается стандартная схема с боковым подключением.

    А вот при нижней подаче и боковом подключении остывший теплоноситель будет выходить из верхнего коллектора, при этом вектор гравитационного напора остывающего теплоносителя будет направлен вниз и препятствовать принудительной циркуляции со стороны насосов, что приводит к неполному прогреву радиатора, как правило работают только первые 2 секции.

    Поэтому при нижней подаче биметаллический радиатор стоит подключать либо по схеме низ-низ.

    Либо по универсальной схеме, которая не зависит от направления подачи теплоносителя в стояке.

    Особенностью универсальной схемы является необходимость монтажа трубы большего диаметра напротив верхнего отвода радиатора, в котором благодаря принципу закона Бернулли, создается повышенное давление вызывающее ток теплоносителя в верхний коллектор радиатора.

    Подробно о всех схемах подключения биметаллических радиаторов можете прочитать в моей статье “Как правильно установить биметаллический радиатор” на моем сайте, где я привожу примеры более 50-ти различных вариантов из своей практики.

    Выбор исполнителя.

    Как становится понятно из данной статьи монтажник радиатора отопления должен обладать серьезным багажом знаний, навыков и инструмента для качественного оказания этой услуги с учетом всех перечисленных выше нюансов. Также хочу отметить, что с учетом специфики интернет-маркетинга на рынке услуг по замене радиаторов отопления в квартирах, к сожалению, присутствует большое количество недобросовестных исполнителей, о чем я сделал подробный обзор в своей статье по сравнению нескольких предложений присутствующих по запросу “замена радиаторов” в топ10 Яндекс, статья “У вас дорого!” на моем сайте в Блоге мастера. Будьте внимательны.

    автонастрой

    Сайт по автомобилям и ремонту.

    Технология и особенности ремонта радиатора автомобиля своими руками: химия, клей, пайка

    Никто не сомневается в ответе на вопрос: что дешевле – купить новый автомобильный радиатор охлаждения, или отремонтировать его. Но, ведь есть ремонт, а есть ремонт.

    Может так случится, что на автосервисе за ремонт небольшой трещинки в радиаторе, с вас «сдерут» сумму, эквивалентную, приблизительной стоимости радиатора. Что делать? Как всегда, попробовать произвести ремонт радиатора автомобиля своими руками.

    Торопится не нужно, ремонт радиатора авто работа, в принципе, не сложная, но требующая внимания, терпения. Естественно, в случаях, когда необходима пайка, то и определенных навыков.

    Устройство автомобильного радиатора

    Не суть вопроса, о каком радиаторе идет речь: радиатор системы охлаждения двигателя, радиатор кондиционера или радиатор автономного отопления в салоне. Принцип устройства любого радиатора, одинаков, за исключением конструктивных нюансов.

    Устройство радиатора автомобиля по сути, представляет собой алюминиевые трубки на которые напаяны пластины (шайбы). Задача этого устройства, пропуская через трубки охлаждающую жидкость, отбирать у нее тепло (иными словами, радиатор авто охлаждает эту жидкость).

    Наиболее характерные неисправности радиатора автомобиля:

    Речь пойдет именно о неисправностях самого радиатора, а не термостата, датчика температуры, водяного насоса или вентилятора.

    • внутреннее засорение патрубков радиатора,
    • внутреннее засорение самой сердцевины,
    • наружное засорение сот,
    • механические неисправности, как то: отверстия или микротрещины патрубков, в местах крепления патрубков нарушение герметичности (попросту, недостаточно качественная пайка мест соединения).

    Засорение радиатора лечится одним способом – обслуживание радиатора: наружная чистка и внутренняя промывка.

    Читайте также:
    Профили для панелей ПВХ: разновидности и особенности

    Для устранения механических повреждений, требуется ремонт радиаторов авто. Большую часть работ по ремонту радиаторов автомобилей вы в состоянии выполнить своими руками.

    Виды технологий ремонта радиаторов авто своими руками

    Вы должны понимать, что ремонт радиатора своими руками, производится при незначительных (мелких) неисправностях, в случае, например, когда в каком-то месте подтекает, сочится охлаждающая жидкость. Естественно, что после лобового столкновения, проще радиатор купить, а не ремонтировать. Итак, приступим к ремонту радиатора авто самостоятельно.

    Внутренний ремонт при помощи химии

    Во времена, когда авторынок не был заполнен всевозможными высокотехнологичными химическими препаратами, самым действенным народным способом «лечения» мелких утечек из радиатора служила горчица. Её засыпали внутрь и под воздействием горячей воды, горчица разбухала, закупоривая мелкие отверстия и микротрещины в патрубках радиатора.

    Совершенно по аналогичному принципу действуют все современные химические препараты для ремонта радиатора. Их называют по-разному: и восстановители порошковые, и герметики для, и средства для восстановления.

    Недостатком такого вида ремонта является то, что мы не знаем, какой состав и где изготовлено средство. Так же как и в случае с горчицей, возможна ситуация, когда мы можем засорить не только радиатор, но и всю систему охлаждения двигателя, и радиатор отопления, в том числе.

    Поэтому, химия для ремонта радиатора может применяться очень осторожно, и только проверенных производителей.

    Наружный ремонт радиатора авто

    Очень часто ремонт радиаторов автомобилей производится при помощи, так называемой «холодной» сварки либо эпоксидной смолы (клея). В этом случае, наружный ремонт радиаторов авто производится после снятия радиатора. Естественно, предварительно сливается охлаждающая жидкость.

    В этом случае всё просто. В любом автомагазине продаются комплекты «холодной» сварки. После тщательной обработки (обезжиривания) ремонтируемой поверхности, трещина или отверстие устраняется веществом из комплекта. Инструкции объясняют порядок применения «холодной» сварки предельно четко.

    При помощи этого способа вполне возможно устранение и относительно больших отверстий, например в сердцевине радиатора. Методом наложения заплатки из жести. Способ наружного ремонта с применением современных клеев, вполне эффективный и действенный.

    Сварка и пайка для ремонта автомобильного радиатора

    Профессионально, как правило, для ремонта радиатора методом сварки, используется специальное оборудование для аргонной сварки или газодинамического напыления. Но, ведь у нас в гараже нет такого оборудования.

    Поэтому, прежде, чем приступать к пайке или сварке радиатора, нужно иметь: навыки, оборудование, и присадочный материал. Если вы сомневаетесь в своих силах, то всё же лучше отвезти радиатор к специалистам – дешевле обойдется.

    Присадочный материал выбирается исходя из материала радиатора: латунь, алюминий. Работаем газовой горелкой либо паяльником. Место пайки, соответствующим образом обезжириваем.

    Сварка или пайка радиатора удобна, если повреждение не очень большое. Если же трубка треснула вдоль по длине, то проще её заменить на новую. Здесь вам тоже понадобится паяльник для того, чтобы демонтировать старую трубку и установить новую.

    Вот, такие они, народные способы ремонта радиаторов автомобилей своими руками.

    Замена радиаторов отопления: пошаговая инструкция

    Тепло в доме – один из главных составляющих комфорта и уютного проживания. Об установке радиаторов отопления важно позаботиться еще на этапе чернового ремонта, выбрав подходящий вариант по стоимости и эффективности. Однако, даже самые качественные радиаторы отопления спустя некоторое время нуждаются в замене. Как правильно заменить радиаторы отопления, расскажу в статье ниже.

    Когда менять батареи

    О том, что пришло время замены радиаторов отопления, сообщит потребителю множество факторов. Сгнившие от времени батареи начинают течь, не справляясь с гидроударом и возросшим давлением в системе отопления. Из-за отложения солей внутри радиатора также растет давление воды и уменьшается просвет, из-за чего теплоноситель не поступает во все концы батареи, качество обогрева помещения снижается. Еще одна причина замены батареи – неправильно рассчитанная мощность прибора. В таком случае тепла не хватает, приходится подключать дополнительные обогреватели, а это означает повышение трат на электроэнергию.

    Если вы живете в частном доме, добавить мощности, а с ней и тепла, несложно, раскочегарив сильнее котел отопления. В квартире многоэтажного дома этот вариант не сработает, выход только один: в замене батарей. Но и в частном доме случается необходимость модернизации. Производители с каждым годом создают все более совершенные модели радиаторов, уменьшая энергоресурс и увеличивая КПД техники. С течением времени установленный радиатор устареет, и для финансовой экономии необходимо задуматься о новых радиаторах. Кроме того, нельзя забывать и о том, что у любого технического средства имеется свой срок службы. Когда он подходит к концу, велик риск внезапной поломки, что понесет за собой финансовые потери не только на замену техники, но и на устранение последствий.

    Подготовка к замене батарей

    Оптимальное время для замены радиаторов отопления – межсезонье, когда центральная система отопления еще не запущена. В летнее время часто профилактические работы мешают, а в зимнее – для работы понадобится пакет документов и вызов специалист жилищно-коммунальной службы. Дело в том, что давление воды в системе не позволит срезать батарею и не получить сильнейший потоп горячей водой. Перед началом работ необходимо отключить весь стояк квартир от отопления, разрешение на подобные действия имеются только у коммунальных служб. После отключения стояка производят слив теплоносителя. Когда трубы осушены, можно приступать к началу работ.

    Читайте также:
    Одноконтурный и двухконтурный парапетный газовый котёл

    Замена радиаторов отопления

    Приступаем к самому ответственному этапу работ. Рассмотрим подробную пошаговую инструкцию по замене батарей.

    • Выбор новых радиаторов – первое, что необходимо сделать. Важно помнить, что выбор батареи производится не только по внешнему виду, вписывающемуся в интерьер помещения. Существуют технические показатели давления в системе отопления и химического состава теплоносителя, выбирать радиатор необходимо, учитывая эти особенности. Уже много лет остаются популярны чугунные батареи, как оптимальное соотношение качества и цены. Кроме того, имеется выбор между стальными, алюминиевыми и биметрическими радиаторами.
    • Процесс снятия старых батарей зависит от плана работ. Если в планах замена только батарей, то скрутите резьбовые соединения радиаторов, либо воспользуйтесь шлифмашинкой, еслирезьба сбита и непригодна к работе. Если же вместе с радиаторами принято решение о замене труб отопления на более современные – срежьте всю конструкцию на расстоянии 15-20 см от пола и потолка.
    • Подготовьте основание, перенеся на стену разметку. Очертите предполагаемое расположение батареи, просверлите отверстия для удерживающих кронштейнов. Воспользуйтесь уровнем, чтобы проверить ровность горизонтальных и вертикальных линий. На этом этапе можно увеличить теплоотдачу радиатора путем приклеивания к стене фольгированного материала по всей площади батареи.
    • Монтаж радиаторов отопления производят в несколько этапов. Сначала на окончания труб нарезается резьба, на которую при помощи пакли и уплотнителя-герметика устанавливается кронштейн для регулировки подачи теплоносителя. На кронштейны повесьте батарею и соедините ее с трубами, используя те же материалы в работе.

    Монтаж радиаторов отопления своими руками – дело ответственное. Если вы не обладаете необходимыми знаниями и навыками, обратитесь за помощью к специалистам.

    Самостоятельно ремонтируем радиатор охлаждения

    Двигатель внутреннего сгорания в автомобиле нуждается в постоянном охлаждении. В подавляющем большинстве современных моторов охлаждение жидкостное, а в качестве теплоносителя используется антифриз. И если с радиатором в системе охлаждения что-то не так — работать двигателю осталось недолго. К счастью, отремонтировать радиатор можно самостоятельно.

    Почему ломается радиатор

    Вот основные причины поломки радиаторов легковых автомобилей:

    • механическое повреждение. Рёбра и трубки радиатора очень легко деформируются. Их можно погнуть даже рукой. Если в радиатор попадает камень с дороги или обломок лопасти от вентилятора — поломка неизбежна;
    • засорение. В радиатор может попасть грязь через негерметичные соединения. А ещё водитель может залить туда охлаждающую жидкость низкого качества, что приведёт к образованию накипи в радиаторных трубках, после чего антифриз перестанет нормально циркулировать.

    Во всех вышеуказанных случаях радиатор можно отремонтировать. Но бывают ситуации, когда ремонт этого устройства нецелесообразен. Например, при лобовом столкновении машин во время ДТП. В такой ситуации радиатор оказывается повреждён настолько сильно, что ни о каком ремонте не может быть и речи, и единственный вариант — замена.

    Признаки поломки радиатора

    Вот что происходит, если радиатор вышел из строя:

    • появляются провалы мощности. Мотор плохо держит обороты, особенно при продолжительной поездке;
    • антифриз закипает прямо в бачке. Причина проста: поскольку радиатор засорился, охлаждающая жидкость плохо циркулирует по системе, а следовательно, не успевает вовремя остыть. Температура антифриза постепенно растёт, что и приводит к его закипанию;
    • двигатель заклинивает. Это сопровождается характерным звуком, не услышать который невозможно. И это самый тяжёлый случай, исправить который не всегда удаётся даже с помощью капитального ремонта. Если водитель проигнорировал два вышеперечисленных признака — двигатель неизбежно перегреется и заклинит, после чего машина превратится в недвижимость.

    Варианты ремонта радиатора

    Перечислим популярные решения, позволяющие восстановить работоспособность радиатора охлаждения.

    Восстановление нормальной циркуляции

    Как уже говорилось выше, циркуляция в радиаторе может нарушаться из-за грязи или из-за накипи (последний вариант водители называют «закоксовкой»). Сегодня для борьбы с этими загрязнениями есть масса моющих жидкостей, которые можно приобрести в любом магазине запчастей. Наибольшей популярностью пользуется продукция американской компании Hi-Gear.

    Банка жидкости Radiator Flush на 350 мл стоит около 400 рублей. Этого количества хватит на промывку радиатора ёмкостью до 15 литров. Главный плюс этой жидкости не только в том, что она удаляет любую «закоксовку», но и в том, что она это делает в течение 7–8 минут.

    1. Мотор машины заводится и на холостом ходу работает 10 минут. Затем глушится и остывает в течение часа.
    2. Антифриз сливается через специальное отверстие. На его место заливается чистящая жидкость, разведённая с нужным количеством дистиллированной воды (соотношение раствора указывается на банке с жидкостью).
    3. Двигатель вновь заводится и работает в течение 8 минут. Затем глушится и остывает в течение 40 минут.
    4. Остывшая чистящая жидкость сливается из системы. На её место заливается дистиллированная вода для промывки радиатора от чистящего состава и оставшихся частиц накипи.
    5. Процедура промывки повторяется до тех пор, пока выходящая из радиатора вода не будет такой же чистой, как и заливаемая. Затем в систему заливается новый антифриз.

    Поиск течи в радиаторе

    Иногда радиатор внешне выглядит целым, но при этом течёт. Обычно это происходит из-за разъедания трубок коррозией. Для обнаружения течи применяется вода.

    1. Радиатор снимается с машины, антифриз сливается.
    2. Все патрубки герметично закрываются пробками. В горловину заливается вода.
    3. Радиатор ставится на ровную, сухую поверхность. Для удобства на неё можно постелить бумагу.
    4. При наличии течи под радиатором возникает лужа. Остаётся лишь присмотреться и обнаружить место утечки. Как правило, течи возникают в местах спаивания рёбер с трубками.

    Если течь в радиаторе настолько мала, что обнаружить её вышеуказанным способом не удаётся, применяется другая методика.

    1. Все патрубки в снятом радиаторе герметично закупориваются.
    2. К горловине подсоединяется обычный ручной насос, используемый для накачивания колёс.
    3. С помощью насоса в радиатор нагнетается воздух, а затем устройство целиком погружается в ёмкость с водой (насос при этом можно даже не отсоединять от горловины).
    4. Выходящие пузырьки воздуха позволят безошибочно обнаружить место утечки.

    Устранение течи с помощью герметика

    Самый простой способ избавиться от небольшой течи в радиаторе — заделать её герметиком.

    Он представляет собой порошок, который разводится в дистиллированной воде в соотношении, указанном на упаковке.

    1. Двигатель прогревается в течение 10 минут. Затем ему дают остыть в течение часа.
    2. Остывший антифриз сливается из системы. На его место заливается приготовленный раствор с герметиком.
    3. Мотор заводится и работает 5–10 минут. Обычно этого времени бывает достаточно для того, чтобы частицы циркулирующего в системе герметика дошли до места утечки и перекрыли её.

    Использование «холодной сварки»

    Ещё один популярный способ ремонта радиатора. Он прост, а главное, подходит как для алюминиевых, так и для медных радиаторов. «Холодная сварка» – это двухкомпонентный клеящий состав, причём компоненты этого состава находятся в упаковке отдельно друг от друга. Для использования их необходимо смешать.

    1. Повреждённый участок радиатора зачищается от грязи наждачной бумагой. Затем обезжиривается ацетоном.
    2. Под этот участок из тонкого листа металла вырезается заплата. Её поверхность тоже обезжиривается.
    3. Компоненты «холодной сварки» смешиваются. По консистенции они напоминают детский пластилин, так что для смешивания их нужно просто тщательно помять в руках.
    4. «Сварка» наносится на пробоину. Затем на повреждённое место накладывается заплата и крепко прижимается. Использовать радиатор можно только через сутки.

    Видео: ремонт радиатора «холодной сваркой»

    О других вариантах ремонта

    При серьёзных повреждениях применяется пайка радиаторов. Сделать это в условиях гаража крайне проблематично, особенно если повреждён алюминиевый радиатор. Для его запаивания требуется специальное оборудование и специальный флюс. Как правило, ничего этого у рядового автолюбителя нет. Так что вариант один: гнать машину в автосервис, к квалифицированным автомеханикам.

    Как продлить жизнь радиатора

    Есть пара простых советов, позволяющих значительно увеличить срок службы радиатора:

    • промывка через каждые 2 тыс. км пробега. Простая профилактическая мера способна увеличить срок службы радиатора вдвое;
    • не использовать агрессивные моющие средства. Неопытные автолюбители очень любят промывать радиаторы каустической содой (или даже чистящим средством «Крот», в основе которого тоже сода). Этого делать нельзя, особенно если радиатор алюминиевый. Едкий натр слишком агрессивен, так что вместо промывки можно получить течь одной или нескольких трубок.

    Итак, обнаружить мелкие утечки в радиаторе и заделать их вполне по силам даже начинающему автомобилисту. Но с более серьёзными повреждениями, требующими пайки или даже сварки, справится далеко не каждый. Так что без помощи специалиста с подходящим оборудованием и навыками не обойтись.

    Технология ремонта мягкой кровли

    Мягкая кровля является одним из популярных видов покрытия крыши. Он успешно используется как при строительстве частных домов, хозяйственных построек, так и для многоэтажных зданий. Материалы этой группы изготавливаются на основе битума и стекловолокна. Они имеют такие достоинства, как: простота укладки, повышенные шумо-, гидро- и теплоизоляционные свойства. При этом даже для ремонта особых затрат не потребуется. И все работы можно выполнить самостоятельно.

    Документация по ремонту крыши

    При проведении ремонтных работ на мягкой кровле руководствуются следующими документами:

    • смета (документ производства работ). В ней учитываются все запланированные ремонтные мероприятия на данной крыше. Например, демонтаж кровли, подготовка основания, монтаж нового материала и герметизация швов, создание гидроизоляционного слоя. В смету включается стоимость расходных и горючих материалов, а также затраты на их доставку. Этот документ поможет оценить бюджет будущего ремонта и принять решение о самостоятельном его проведении или о предоставлении возможности сделать это специалистам;
    • СНиП (строительные нормы и правила). Во время ремонта важно следовать требованиям, которые изложены в документе СНиП «Ремонт мягкой кровли» под номером 11–26–76. В нём указаны все необходимые материалы для гидроизоляции, типы мастики, кровельные материалы и требования к порядку выполнения работ;
    • ППР (проект производства работ). Этот документ важен, если выполняется ремонт на крыше многоквартирного дома. В нём указывается обоснование ремонтных работ, результаты обследования крыши, её характеристика, способы организации и методы производства кровельных работ.

    Типы повреждений и виды ремонта

    Мягкая кровля нуждается в периодическом осмотре. Он поможет вовремя выявить все нарушения целостности кровельного покрытия и своевременно выполнить работы по восстановлению. Частыми проблемами мягкой кровли считаются:

    Вздутие мягкой кровли может появиться в результате нарушения технологии укладки материалов

    гниение, появление грибка и мха в результате образования трещин со скопившейся водой;

    Мох на мягкой кровле появляется в результате нарушения технологии укладки

    расслоение материала на стыках полотен;

    Расслоение материала кровли можно отремонтировать, заклеив концы и укрепив шов заплаткой

    механические повреждения — появляются из-за возможного контакта кровли с антеннами, ветками;

    Мягкая кровля может рассыпаться после окончания срока эксплуатации или при неблагоприятных условиях использования

    Битумная черепица со временем может изменить цвет и даже расслоиться

  • загнутые края плиток битумной черепицы.
  • Проводить профилактический осмотр следует не реже двух раз в год. При этом рекомендуется регулярно чистить крышу от веток, мусора и снега. Эти мероприятия позволят увеличить срок эксплуатации и минимизировать расходы на ремонт.

    В зависимости от типа повреждения существует три вида ремонтных работ мягкой кровли:

      Локальный или текущий — подразумевает устранение небольших дефектов кровельного полотна.

    Локальный ремонт наплавляемой кровли обеспечивает быстрое восстановление покрытия с небольшими затратами

    Капитальный — выполняется в случае, когда локальный ремонт не дал результата по обеспечению должной водонепроницаемости крыши. Или если площадь повреждения превышает 40% от площади кровли.

    Капитальный ремонт кровли заключается в снятии старого покрытия и укладке нового материала

    Аварийный — чаще всего выполняется в результате серьёзной протечки либо после непредвиденного нарушения целостности кровли (когда повреждается небольшая часть покрытия).

    Аварийный ремонт проводится сразу же после непредвиденного нарушения кровельного покрытия, чтобы избежать ещё больших проблем

    Видео: локальный ремонт кровли из битумной черепицы

    Текущий ремонт

    Текущий ремонт выполняется при обнаружении незначительных дефектов мягкой кровли. Решение проблемы зависит от её типа. Например, для рулонной кровли применяются следующие варианты ремонта:

      вздутие материала — место вздутия проколоть и сделать крестообразный надрез. Концы отогнуть, материал изнутри вычистить, высушить и всю внутреннюю часть промазать мастикой. Далее края материала наложить на основание крыши и хорошо прогладить. При необходимости сверху наклеить заплатку и ещё раз замазать мастикой;

    Место вздутия на мягкой кровле можно закрыть одной или двумя заплатками, в зависимости от величины и сложности нарушения покрытия

    отслоение места стыка — материал немного приподнять, крышу под ним подсушить горелкой или строительным феном. Только после этого на повреждённый участок нанести битум, опустить материал, крепко прижать его или прокатать роликом. Проблемное место рекомендуется поверх шва обработать мастикой;

    На стыках материала требуется проведение более качественного закрашивания мастикой

    крыша с неровной поверхностью, в некоторых местах скапливается вода — залить всю поверхность крыши водой и отметить места, где вода задержалась. После этого воду удалить, крышу просушить, отмеченные места замазать горячей мастикой или покрыть дополнительным слоем рубероида толщиной более одного миллиметра, чтобы выровнять поверхность. Затем уложить верхний слой кровли и покрыть его специальным составом, предотвращающим негативное влияние внешней среды.

    Если вовремя не выровнять поверхности мягкой кровли, то застаивание воды приведёт к трещинам в материале, а затем крыша начнёт протекать

    Повреждённый участок битумной черепицы тоже поддаётся замене. Для этого следует мастерком аккуратно приподнять все повреждённые пластины, а также соседствующие с ними, чтобы вытащить дефектные. Гвозди удалить гвоздодёром. Уложить новые куски кровельного материала, закрепляя гвоздями, а места стыков дополнительно обработать силиконовым герметиком.

    Для локального ремонта битумной черепицы нужно заменить лишь повреждённые плитки

    Видео: частичный ремонт мягкой кровли гаража

    Капитальный ремонт

    Капитальный ремонт мягкой кровли выполняется в такой последовательности:

    1. Старое покрытие снять. Очистить поверхность от мусора, пыли и остатков строительных материалов.
    2. При необходимости удалить слой тепло- и гидроизоляции.
    3. Сделать цементно-песчаную стяжку. Если есть проблемы с разуклонкой, то выполнить и её, используя керамзит или другой материал. Если крыша была утеплённая, то на повреждённом участке следует уложить новый утеплитель и выполнить гидроизоляцию.

    При необходимости нужно обновить цементно-песчаную стяжку

    Уложить новый кровельный материал. Мягкая рулонная кровля укладывается горячим или холодным способом. В первом случае нижний слой материала разогревается газовой горелкой, а затем прижимается к основанию крыши. При монтаже холодным способом используется специальный клей или телескопические крепежи. В случае использования битумной черепицы материал монтируется на самоклеящееся основание и фиксируется гвоздями. Укладка материала происходит с нахлёстом в 10–15 см.

    При повреждении большой площади кровли её нужно полностью заменить

    Видео: пошаговое выполнение капитального ремонта наплавляемой кровли

    Аварийный ремонт

    Аварийный ремонт кровли подразумевает срочное восстановление нарушенной части покрытия. Например, создание большой заплаты в месте повреждения материалов.

    Эта мера может предотвратить образование протечки, но является эффективной лишь в том случае, если площадь повреждённого участка не превышает 20% от общей площади крыши.

    Для установки заплат необходимо:

    1. Удалить все видимые дефекты путём срезания или зачистки острым строительным ножом.
    2. Очистить эту часть поверхности крыши от грязи, пыли, мусора.
    3. Повреждённый участок залить битумной мастикой. При желании можно использовать и герметик.
    4. На обработанный участок наложить кусок рубероида, размеры которого больше, чем площадь повреждённой области.

    Срочно удалить течь и восстановить поверхностный слой кровельного покрытия поможет заплата

  • Сверху рубероид покрыть ещё одним слоем битума: распределить его валиком по всей поверхности заплатки, особое внимание уделяя её краям.
  • Наложить заплату можно и на крышу из битумной черепицы. Способ ремонта аналогичный, только для приклеивания используется специальный раствор или силиконовый герметик.

    Этот метод ремонта эффективен лишь в том случае, если причиной протечки стал видимый дефект.

    Видео: замена повреждённых участков на кровле из битумной черепицы

    Необходимые материалы

    Для ремонта мягкой кровли используются разные материалы. Выбор зависит от того, какой слой кровельного пирога предполагается ремонтировать:

    • для верхнего слоя — «Унифлекс», «Линокром», «Изопласт». Их срок эксплуатации более 10 лет;
    • для нижнего слоя — «Берипласт», «Стеклоэласт», «Техноэласт». Они отличаются повышенной эластичностью и способностью создавать дополнительную теплоизоляцию.

    Материалы верхнего слоя кровли должны содержать минеральную посыпку, которая служит для защиты от солнечного излучения. Толщину такого полотна стоит выбирать в диапазоне от 4,5 до 5 мм. А для нижнего слоя рулонный рубероид может быть тоньше.

    Мастика для укладки холодным способом

    Чаще всего используется мастика, подходящая для укладывания рубероида без разогрева. Применяется она для ремонта внутренних слоёв кровельного пирога. Выбирать нужно только ту мастику, в состав которой входит битум и смесь пылевидного типа, например, гипс или известь.

    Мастику можно приготовить самостоятельно, имея нужные составляющие

    При желании мастику можно изготовить и самостоятельно.

    Для этого потребуется смешать одну порцию наполнителя и по две порции битума и бензина. Но соединять компоненты нужно после того, как битум нагреется до 180 o C и из него полностью испарится вода. Перед ремонтом полученную смесь нужно охладить.

    Способ применения такой мастики следующий:

    1. Поверхность крыши тщательно очистить от грязи и пыли.
    2. Всю площадь просушить и прогреть.
    3. Валиком или кистью нанести мастику на ремонтируемый участок. После полного высыхания можно нанести второй слой.

    Наносить мастику на крышу можно обычным валиком для краски

    Видео: срочный ремонт кровли жидкой мастикой

    Жидкая резина

    Иногда для ремонта мягкой кровли используют жидкую резину. Она способна создавать бесшовное покрытие, что практически исключает проникновение воды в кровельный пирог. Жидкая резина применяется для заделки небольших щелей и трещин и для капитального ремонта.

    Особенность её в том, что наносить материал можно двумя способами:

    • с помощью распыления из пульверизатора — этот метод актуален при ремонте крыш большой площади;
    • валиком или кисточкой — требует более длительного времени, поэтому подходит только для локального ремонта или маленьких построек.

    Если нет опыта работы со специальным оборудованием, то для самостоятельного ремонта крыши лучше выбирать второй способ.

    Жидкая резина наносится в несколько слоёв. Причём каждый последующий слой можно наносить только после того, как предыдущий полностью высох. Обычно это делается с интервалом в 7–10 минут.

    Сама технология нанесения заключается в следующем:

    1. С поверхности убрать все посторонние предметы, мусор и пыль. Удалить жирные и масляные пятна. Крышу промыть и просушить.
    2. Нанести холодный раствор жидкой резины слоем в 3–4 мм. Если проводится капитальный ремонт, то обрабатывать не сразу всю поверхность, а последовательно небольшие участки.

    Наносить жидкую резину на крышу можно и без специального инструмента, но тогда важно соблюдать толщину наносимого слоя и равномерность распределения

    Видео: напыление жидкой резины на рубероид

    Гидроизол

    Рулонный гидроизол обычно используется для капитального ремонта мягкой кровли. Для этого требуется полный демонтаж старого покрытия.

    Этот наплавляемый материал имеет следующую структуру:

    • основа (стеклоткань или стеклохолст);
    • модифицированное битумное покрытие с двух сторон основы;
    • сланцевая присыпка в качестве защитного слоя.

    Стелится гидроизол в два слоя. Применяется как холодный, так и горячий способ монтажа. Технология укладки методом наплавления следующая:

    1. Рулон раскатать по поверхности крыши, отрезать нужную длину, затем свернуть его с краёв.
    2. Прогревая нижнюю поверхность, рулон постепенно раскатать и тщательно прижать к основанию. Для разогрева используется газовая горелка.

    Рулонный гидроизол обладает высокой горючестью, поэтому при наплавлении нельзя допускать его перегрева

  • Каждый последующий рулон стелить аналогичным образом, но с нахлёстом в 10–15 см.
  • Помните, что излишний нагрев приведёт к порче материала или возгоранию. Гидроизол также выпускается и в виде холодной мастики.

    Гидроизол в виде мастики состоит из полимерных битумов и применяется как защитный кровельный слой

    Видео: как правильно наплавлять рулонный кровельный материал

    Оборудование для ремонта

    Перед началом работ подготавливается не только материал, но и необходимое оборудование. Вам понадобятся:

    • газовая горелка — но её можно заменить паяльной лампой, если выполняется локальный ремонт на небольшом участке крыши;

    Работая с газовой горелкой, нужно соблюдать технику безопасности и иметь рядом огнетушитель

  • топор для демонтажа старого покрытия — его функции может выполнять монтажный резак;
  • строительный нож;

    Строительный нож делается с загнутым лезвием для удобства работы

    кисть-макловица — для нанесения грунтовки и холодной мастики;

    Наносить составы для ремонта можно макловицей: её рабочая поверхность должна быть широкой и с прочным ворсом

  • веник.
  • Если выполняется аварийный ремонт в зимнее время, то потребуется лопата для очистки крыши от снега.

    Ремонтные работы проводятся в специальной рабочей одежде: перчатках, ботинках, штанах из плотной ткани, защитных очках.

    Перед работой по восстановлению мягкой кровли важно учитывать, насколько сильно повреждено покрытие. На основании данных осмотра легко принять решение о предстоящей работе. А затем уже определить: какие использовать материалы, насколько объёмным получится ремонт (потребуется ли замена всего кровельного покрытия или только реставрация некоторых слоёв кровельного пирога).

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: