Разновидности смазки для опалубки

Смазка для опалубки: виды и правила ее нанесения

Выполнение бетонных работ – обязательный этап практически любого строительства. Эта технология используется и при возведении массивных многоэтажных зданий, и небольших частных домов.

Монолитные конструкции позволяют получить прочные и долговечные конструкции с относительно небольшими финансовыми и временными затратами. Для выполнения работ обязательно нужно собирать опалубку, а чтобы форма затем легко отделялась от бетона, применяется специальная смазка для опалубки.

  1. Область применения смазки
  2. Требования к смазочным материалам
  3. Виды смазок
  4. Водные суспензии
  5. Составы гидрофобизаторы
  6. Составы, замедляющие схватывание
  7. Комбинированные
  8. Как наносить смазку

Область применения смазки

При проведении бетонных работ необходимо полностью выполнять все требования технологии. Важно, чтобы бетонный раствор полностью заполнил форму, не образовывая пустоты. Для этого используются разные приемы. Для небольших объемов допустимы такие приемы, как:

  • штыкование лопатой;
  • простукивание опалубки со всех сторон.

Более качественное уплотнение достигается путем использования вибраторов, которые создают колебания для выведения воздуха из бетонной массы и придания ей прочности и плотности. После проведения работ по уплотнению, бетонный раствор должен полностью заполнить форму, заполняя все выемки.

Но уплотнение раствора имеет и «оборотную сторону», бетон плотно прилегает к внутренней поверхности опалубки, что затрудняет в дальнейшем демонтаж. Чтобы отделить детали опалубки от застывшего бетона приходится прикладывать немалые усилия.

При разборке могут быть повреждены и сами щиты опалубки, и отлитые бетонные конструкции. Конечно, современные опалубочные системы, собираемые из пластика или металла с очень гладкой поверхностью, демонтировать легче, так как бетон к ним практически не пристает.

При частном строительстве чаще применяют более дешевые варианты опалубок – из дерева или фанеры. Внутренняя поверхность досок и неламинированной фанеры шероховатая, поэтому отделить их от застывшего бетона бывает сложно.

Решить эту проблему помогают специальные смазки для опалубки. Основная цель этих составов –уменьшение адгезии, то есть, применения смазки создает на внутренней поверхности щитов защитную пленку. Эта пленка не позволяет бетонной смеси прилипать к щитам опалубки.

Совет! Еще относительно недавно в качестве смазки использовали отработанное масло и другие нефтепродукты. Эти вещества неэффективны и небезопасны с точки зрения экологии. Поэтому лучше использовать современные, специально разработанные средства.

Требования к смазочным материалам

Какими же качествами должна обладать хорошая смазка для форм опалубки:

  • Нейтральность. Смазка изготавливается основе органических соединений, которые химически нейтральны. Составы не должны вступать в реакцию ни с бетонными смесями, ни с материалами опалубки.

  • Безопасность. Составы не должны быть вредными для здоровья людей, они не должны оказывать негативное воздействие на кожу либо приносить вред при вдыхании.
  • Чистота. Смазки не должны оставлять пятен на отливаемых бетонных конструкциях. Наличие масляных пятен на поверхности монолитных сооружений затрудняет последующую отделку.
  • Вязкость. Смазка должна обладать способностью держаться на щитах и не разжижаться даже при повышенных температурах.

Совет! Согласно требованиям СНиП, смазки, нанесенные на гладкие металлические или фанерные листы, должны продержаться (не стекать, не испаряться) в течение суток при температуре окружающего воздуха +30.

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Читайте также:
Слабый вводной кабель в дом от счетчика

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Комбинированные

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Как наносить смазку

Смазочные составы наносятся на поверхность разными способами, от выбора способа нанесения зависит скорость работы и расход нанесения. Наиболее экономичный способ – это использование краскопульта. Применяется пистолет для покрытия больших и ровных поверхностей, а вот неровности и стыки обрабатываются плохо.

При отсутствии пистолета составы можно наносить обычными валиками для краски и малярными кисточками. Нередко эти два метода комбинируют. Валиком окрашивают ровные поверхности, а углы и стыки – кисточкой.

Итак, смазки, наносимые на внутренние поверхности форм для опалубки, применяют, чтобы облегчить последующий демонтаж. Составы образуют на поверхности защитную пленку, которая предотвращает непосредственный контакт между бетонным раствором и стенками формы. Использование смазочных материалов позволяет продлить срок службы многоразовой опалубки.

Смазка для опалубки

Опалубка — это специальная конструкция, помогающая создать конкретную форму фундаменту. Без применения опалубки бетон будет буквально растекаться. После полного высыхания бетонной смеси необходимо отделить доски, являющиеся опалубкой от фундамента, перекрытий или стен. Но сделать это не так просто, так чем смазать опалубку?

Для чего используют смазку для опалубки?

Смазка опалубки применяется для уменьшения сцепления фундаментной конструкции с бетоном. Более того смазанная опалубка предотвращает появление на бетоне различных трещин, сколов. Снятие со смазкой значительно облегчается. Если смазка качественная, то она соответствует требованиям.

Бетонная поверхность с использованием смазки и без нее

Требования к смазкам

Масло для опалубки должно отвечать следующим качествам:

  • Не допустимы жирные пятна на бетоне после снятия.
  • Открепление должны быть легким.
  • Должна держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 о С не менее 24 часов.
  • Соответствие требованиям пожарной безопасности.
  • Отсутствие в составе химических веществ опасных для здоровья.
  • Время защиты на вертикальных поверхностях не менее дня.

Разновидности смазок

Различают смазки для демонтажа опалубки фундамента по популярным производителям:

  • Смазка опалубки Эмульсол ЭКС-А.
  • Смазка для опалубки Эмульсол ИМ.
  • АНГРОЛ.

Смазка для опалубки эмульсол особенно популярна в промышленном применении.

В зависимости от того в промышленных целях или в частных используется данное вещество принято классифицировать по объему вещества, так она может быть как 20 литров, так и бочка ЭК до 216 литров.

Различия смазок по составу

Различают несколько видов смазок по составу:

  • На водной основе;
  • С комбинированной основой;
  • С замедляющим застывание бетона веществом.
  • С веществом отталкивающим воду.

Первый тип изготавливают из химических веществ, являющихся инертными к бетону. Они отличаются сравнительно невысокой стоимостью, поэтому не всегда могут эффективно справляться с проблемой.

Второй тип наиболее стойкий. Он не расслаивается в течение недели. Отлично удерживаются на поверхности. Нередко они являются эмульсиями обратного назначения.

В третий тип вводятся такие химические вещества, как меласса или танин. При этом отмечается сложное регулирование процесса схватывания фундамента.

Четвертый тип изготавливается из множества масел, таких как минсоальное или солей кислот жира, а также присутствие смазки для опалубки эмульсола ЭКС. Они создают тонкий слой, который отталкивает воду. При этом могут иметь недостатки, как завышенная стоимость.

Как самостоятельно применить смазку для опалубки, и какой расход?

Нанесение смазки распылителем

Применять смазку может каждый, главное соблюдать последовательность нанесения:

  1. Нанесение должно происходить сразу после того, как была собрана опалубка. Так можно сократить расход вещества.
  2. Уложенный ранее бетон необходимо защитить пленкой или брезентом от попадания масла.
  3. Вещество можно наносить резиновыми кистями или валиками, но тогда увеличится расход. Экономнее будет применять в этих целях распылительный пистолет.
  4. Чтобы слой был ровнее стоит применять пистолет на расстоянии одного метра от досок, возможно применении разных насадок.
Читайте также:
Мятная кухня: дизайн кухонного гарнитура и сочетание с интерьером

Примерный расход смазки

Материал опалубочных щитов

Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность

Смазка для опалубки

Опалубка представляет собой специальную конструкцию, необходимую для придания фундаменту определенной формы. Если ее не использовать, бетонная смесь не сможет принять нужную форму, растекаясь при этом во всех направлениях. После полного высыхания и затвердевания смеси внутри периметра опалубки, конструкцию необходимо осторожно отделить от фундамента, перекрытия или стен. Для того, чтобы сделать это максимально просто и не повредить при этих манипуляция готовую конструкцию, специалисты используют специальные масла (смазки), о которых и поговорим далее.

Зачем нужна смазка для опалубки

Основное предназначение смазки для опалубки заключается в уменьшении сцепления между фундаментной конструкцией и заливаемой в нее бетонной смесью. Кроме того, ее использование позволяет снизить вероятность образования трещин и сколов, которые возникают из-за пересыхания или перенапряжений бетона. Без использования масла для опалубки, которое снижает адгезию между поверхностями, убрать конструкцию без повреждений фундамента, стены или перегородки становится практически невозможным. Риск увеличивается еще и с увеличением размера яруса.

Требования, предъявляемые к смазкам для опалубки

Для того, чтобы обеспечить требуемые параметры сцепления между опалубкой и бетоном, смазка должна отвечать определенным требованиям. Некачественное масло может не только не дать нужного результата, а и вовсе привести к ухудшению качество поверхности, образованию трещин и других дефектов. Основные требования, которые предъявляются к смазкам для опалубки, следующие:

  • отсутствие локальных поверхностных дефектов в виде жировых пятен и шероховатостей после того, как опалубка снята;
  • небольшое сцепление щитов опалубки с бетоном, в результате чего открепление должно происходить легко;
  • хорошая адгезия с вертикальными и наклонными поверхностями в широком диапазоне температур (в основном до 30 градусов Цельсия) на протяжении 24 часов;
  • соответствие нормативным документам и требованиям противопожарной защиты;
  • отсутствие токсичных и вредных для человека составляющих.

При выборе смазки, нужно ориентироваться на состав, так как в каждом конкретном случае применим тот или другой вариант.

Какие виды смазок для опалубки бывают

Для демонтажа опалубки фундамента, стен и перегородок, наибольшей популярностью пользуются следующие производители:

  • Эмульсол «ЭКС-А»;
  • Эмульсол «ИМ»;
  • АНГРОЛ.

В промышленном применении чаще всего используют масло Эмульсол. По объему вещества различают два типа емкости: небольшие канистры по 20 литров и бочки по 216 литров.

По составу различают следующие виды смазки для опалубки:

  • в основе которых использованы вода;
  • в основе которых используются комбинированные вещества;
  • с использованием веществ-ингибиторов застывания бетона;
  • с использованием водоотталкивающих веществ.

Для изготовления водоэмульсионной смазки применяются инертные химических вещества, которые не вступают в реакцию с частицами бетона. Этот тип отличается невысокой стоимостью, но далеко не всегда эффективно справляется с поставленной задачей.

Масла на комбинированной основе более стойки к внешним условиям и проявляют лучшие сцепляющие свойства. Оригинальная и неподдельная смазка от производителя не расслаивается даже в течении недели, отлично держась на поверхности щитов и бетона. Довольно часто такие типы масел используются как обратные эмульсии (растворители и перемешиватели).

Третий тип смазок отличается наличием веществ, замедляющих застывание бетона. Как правило, это происходит из-за добавления меласса или танина. Это приводит к более сложному регулированию процессов схватывания бетонной смеси.

Смазки с водоотталкивающими свойствами изготовляются из множества минеральных и синтетических масел. В них входит минсоальное масло либо соли кислот жира. Это создает тонкий водоотталкивающий слой на поверхности стен, который предотвращает высыхание бетона. К недостаткам данного вида масла относится высокая стоимость.

Как правильно нанести смазку для опалубки

Правильное использование смазки для опалубки заключается в соблюдении последовательности действий и определенных правил.

  1. Нанесение необходимо делать сразу после сборки опалубки. При этом возможно сократить лишний расход масла.
  2. Чтобы предотвратить повреждение уже уложенного ранее бетона, его необходимо защитить при помощи брезентовой ткани.
  3. Наносить смазку на опалубку можно используя резиновые кисти или валики, но более эффективно это делать при помощи пистолета-распылителя. Так можно получить ровной слой и существенно снизить расход вещества.
  4. Для нанесения ровного тонкого слоя используются специальные насадки на пистолет.
Читайте также:
Проект маленькой гардеробной комнаты

Если брать во внимание расход смазки, то он будет напрямую зависеть от следующих факторов:

  • способа нанесения на поверхность. Наибольший расход если использовать валик, чуть ниже — кисть, наиболее экономичный вариант — пистолет;
  • температура окружающего воздуха. Чем более теплый воздух, тем меньше понадобится вещества;
  • плотности смазки. Чем масло плотнее, тем более высокий расход (но при этом плотность в большинстве случаев обеспечивает лучшее качество и сцепление);
  • временем, которое затрачивается между сборкой конструкции и заливкой бетонной смеси.

Если соблюдать все требования и советы, изложенные в данной статье, процесс нанесения смазки для опалубки будет довольно простым. При этом использование качественного масла существенно упростит последующую разборку конструкции и сохранит поверхность фундамента, стены или перегородки от повреждений.

Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Зачем смазывают опалубку


При работе с монолитными железобетонными конструкциями приходится сталкиваться со сцеплением бетона с опалубкой, величина которого может достигать нескольких кгс/см2. Сцепление не только затрудняет распалубку железобетонной конструкции, но и приводит к ухудшению качества бетонной поверхности, а также к преждевременному износу щитов опалубки.

Сцепление бетона с опалубкой обусловлено влиянием следующих факторов:

  • адгезия и когезия бетона;
  • усадка бетона;
  • шероховатость и пористость поверхности опалубки, прилегающей к железобетонной конструкции.

В период укладки бетон находится в пластичном состоянии и является клеящим веществом (адгезивом), благодаря чему появляется адгезия (прилипание бетона к опалубке). В процессе уплотнения пластичность бетона увеличивается, он сближается с поверхностью опалубки и сплошность контакта между бетоном и щитами опалубки увеличивается.

На адгезию оказывает влияние и материал, из которого сделана формующая опалубочная поверхность: к деревянным и стальным поверхностям бетон прилипает сильнее, чем к пластмассовым, так как последние имеют меньшую смачиваемость.

Без специальной обработки фанера, дерево, сталь , стеклопластики хорошо смачиваются, что создает достаточно большое их сцепление бетоном. А гетинакс и текстолит слабо смачиваемые (гидрофобные), поэтому с ними бетон сцепляется незначительно.

При обработке формующей поверхности и нанесении на неё пленки масла смачиваемость значительно снижается (гидрофобизуется), что значительно уменьшает адгезию.

Усадка снижает адгезию и сцепление: чем больше усадка в пристыковых слоях бетона, тем вероятнее появление усадочных трещин в зоне контакта, что ослабляет сцепление.

Когезия в контактной паре «опалубка и бетон» есть прочность на растяжение пристыковых слоев бетона.

Существует три возможных варианта отрыва съемной опалубки при распалубке монолитной бетонной конструкции:

  1. вариант 1: адгезия мала, а когезия велика. В таком случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта;
  2. вариант 2: адгезия больше, чем когезия. Опалубка будет отрываться по клеящему материалу (бетону);
  3. вариант 3: адгезия примерно равна когезии. В этом случае наблюдается смешанный (комбинированный) отрыв, при котором опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону.

В первом (адгезионном) варианте отрыва опалубка снимается легко, ее поверхность остается чистой, а поверхность бетона обладает хорошим качеством. Поэтому важно обеспечить адгезионный отрыв. Это достигаются следующими методами:

  • формующие поверхности опалубки делают из гладких плохо смачиваемых материалов
  • наносят на формующие поверхности смазки для опалубки эмульсии и специальные антиадгезионные покрытия.

Виды смазочных смесей

Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

Водная суспензия

Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

Гидрофобизаторы

Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

Читайте также:
Одноконтурный и двухконтурный парапетный газовый котёл

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Комбинированные

Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Требования к смазкам для опалубки:

  • не должны оставлять на бетоне маслянистых пятен. Исключения здесь составляет бетонирование конструкций, засыпаемых впоследствии землей/покрываемых облицовкой или гидроизоляцией;
  • не уменьшают прочность контактного слоя бетона;
  • пожарная безопасность;
  • отсутствие летучих веществ, вредных для здоровья;
  • должны держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 оС не менее 24 часов.

Требования к смазочным смесям

Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

Виды смазок


Бетонная поверхность при использовании разных смазок для опалубки

В зависимости от состава, принципа действия и эксплуатационных свойств смазки для опалубки можно разделить на четыре группы:

  1. водные суспензии;
  2. гидрофобизирующие смазки;
  3. смазки — замедлители схватывания бетона;
  4. комбинированные смазки.

Водные суспензии

получают из порошкообразных инертных к бетону веществ. Это простые и дешевые, но не всегда эффективные средства, устраняющие прилипание бетона к опалубке. Их принцип действия основан на том, что вода из суспензии испаряется, а на формующей поверхности опалубки образуется тонкая защитная пленка, которая препятствует прилипанию бетона к палубе.

Наиболее часто используемый вариант водной суспензии — известково-гипсовая суспензия. Для её приготовления смешивают полуводный гипс (0,6—0,9 вес. ч.), известковое тесто (0,4—0,6 вес. ч.), сульфитно-спиртовую барду (0,8—1,2 вес. ч.) и воду (4—6 вес. ч.).

При виброуплотнении суспензионные смазки стираются бетоном и загрязняют бетонную поверхность. Поэтому в монолитном строительстве их применяют достаточно редко.

Читайте также:
Серванты и буфеты для гостиной: 90 максимально удобных и элегантных решений для зала

Гидрофобизирующие смазки

изготавливают на основе минсоальных масел, эмульсола ЭКС или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыл). При обработке палубы гидрофобизирующая смазка создает на ее формующей поверхности тонкую водоотталкивающую (гидрофобную) пленку из слоя ориентированных молекул. Гидрофобизирующие смазки распространены в монолитном строительстве, но они обладают рядом недостатков: высокая стоимость, загрязнение бетонной поверхности, пожарная опасность.

Замедлители схватывания бетона

— третья группа смазок. Для замедления схватывания бетона в состав таких смазок вводят танин, мелассу и пр. Их недостаток — сложно регулировать толщину слоя бетона, в котором замедляется схватывание.

Комбинированные смазки – обратные эмульсии

— наиболее эффективные средства для улучшения качества получаемой бетонной поверхности монолитной конструкции и увеличения срока использования (оборачиваемости) съемной строительной опалубки. Такие смазки готовят в виде обратных эмульсий. Помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания в некоторые из них вводят и пластифицирующие добавки, например, мылонафт, сульфитно-дрожжевую барду (СДБ) и др. Пластификаторы при вибрационном уплотнении пластифицируют бетон в пристыковых слоях, чем существенно снижают его поверхностную пористость.

Эмульсионные смазки стабильны. Они не расслаиваются в течение 7—10 суток. При их использовании полностью устраняется прилипание бетона к опалубке. Также они хорошо удерживаются на поверхности палубы и не загрязняют бетон.

Разновидности смазок

Различают смазки для демонтажа опалубки фундамента по популярным производителям:

  • Смазка опалубки Эмульсол ЭКС-А.
  • Смазка для опалубки Эмульсол ИМ.
  • АНГРОЛ.

Смазка для опалубки эмульсол особенно популярна в промышленном применении.

В зависимости от того в промышленных целях или в частных используется данное вещество принято классифицировать по объему вещества, так она может быть как 20 литров, так и бочка ЭК до 216 литров.

Порядок нанесения смазки на опалубку:

  • Распылитель GLORIA для нанесения смазки на опалубку

наносят после сборки опалубочной формы, что сокращает расход смазочного состава и увеличивает производительность труда;

  • при нанесении соблюдают меры защиты ранее уложенного бетона, арматуры и оснований от попадания на них смазки (укрывают брезентом, рогожей и т.п.);
  • на доборы смазку наносят валиками из пористой резины или кистями. Для покрытия основных поверхностей целесообразнее использование пневмопистолета-распылителя;
  • сопло пистолета (распылителя) располагают на расстоянии 0,8-1 м от палубы;
  • для получения факела разных видов используют сменные головки.
  • Как самостоятельно применить смазку для опалубки, и какой расход?

    Нанесение смазки распылителем

    Применять смазку может каждый, главное соблюдать последовательность нанесения:

    1. Нанесение должно происходить сразу после того, как была собрана опалубка. Так можно сократить расход вещества.
    2. Уложенный ранее бетон необходимо защитить пленкой или брезентом от попадания масла.
    3. Вещество можно наносить резиновыми кистями или валиками, но тогда увеличится расход. Экономнее будет применять в этих целях распылительный пистолет.
    4. Чтобы слой был ровнее стоит применять пистолет на расстоянии одного метра от досок, возможно применении разных насадок.

    Расход смазки для опалубки

    Расход зависит от способа нанесения на поверхность палубы, температуры наружного воздуха, консистенции смазки, промежутки времени между установкой опалубки и укладкой бетона.

    Материал, из которого изготовлена палуба щитов Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность Нанесение на вертикальную поверхность
    пистолетом кистью пистолетом кистью
    Летнее время
    Пластмасса, сталь 300 350 400 430
    Древесина 320 350 350 420
    Зимнее время
    Пластмасса, сталь 300 400 350 400
    Древесина 300 400 300 350

    При нанесении пневмопистолетом-распылителем расход смазки меньший при использовании вязких составов. При нанесении кистью расход смазочного состава для опалубки может достигать до 500 г/м2 по причине более толстых слоев и скоплений в выбоинах, местах стыка, во вмятинах.

    На видео показана работа с распылителем GLORIA, который удобно использовать для нанесения смазки на опалубку:

    Что такое эмульсия, ее предназначение

    Эмульсол ЭКС – одно из самых популярных средств для смазки опалубки. Оно представляет собой маслянистую жидкость, поставляющуюся на строительную площадку в бочках объемом 200 л. Это гидрофобизатор, который изготовляют из следующих компонентов:

    Читайте также:
    Подключение электродвигателя – основные схемы, способы и особенности подсоединения различных моделей (инструкция + фото)


    Особенности покрытия Эмульсол ЭКС-5

    • минеральные масла. Формируют основу состава, их количество достигает 60–80% от общего объема;
    • поверхностно-активные вещества (ПАВ). Используются в качестве эмульгаторов и стабилизаторов, улучшающих свойство состава;
    • дополнительные компоненты. В их перечень могут входить полиэтиленгликоль, этанол, антикоррозийные и бактерицидные добавки.

    Смазка желтоватого или коричневатого цвета легко наносится на ее поверхность, образуя тонкую водонепроницаемую маслянистую пленку. Преимуществом данного состава является то, что он не растекается по вертикальным и горизонтальным плоскостям и хорошо держится там. Поэтому залитая бетонная смесь не сцепляется со стенками опалубки и не теряет большого количества влаги.

    Смазку Эмульсол используют для обработки материалов, которые отличаются высокими адгезионными качествами (данный параметр составляет больше 0,03 МПа). У деревянных щитов или опалубки из металла этот показатель достигает значения 0,18 МПа.

    Несмотря на свои многочисленные преимущества, данный состав имеет некоторые недостатки:

    • относительно большой расход;
    • после контакта с бетоном на его поверхности остаются жирные следы;
    • большая стоимость.


    Показатели качества Эмульсола ЭКС-А

    Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

    Опалубочные щиты представляют собой конструкцию, с помощью которой фундаментным основам из бетона придаются необходимые формы. Свежеприготовленная бетонная масса отличается хорошей текучестью и заполняет каждый пустотный участок между арматурным каркасом. Сцепляется она и с опалубочными щитами, стремясь сделать всю конструкцию собственной оболочкой. И в том случае, когда у строителей имеются определенные планы на дальнейшее использование опалубки, отдирать ее придется с огромным трудом. Но проблема решается, если используется при бетонных работах смазка для опалубки.

    Необходимость использования

    Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

    Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

    Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

    Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

    Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.

    Виды смазочных смесей

    Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

    Водная суспензия

    Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

    Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

    Гидрофобизаторы

    Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

    Читайте также:
    Обои под покраску какие лучше: рекомендации, какие флизелиновые обои под покраску какие лучше выбрать

    На основе органических углеводородов – замедляющие

    Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

    Комбинированные

    Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

    Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

    Часто используемые смазки

    Чаще всего строители пользуются следующими составами:

    • Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит. Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
    • Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
    • Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла. Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
    • Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

    Требования к смазочным смесям

    Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

    Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

    Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

    Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

    Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

    Выполнение работ

    Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

    Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

    Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

    Читайте также:
    Отмостка перед гаражом своими руками: примеры и варианты исполнения, отзывы

    Расход

    Определяясь с количеством смазки, необходимо принять во внимание материал, который использовался для изготовления опалубочной конструкции. Примерный расход смазок с учетом вариантов их нанесения по различным материалам приведен ниже:

    опалубочные щиты горизонтальные вертикальные
    краскопульт кисточка краскопульт кисточка
    летний сезон
    стальные и пластиковые 300 350 400 430
    древесина 320 350 350 420
    зимний сезон
    стальные и пластиковые 300 400 350 400
    древесина 300 400 300 350

    Следует заметить, что на расход смазочных растворов влияют определенные факторы:

    • инструмент, используемый для нанесения;
    • температурный режим;
    • плотность смазочного материала;
    • временной интервал между сборкой опалубки и заливкой бетонного раствора.

    Популярные производители

    Чем смазать опалубку, чтобы к поверхности щитов не налипал бетонный раствор, мы разобрались. Остается выяснить, какие составы использовать лучше всего:

    • в Германии производится Тиралюкс 1721 – профессиональный смазочный материал изготовленный на основе минерального масляного состава с добавлением антифризовых веществ. Растворительных компонентов не содержит, отлично работает по металлу, пластику, ламинированной опалубке. Разрешен к нанесению при морозах до пятнадцати градусов;
    • Россия производит Ангрол-Монолит – универсальную смазку, которой можно пользоваться при любых климатических условиях – от сорока градусов мороза до семидесяти – тепла. Смазка не расслаивается, пятен на бетонной поверхности после ее применения не остается;
    • украинский материал Агат-С5. Смазочный модификатор, не содержащий растворителей;
    • еще один отечественный вариант – Эмульсол ЭКС-А.

    Заключение

    С применением антиадгезионных смазочных значительно возрастает сметная стоимость строительного процесса, но практикой давно доказано, что экономить на таком этапе не следует. Смазка опалубочных щитов считается важным мероприятием, во время которого необходимо выполнять рекомендации специалистов.

    Смазки для съемной опалубки

    Содержание статьи:

    1. Зачем нужна смазка для опалубки;
    2. Требования к смазкам;
    3. Виды смазочных составов для опалубки;
    4. Состав смазок;
    5. Порядок нанесения;
    6. Расход.

    Зачем смазывают опалубку

    При работе с монолитными железобетонными конструкциями приходится сталкиваться со сцеплением бетона с опалубкой, величина которого может достигать нескольких кгс/см 2 . Сцепление не только затрудняет распалубку железобетонной конструкции, но и приводит к ухудшению качества бетонной поверхности, а также к преждевременному износу щитов опалубки.

    Сцепление бетона с опалубкой обусловлено влиянием следующих факторов:

    • адгезия и когезия бетона;
    • усадка бетона;
    • шероховатость и пористость поверхности опалубки, прилегающей к железобетонной конструкции.

    В период укладки бетон находится в пластичном состоянии и является клеящим веществом (адгезивом), благодаря чему появляется адгезия (прилипание бетона к опалубке). В процессе уплотнения пластичность бетона увеличивается, он сближается с поверхностью опалубки и сплошность контакта между бетоном и щитами опалубки увеличивается.

    На адгезию оказывает влияние и материал, из которого сделана формующая опалубочная поверхность: к деревянным и стальным поверхностям бетон прилипает сильнее, чем к пластмассовым, так как последние имеют меньшую смачиваемость.

    Без специальной обработки фанера, дерево, сталь , стеклопластики хорошо смачиваются, что создает достаточно большое их сцепление бетоном. А гетинакс и текстолит слабо смачиваемые (гидрофобные), поэтому с ними бетон сцепляется незначительно.

    При обработке формующей поверхности и нанесении на неё пленки масла смачиваемость значительно снижается (гидрофобизуется), что значительно уменьшает адгезию.

    Усадка снижает адгезию и сцепление: чем больше усадка в пристыковых слоях бетона, тем вероятнее появление усадочных трещин в зоне контакта, что ослабляет сцепление.

    Когезия в контактной паре «опалубка и бетон» есть прочность на растяжение пристыковых слоев бетона.

    Существует три возможных варианта отрыва съемной опалубки при распалубке монолитной бетонной конструкции:

    1. вариант 1: адгезия мала, а когезия велика. В таком случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта;
    2. вариант 2: адгезия больше, чем когезия. Опалубка будет отрываться по клеящему материалу (бетону);
    3. вариант 3: адгезия примерно равна когезии. В этом случае наблюдается смешанный (комбинированный) отрыв, при котором опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону.

    В первом (адгезионном) варианте отрыва опалубка снимается легко, ее поверхность остается чистой, а поверхность бетона обладает хорошим качеством. Поэтому важно обеспечить адгезионный отрыв. Это достигаются следующими методами:

    • формующие поверхности опалубки делают из гладких плохо смачиваемых материалов
    • наносят на формующие поверхности смазки для опалубки эмульсии и специальные антиадгезионные покрытия.
    Читайте также:
    Подключение электродвигателя – основные схемы, способы и особенности подсоединения различных моделей (инструкция + фото)

    Требования к смазкам для опалубки:

    • не должны оставлять на бетоне маслянистых пятен. Исключения здесь составляет бетонирование конструкций, засыпаемых впоследствии землей/покрываемых облицовкой или гидроизоляцией;
    • не уменьшают прочность контактного слоя бетона;
    • пожарная безопасность;
    • отсутствие летучих веществ, вредных для здоровья;
    • должны держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 о С не менее 24 часов.

    Виды смазок

    Бетонная поверхность при использовании разных смазок для опалубки

    В зависимости от состава, принципа действия и эксплуатационных свойств смазки для опалубки можно разделить на четыре группы:

    1. водные суспензии;
    2. гидрофобизирующие смазки;
    3. смазки — замедлители схватывания бетона;
    4. комбинированные смазки.

    Водные суспензии

    получают из порошкообразных инертных к бетону веществ. Это простые и дешевые, но не всегда эффективные средства, устраняющие прилипание бетона к опалубке. Их принцип действия основан на том, что вода из суспензии испаряется, а на формующей поверхности опалубки образуется тонкая защитная пленка, которая препятствует прилипанию бетона к палубе.

    Наиболее часто используемый вариант водной суспензии — известково-гипсовая суспензия. Для её приготовления смешивают полуводный гипс (0,6—0,9 вес. ч.), известковое тесто (0,4—0,6 вес. ч.), сульфитно-спиртовую барду (0,8—1,2 вес. ч.) и воду (4—6 вес. ч.).

    При виброуплотнении суспензионные смазки стираются бетоном и загрязняют бетонную поверхность. Поэтому в монолитном строительстве их применяют достаточно редко.

    Гидрофобизирующие смазки

    изготавливают на основе минсоальных масел, эмульсола ЭКС или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыл). При обработке палубы гидрофобизирующая смазка создает на ее формующей поверхности тонкую водоотталкивающую (гидрофобную) пленку из слоя ориентированных молекул. Гидрофобизирующие смазки распространены в монолитном строительстве, но они обладают рядом недостатков: высокая стоимость, загрязнение бетонной поверхности, пожарная опасность.

    Замедлители схватывания бетона

    – третья группа смазок. Для замедления схватывания бетона в состав таких смазок вводят танин, мелассу и пр. Их недостаток — сложно регулировать толщину слоя бетона, в котором замедляется схватывание.

    Комбинированные смазки – обратные эмульсии

    – наиболее эффективные средства для улучшения качества получаемой бетонной поверхности монолитной конструкции и увеличения срока использования (оборачиваемости) съемной строительной опалубки. Такие смазки готовят в виде обратных эмульсий. Помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания в некоторые из них вводят и пластифицирующие добавки, например, мылонафт, сульфитно-дрожжевую барду (СДБ) и др. Пластификаторы при вибрационном уплотнении пластифицируют бетон в пристыковых слоях, чем существенно снижают его поверхностную пористость.

    Эмульсионные смазки стабильны. Они не расслаиваются в течение 7—10 суток. При их использовании полностью устраняется прилипание бетона к опалубке. Также они хорошо удерживаются на поверхности палубы и не загрязняют бетон.

    Состав смазок для опалубки

    Для смазывания опалубки обычно используют эмульсии (типа вода-мыло-керосин; вода-масло) и суспензии (типа глина-масло; вода-мел; цемент-масло-вода). Составы приготовляют в ремонтных мастерских или получают в готовом виде с заводов ЖБИ, домостроительных комбинатов и т.д.

    Для щитовой опалубки, используемой при возведении подземных железобетонных конструкций, универсальными является битумно-керосиновые смазки. Их получают путем растворения низкомарочных битумов в керосине. Эти смазки подходят как для металлических, так и для дощатых и пластмассовых палуб. Также для дощатых палуб рекомендуют использовать петролатумно-соляровые, петролатумно-керосиновые, парафино-соляровые смазки.

    Выбираем и используем смазку для опалубки

    Преимущество съёмной опалубки из подручных материалов очевидно — это самый бюджетный вариант, позволяющий существенно сэкономить на строительстве фундамента. Однако у щитов из досок, фанеры, ДСП, OSB имеется большое количество неровностей, зазоров, сами материалы шершавые. В итоге существенно увеличивается адгезия, то есть сцепление материалов. И при застывании раствор буквально намертво прилипает к съёмной опалубке.

    Именно поэтому и нужна смазка, ведь снимать деревянные щитки нужно в любом случае. И смазка позволит сделать это легко и быстро, не нарушая форму застывшего раствора, от которого ни в коем случае нельзя отрывать куски.

    Читайте также:
    Обои под покраску какие лучше: рекомендации, какие флизелиновые обои под покраску какие лучше выбрать

    Важно! Смазка для опалубки фундамента выполняет несколько функций: позволяет легче демонтировать щиты, исключает появление трещин и сколов в фундаменте, а также продлевает срок службы опалубочных элементов — их можно будет использовать в дальнейшем.

    Специальные состав, которыми смазываются щиты съёмной опалубки, бывают:

    • Суспензионными. Это самые недорогие составы на водной основе. Можно своими руками смешать известковое тесто, полуводный гипс и сульфитно-спиртовую барду с водой. На бетоне в процессе испарения такого состава будет оставаться плёнка;

    Важно! Суспензионные смазки для опалубки категорически не рекомендуется использовать при виброукладке раствора!

    • Гидрофобизирующие. В их состав входят поверхностно-активные вещества и минеральные масла. На поверхности создаётся плёнка, которая отталкивает воду. Удобно, что гидрофобизирующие смазки держатся не только на горизонтальной, но и на вертикальной поверхностях, они не растекаются. Плюсов много, такие составы востребованы у застройщиков, хотя могут оставлять жирные следы и отличаются большим расходом;
    • Замедляющие схватывание. Используют их редко, потому что в результате могут появиться сколы на фундаменте;
    • Комбинированные. Самые эффективные. Такие смазки содержат и гидрофобизаторы, и дополнительно замедлители схватывания. Комбинированные смазки — это обратная эмульсия, она взяла всё лучшее из предыдущих составов. А благодаря пластифицирующим добавкам минусов практически не имеет.

    Выбирая смазку для съёмной опалубки, нужно помнить, что она должна отвечать следующим требованиям:

    • Содержать ингибиторы, то есть антикоррозионные вещества;
    • Быть удобной в использовании;
    • Чем меньше расход, тем лучше. Экономичнее всего в использовании комбинированные составы;
    • Не должна оставлять на фундаменте жирные следы, что может ухудшить его внешний вид и привести к отслаиванию последующей отделки;
    • При температуре порядка +30°C смазка должна держаться не меньше 24 часов не только на ровной, но и наклонной поверхности;
    • В составе не должно быть летучих материалов, ведь это не отвечает правилам противопожарной безопасности;
    • В составе не должно быть веществ, вредных для здоровья.

    Перечислим самые популярные марки смазки для опалубки, которые используются на российском строительном рынке чаще всего:

    • «Ангрол». Эмульсия на основе воды, с сульфатом натрия, органическими веществами и эмульгаторами. Нет неприятного запаха, состав отвечает противопожарным нормам, содержит ингибиторы, поэтому хранится в железных бочках долго. Применяется даже в ходе возведения мостов;
    • «Эмульсол». Самая популярная гидрофобизирующая смазка. Имеет несколько подвидов: ЭКС (самая дешёвая, для армированного фундамента не подходит), ЭКС-2 (для металлических изделий), ЭКС-А (универсальная), ЭКС-ИМ (зимняя версия);
    • Tira-Lux. Немецкая смазка с противоморозными добавками на основе минеральных масел. Качественная, но дороже отечественных составов;
    • «Агат». Плюс данной смазки в том, что она не оставляет следов и пятен, можно работать даже на белых покрытиях. В составе масло без воды, эмульсия концентрированная.

    Вкратце технические характеристики данных смазок выглядят так:

    Параметры «Ангрол» «Эмульсол» Tira-Lux «Агат»
    Плотность, кг/м 3 810–950 875–950 880 875
    Температурный режим, °C – 15–+70 -15–+65 -18–+70 -25–+80
    Расход, литров на м 2 15–20 15–20 10–20 10–15
    Объём при продаже, литры 215 195–200 225 200

    Важно! Чем выше плотность у состава, тем выше его расход. И чем ниже температура на строительной площадке, тем больше состава уйдёт на обработку поверхностей.

    Наносить смазку на детали опалубки удобнее, быстрее и экономнее распылителем, хотя, если объём работ невелик, можно использовать валик и широкую малярную щётку. При использовании смазки нужно руководствоваться инструкциями производителя. Многие составы, например, «Эмульсол», нужно разбавлять водой.

    Портал Rmnt.ru уже писал о технических смазках . Но, как вы поняли, составы для обработки опалубки — совершенно особый вопрос. В любом случае такие смазки помогают улучшить качество работ при строительстве фундамента с использованием съёмной опалубки.

    Кроме того, такие смазки активно используются для обработки форм, например, при изготовлении тротуарной плитки и различных бетонных изделий, ЖБИ.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: