Преимущества и недостатки евроштакетника

Заборы из евроштакетника – выбор, установка, материалы

В последние годы заборы из евроштакетника становятся популярными в России и прилегающих странах. Для этих территорий традиционными всегда были деревянные заборы. Это и понятно, ведь славянские страны всегда славились своими многочисленными лесами, которые являются недорогим и качественным сырьем для изготовления ограждений различного вида. В наше время все изменилось, заборы из дерева это уже скорее дань прошлому, традиции, которая идет с древних времен, но этот опыт применяется все реже и реже. Более популярными становятся такие виды материалов для ограждения, как штакетник металлический, который еще называют евроштакетником.

Содержание обзора:

  1. Евроштакетник для дачи
  2. Преимущества и недостатки евроштакетника
  3. Как правильно выбирать евроштакетник
  4. Выводы о заборах из штакетника

Он представляет из себя изящное, необычное ограждение с высокой степенью надежности. Собирается он из металлических реек, имеющих специальное антикоррозийное покрытие. Это покрытие может быть разных цветов, что дает возможность подобрать нужный вам цвет для оформления участка.

Положительным качеством евроштакетника является то, что монтаж его прост и удобен. Вся конструкция может быть собрана прямо в цеху, а на месте только монтируются опорные столбы, на которых закрепляются поперечные лаги для установки на них этой готовой конструкции. Как правило, с установкой такого ограждения может легко справиться даже не специалист, а простой человек, не имеющий опыта в монтаже заборов. Действительно, справиться с креплением готовой конструкции на заранее подготовленные столбы болтами и саморезами сможет если не каждый, то большинство.

Однако, установку данного вида забора все же лучше поручить профессионалами. Почему? Потому что, помимо того, что они избавят вас от массы хлопот, связанных с установкой, освободят лишнее время и силы, они установят специальные саморезы, имеющие антивандальное покрытие. Эти саморезы, как и все остальные крепления не дадут разобрать забор так же быстро, как его можно собрать. То есть, у вас будет гарантия того, что вы не проснетесь утром, и не обнаружите у себя отсутствие забора.

Евроштакетник для забора на дачу

Последнее десятилетие характерно тем, что дачники стали огораживать свои участки заборами из евроштакетника. Евроштакетник – это материал, сделанный в виде железных пластин, отдаленно напоминающий профнастил.

Как и профнастил, евроштакетник является очень прочным материалом, но в отличие от него еще и очень экономичным, поскольку для изготовления его требуется немного сырья. Также, в отличие от профнастила, евроштакетник совсем не перекрывает взгляд, он оставляет довольно хороший обзор территории.

Помимо легкости в монтаже и в перевозке, штакетник имеет одну важную особенность – он один из самых легких в использовании заборов. Под «легкостью» подразумевается возможность придавать ему необходимую форму, контролируя длину несущей балки, а также высоту ограждения. Это немаловажный критерий, поскольку он предоставляет полнейшую свободу действий. Эта «податливость» делает данный материал почти идеальным видом ограждения не только внутреннего двора, но и его наружных границ. При помощи не слишком широких штакетин можно отгораживать детские площадки, огород, садовую зону и так далее.

Такое разделение пространства можно отнести к ландшафтному дизайну, что может поспособствовать созданию хорошего настроения и грамотной организации территории. Также, важная функция внутреннего забора – защитная. При помощи евроштакетника вы сможете оградить своих детей от травм, а высаженные с любовью грядки от лап домашних животных.

Как вы могли заметить, евроштакетник может быть полезен вам намного больше, чем может показаться на первый взгляд. На территории внутреннего двора ему можно найти несколько разных применений, но в каждом из них он будет служить вам очень долго облегчая и упрощая жизнь, сохраняя вашу собственность в безопасности. Помимо этого, штакетник из металла будет радовать вас своим видом, поскольку вы можете подобрать любой цвет материала, какой наиболее подходит под дизайн вашего интерьера. Например, можно установить ограждение из евроштакетника, который оформлен под деревину – выглядеть это будет весьма реалистично, при этом вся практичность материала будет сохранена.

Преимущества и недостатки евроштакетника для заборов

В нашем регионе евроштакетник очень популярен по причине наличия очень большого количества деревенских жителей и дачников. Даже многие городские жители очень часто обращаются к производителям данного материала по причине того, что хотят использовать его в ограждении своего участка.

Очевидно, что максимальной популярности в России евроштакетник не успел набрать, поскольку многие люди еще даже не знают о его существовании. Евроштакетник стал прекрасной альтернативой профнастилу. Они много в чем очень похожи, например, для их изготовления применяется одинаковая технология. В обоих случаях забор выглядит как тонкие холодногнутые металлические листы, очень долговечные и практичные.

Однако, есть между ними некоторые отличие, к примеру евроштакетник легче, удобнее в транспортировке и монтаже, а также сгодится для обустройства внутреннего двора. Профнастил же имеет более надежный вид ограждения, поскольку он не прозрачен и выглядит более внушительно.

Эти листы из металла евроштакетника обрабатывают специальным покрытием, которое защищает от коррозии. Листы могут принимать самый разный вид, он поможет в реализации любых пришедших вам в голову идей, даже самых немыслимых. В отличие от сплошных листов профнастила, евроштакетник выглядит как отдельные не сильно широкие пластины, выполненные в виде досок. Эти доски прикрепляются к несущей конструкции.

Если подытожить все сказанное выше, то можно выделить несколько основных достоинств евроштакетника.

  1. Надежность и долговечность.
  2. Красивый и аккуратный внешний вид.
  3. Удобство в транспортировке и монтаже.
  4. Неприхотливость в уходе, удобство в эксплуатации.
  5. Пожаробезопасность.
  6. Эстетичность.
  7. Светопроницаемость.

Евроштакетник для забора – выбираем правильно!

Металлический штакетник устанавливается фасадной часть наружу участка, который будет ограждаться. Этот вид установки называется односторонним, он самый распространенный.

Если же крепление устанавливается и с внутренней стороны, то это уже будет двусторонний. Такой вид предполагает чередование металлических досок – с внутренней стороны штакетник прикрепляют там, где с фасадной получился зазор и наоборот.

Перед тем, как отправляться за евроштакетником на рынок или в строительный магазин, необходимо вымерять участок по периметру, чтобы можно было рассчитать необходимое для закупки количество элементов. Установка такого забора займет не более двух дней, исключением может быть только ограждение очень большой территории. Также вам не понадобится специальное оборудование для его установки, все можно сделать собственноручно.

При выборе евроштакетника следует помнить, что очень острые углы на концах штакетин могут привести к травме, поэтому, если у вас есть дети или домашние животные, то лучше закупить материал с пологими наконечниками.

Читайте также:
Проект гостевого дома: особенности проектирования, чертежи, фото

Для столбов вам нужно будет закупить профильные трубы, кирпич или же бетон. Рекомендуется применять анитивандальные болты и саморезы для защиты от разбора злоумышленниками.

Заборы из штакетника – подводим итоги

Евроштакетник, установленный на дачном участке может выглядеть очень натурально, естественно, при этом он может повторять окрас любого вашего строения. Он может стать стильным атрибутом вашей территории. Вы можете смело фантазировать, придавая своему забору самые необычные цвета, или окрашивая каждую штакетину в разный цвет. При всей наружной красоте евроштакетник, к тому же, еще и очень надежный материал, который прослужит вам очень долго, тем более что он нуждается в минимальном уходе. Даже, несмотря на то, что толщина отдельных металлических досок очень тонкая, он окажется серьезным препятствием на пути злоумышленников. Высоту забора вы можете выбрать сами – для наружного ограждения необходим высокий забор, в рост человека, а для внутреннего сойдет и невысокий.

С помощью евроштакетника вы можете защитить себя, своих близких, свой дом и прилегающую территорию, а также украсить двор и создать красивый образ своего дома. И все эти преимущества за небольшие деньги.

Хозяин в доме

Строим дом своими руками

Как правильно выбрать современный забор. На что надо обращать внимание при выборе евроштакетника

Забор из евроштакетника. Само по себе это замысловатое выражение, для непосвящённого в строительные тонкости человека, ничего не значит. Действительно, в обыденной жизни мы редко обращаем внимание на заборы. Разве что, если увидим что-то из ряда вон выходящее, например, очень красивое или экстравагантное. Однако, этот вопрос начинает нас волновать, если нам самим необходимо приобрести материал ограждения для личных нужд..

Нужен забор! Какой выбрать?

Зачем нужен забор?

А между тем эти конструкции окружают нас повсюду. Их можно встретить на улицах городов и дачных посёлков, в парках и скверах. Они ограждают не только частные владения, но и территории фабрик, заводов, других предприятий и организаций.

Заборы выполняют две основные функции. Первая, и, пожалуй, основная, это защитная. При этом ограждения призваны защищать не только от посторонних глаз и непрошеных гостей, но и от шума и пыли. А вторая, не менее важная, функция любого ограждения, декоративно-эстетическая. Эти нехитрые сооружения способны безмолвно рассказать многое о своём хозяине.

Как выбрать забор?

В настоящее время строительный рынок предлагает огромное количество вариантов ограждений. Найдётся забор на любой вкус и кошелёк. Однако прежде чем выбирать, стоит определиться: какое ограждение нужно именно Вам. Любите ли Вы простор и хотите наслаждаться живописным окружающим ландшафтом. Или всегда предпочитали уединение и возможность расслабиться вдали от чужих глаз. Для этого стоит немного окунуться в эту тему.

Разновидности заборов

Из широкого спектра ограждений выделяются два основных типа. Это сплошные (профнастил — наиболее часто применяемый вид заборов, модульные деревянные и кирпичные ограждения) и просматриваемые (штакетник — металлический или деревянный, сварные панельные ограждения, сетки из металлической проволоки и прочие).

Забор из евроштакетника

Так сложилось, исторически, что штакетник является одним из самых старых видов ограждений. Раньше его устанавливали только из дерева. В наше время появился его металлический аналог, так называемый, евроштакетник.

Выполненный из оцинкованного металлического профиля фигурной формы материал покрывается защитным антикоррозийным составом. Это удлиняет срок службы забора до 30 лет. А дополнительное покрытие из полимеров не только увеличивает срок эксплуатации данного материала, но и позволяет производить планки штакетника, практически, любого цвета. Есть даже возможность получить стилизованную фактуру под дерево, камень или кирпич.

Сравнение евроштакетника с деревянным аналогом

Металлический штакетник выгодно отличается от своего деревянного предшественника:

  • Компактностью, высота стопки из 50 планок составляет всего 10 см
  • Долговечностью. срок эксплуатации целых 30 лет, поставили и забыли
  • Отличным эстетическим внешним видом
  • Разнообразием профилей

Забор из евроштакетника

  • Обилием цветовых решений
  • Простотой доставки и монтажа
  • Отсутствием необходимости регулярного обновления (не нужно периодически красить, как деревянный,, чтобы не потерял внешний вид и не сгнил).

Евроштакетник продаётся уже окрашенным. Он покрыт защитной плёнкой, которую необходимо снять после установки

Выбираем между евроштакетником и профнастилом (профлистом)

Казалось бы, забор из евроштакетника и профнастила выполнены из одного и того же материала, а именно из оцинкованного профилированного листа стали. Но это тот случай, когда форма и размер имеют значение.

Евроштакетник имеет выгодные отличия от своего листового аналога:

  • Компактен, нет проблем при транспортировке
  • Прост при монтаже,
  • Лёгкость сборки евроштакетника ускоряет процесс установки ограждения, есть возможность выполнить эту работу самостоятельно, не привлекая специалистов
  • Планками евроштакетника можно оградить территорию абсолютно любой длины. В следствие этого, нет необходимости резать, в отличие от цельного листа профнастила. Поэтому отсутствует риск повреждения защитной антикоррозийной плёнки и эмали
  • Ремонтопригоден, практически, нет проблем во время эксплуатации,. А при необходимости можно легко заменить повреждённый участок
  • Дешевле, забор из евроштакетника, длиной 1 метр обойдётся Вам почти в 2 раза дешевле забора из профнастила аналогичной высоты (здесь следует оговориться, что если Вы планируете вид сборки шахматка, см ниже, то стоимость почти равноценна)
  • Необычен, забор из евроштакетниа смотрится намного оригинальнее обычного листового профнастила. А при творческом подходе, можно добиться неповторимого, единственного в своём роде, результата
  • Обладает прозрачностью. Это свойство является плюсом для дачи, нет чувства замкнутости, а есть ощущение простора.

Однако для частных домовладений степень прозрачности можно легко регулировать расстоянием между планками. А при желании можно добиться, практически, полной непрозрачности с помощью расположения штакетин в шахматном порядке, так называемая, «шахматка». Смотрите видео от производителя в конце статьи.

Значительно меньшая парусность по сравнению с цельным листом профнастил

Поэтому забор из евроштакетника отличное решение в районах с частыми и сильными ветрами

Профиль евроштакетника

На производстве изготавливаются полукруглый, М- и П-образный профили штакетника:

Производство различных профилей евроштакетника

  1. М-образная форма заготовки, с двумя изогнутыми рифлёными поверхностями с плавным изгибом. Такая конструкция планки имеет усиленную жёсткость и поэтому может крепиться всего на один саморезом.
  2. П-образная форма заготовки имеет вид трапеции с плоскими рёбрами. Крепится с помощью двух крепёжных элементов с двух сторон.
  3. Полукруглая форма профиля за счёт своей выпуклой поверхности обеспечивает улучшенные аэродинамические свойства конструкции. Такая нестандартная форма штакетника выгодно подчёркивает оригинальность Вашего ограждения. Крепление осуществляется также двумя саморезами. Рез на верхней части штакетника может быть полукруглый или прямой.
Читайте также:
Огнезащита воздуховодов: нормы, материалы, нанесение

Выбирая евроштакетник из широкого спектра моделей, предлагаемых стритеольным рынком, следует понимать, что чем больше рёбер жёсткости, тем прочнее конструкция и тем она меньше подвержена механическим повреждениям.

Сколько евроштакетника потребуется для забора?

Если, возводя новый забор, Вы остановили свой выбор на евроштакетнике, то потребуется задействовать весь свой творческий потенциал. Впрочем, это касается всего, что связано со строительством для себя.

Итак, для начала, перед расчётом количества материала, Вам следует определиться с прозрачностью забора и решить: будет ли он с зазорами? Если да, то на каком расстоянии друг от друга планируете располагать планки штакетника. А может Вы предпочитаете уединённость и хотите вовсе непросматриваемое извне ограждение. В общем, от Ваших решений зависит количество планок и крепёжных материалов.

Расчёт требуемого материала

Сам расчёт достаточно прост. Для примера, произведём расчет количества планок для 1 метра забора. А чтобы узнать общее необходимое количество, умножим потом полученное число на длину забора.

Формула такова:1 метр (100 см) забора нужно разделить на ширину одной шткетины вместе с предполагаемым зазором. Полученное число просто умножается на длину будущего ограждения и вот количество планок рассчитано.

Особенности монтажа

Устанавливая забор из евроштакетника, кроме непосредственно, планок Вам потребуются следующие комплектующие элементы:

  • Столбы. Можно использовать как круглые металлические трубы, так и квадратные/профильные 80х80 или 60х60 мм с толщиной стенок 2-4 мм. Высота столбов подбирается в зависимости от длины выбранного штакетника

Что касается столбов, то они могут быть выполнены и в более основательном варианте, например из кирпича. А в случае если Вы устанавливаете фундамент под забор с кирпичными столбами на свайном фундаменте с ростверком будет смотрется очень богато и стильно.

Все элементы забора желательно выполнять в одной цветовой гамме, соответствующей тону штакетника. При необходимости металлические столбы можно покрыть краской в требуемый цвет.

Что учесть при выборе металлоштакетника

При выборе евроштакетника следует обратить внимание на некоторые показатели, которые влияют на качество и, соответственно, на цену материала:

  1. Длина планок, она должна соответствовать высоте предполагаемого забора
  2. Ширина каждой штакетины
  3. Толщина металла из которого изготовлен штакетник
  4. Форма верхней части (бывает полукруглой или квадратной)
  5. Завальцованные края, желательно выбирать модели, у которых аккуратно загнуты не только все острые углы, но и края планки с двух сторон по всей длине. Это снижает травмоопасность забора и увеличивает прочность всей конструкции
  6. Цвет, широкий спектр цветовых решений даёт возможность подобрать евроштакетник так, чтобы забор гармонично смотрелся не только с домом, но и со всем участком

При производстве евроштакетника, полимерное покрытие и цветной рисунок могут наноситься как с одной лицевой стороны, так и с обеих. Второй вариант обойдётся немного дороже (10-15%). Но это стоит того. Вы сможете долгие годы без забот любоваться своим забором как снаружи, так и, находясь внутри своего двора.

Видео от производителей металлического евроштакетника

Конечно, можно было бы поговорить и о недостатках металлического штакетника. Например, при монтаже сложно соблюсти уровень отдельных планок. А такие минусы, как прозрачность и продуваемость легко решаются выбором типа укладки — «шахматка».

Прежде, чем сделать окончательный выбор в пользу забора без забот, рекомендуем ознакомиться с различными типами укладки евроштакетника.

Подборка для Вас

  • На каком расстоянии от забора можно строить на участке
  • Плиты перекрытия ПК. Как правильно выбирать и раскладывать?
  • Металлический швеллер. Как выбрать?
  • Железобетонные балки и фермы
  • Строительство дачных домов под ключ. Выбираем надёжную компанию

7 Replies to “Как правильно выбрать современный забор. На что надо обращать внимание при выборе евроштакетника”

То, что я искал! Спасибо большое. Меня просто раздражают заборы из профлиста, а евроштакетник просто находка. Осталось найти хороший материал по сходной цене

Очень полезная статья. Изначально я хотела поставить забор из профнастила, но он не очень удобен и стоит гораздо дороже еврошакетника. Теперь буду присматриваться к варианту который описан на этом сайте.

Огромный плюс евроштакетника это его долговечность и стильность)! У меня красивый забор получился. Я первый сделал лицевую сторону своего забора из этого материала, а потом и соседи слева и с права такой же забор сделали.

Спасибо автору за статью. Все написано простым и понятным языком. И очень подробно. Материал отличный, слов нет. Монтируется легко, долговечный и насколько я просмотрел цены, они не заоблачные. Однозначно, стоит внимания в будующем

Муж у меня захотел забор сделать вокруг дачного участка из евроштакетника. Получился прекрасный забор, даже кажется «воздушным»). Красивый и долговечный материал, легко монтируется и его даже мыть можно- всегда чистый, а для меня чистюли эт немаловажно)!

На даче уже несколько лет стоит забор из евроштакетника и до сих пор как новый! Хорошо, что ограждение не сплошное, нет ощущения, что ты в коробке. Вышел почти в 2 раза дешевле, чем забор из профнастила. Устанавливается быстро, минимум шума. Сразу был окрашен в нужный цвет, самим ничего красить не надо было. Смотрится очень красиво! Легко моется, не остаются разводы на нём. В общем, для нас евроштакетник прям находка. Советую!

Спасибо автору за статью! Очень подробно, познавательно и полезно. Как раз подыскиваю на дачу родителей материал для забора, чтобы в их возрасте не напрягала забота за ним. Думаю нашла,то что искала. Осталось только определится,как его уложить.

Все о бордюрах (поребрик): виды и размеры, производство по ГОСТ, подробная инструкция по монтажу

Главная функция бордюрных камней – разграничение пространства: они отделяют проезжую часть от пешеходной, зонируют газоны и т. д. В результате появляется возможность благоустроить территорию или определенный объект (государственный, коммерческий или частный). Но выбор видов слишком широк. Нужно знать, какие размеры бордюров бывают, чем отличаются такие камни, при каких исходных данных используются. Начать следует с определения целевого назначения: для сада, отмостки дома и т. д.

  1. Бордюр или поребрик – в чем разница
  2. Обзор видов камней, произведенных по стандарту
  3. Виды бордюрного камня, которые отличаются формой
  4. Условные обозначения, их расшифровка
  5. Стандартные размеры бордюров: существующие варианты
  6. Сколько весит бордюр и поребрик
  7. Какие нестандартные размеры бордюрного камня существуют
  8. Бордюрный камень из гранита: размеры, особенности
  9. Монтаж бордюра своими руками на приусадебном или садовом участке
  10. Инструкция по выполнению работ
  11. Нюансы монтажа
Читайте также:
Ручки для стеклянных дверей — выбор специальной фурнитуры

Бордюр или поребрик – в чем разница

Вопрос существования двух схожих по значению слов («бордюр» и «поребрик») не дает покоя многим. Их часто путают, вкладывают неверные значения, соответственно, неправильно применяют в русском языке. Но следует все же узнать, чем отличается бордюр от поребрика – способом установки, вот главный фактор. Ни размер, ни форма не имеет значения в данном случае.

Разница между бордюром и поребриком

Установка бордюра и поребрика выполняется из одних и тех же элементов – это бортовой (он же бордюрный) камень. Отличие заключается в том, каким образом происходит установка. Существует 2 варианта:

  • бордюр: камень располагается так, чтобы его верхняя грань находилась на одном уровне с основным покрытием (тротуара, дорожки на приусадебном участке и т. д.);
  • поребрик: верхняя грань бортового камня выше основного покрытия.

Обзор видов камней, произведенных по стандарту

Главной функцией бордюрного камня является создание преграды для грунта, который может попасть на проезжую часть или тротуар, когда выпадают осадки. Кроме того, это еще и декоративный элемент, а также он обеспечивает комфорт передвижения по дорогам и дорожкам. Главные признаки:

  • основной материал – бетон (существуют и армированные изделия);
  • значительная длина при малой площади торцевой части;
  • повышенная износоустойчивость.

Все без исключения характеристики описывает ГОСТ 6665-91. Разрешается использовать только стандартизованные бортовые камни, если выполняется монтаж дорог. Производятся они из пескобетона или тяжелого бетона, который содержит наполнитель в виде гравия. Определяющим фактором при выборе является также марка – рекомендуется состав не менее М300. Для южных и северных регионов используют разные материалы. Это обусловлено тем, что климат в южных регионах нестабильный, изменение температуры воздуха происходит многократно, соответственно, рекомендуется использовать материалы с большим количеством циклов заморозки/разморозки (F400 и выше).

Виды бордюрного камня, которые отличаются формой

Для различных целей существуют специальные камни. Они могут разграничивать не только проезжую часть и тротуар, но и садовые участки, придомовую территорию и т. д. ГОСТом определены виды:

  • прямолинейные или рядовые (БР);
  • камень-аппарель – характеризуется существенной площадью торцевой части, имеет скос с одной стороны.

Бордюр аппарель

Первый из видов представлен вариантами:

  • рядовые (БР);
  • с уширением (БУ);

Бордюр с уширением

  • с прерывистым уширением (БУП);
  • с лотком (БЛ).

Бордюр с лотком

Все они объединены особенностью – сохраняется главный признак (небольшая площадь торцевой части). Камни также отличаются классом прочности. Существует разделение:

  • монтаж на участке, где нужно отделить проезжую часть, предполагает необходимость установки бордюра классом прочности бетона выше В30, т. к. нагрузка на этом участке запредельная;
  • разграничение зеленых участков (придомовой территории, парковых зон, дорожек и т. д.) осуществляется при помощи камня из бетона классом прочности В22,5.

Условные обозначения, их расшифровка

Как было указано выше, ключевым документом, который описывает параметры бордюров, является ГОСТ 6665-91. Согласно ему, существует общепризнанное обозначение камня. Сначала указывают условное обозначение вида изделия, затем – физические параметры (размеры), причем сначала должна быть записана длина, после нее – высота, на последнем месте ставится ширина. Для армированных изделий свойственно добавочное обозначение – класс арматуры, которая используется в качестве каркаса, придает дополнительную жесткость.

Можно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять принцип составления стандартного обозначения бордюрного камня. Причем все размеры указываются в сантиметрах.

Вариант №1 – БР 100.30.18:

  • БР – бордюр рядовой (он же прямой);
  • 100 – длина;
  • 30 – высота;
  • 18 – ширина.

Вариант №2 – БК 80.30.15-AV:

  • БК – криволинейный;
  • 80 – длина;
  • 30 – высота;
  • 15 – толщина;
  • AV – класс арматуры, соответствует А5.

Маркировка бордюра

Стандартные размеры бордюров: существующие варианты

Виды бордюрного камня можно условно разделить на 3 группы, которые отличаются длиной: 100, 300 и 600 см (или 1, 3 и 6 м). Они характеризуются разной высотой. Стандартные варианты: 15 и 18 см. Такая высота может быть у метровых, трех- и шестиметровых изделий. Однако последняя из разновидностей (600 см) представлена еще одним вариантом – высотой 20 см.

Учитывая, что бортовые камни часто отличаются сложной конфигурацией, размеры даются по самым широким частям изделия. Например, если есть скос (1 или 2), ширина должна измеряться по основанию.

Размеры бордюров

Еще одна особенность бортового камня – радиус скругления при монтаже на местности. Возможные варианты: 5, 8, 12 и 15 м. Все они предусмотрены для криволинейных бордюров. Однако перечисленные виды не подходят для частных домов, т. к. они позволяют создать крупногабаритную конструкцию. По этой причине производители стали выпускать небольшие бордюры, например, БР 50.20.80. Самостоятельной установке способствует сравнительно небольшой вес – не более 20 кг.

Сколько весит бордюр и поребрик

Масса камня отличается, причем в большинстве случаев – существенно. Она может быть разной из-за того, что для производства такого изделия применяется различный материал: бетон без наполнителя и с наполнителем, без арматуры и с арматурой. Кроме того, вес продукции разных марок тоже отличается, даже если кажется, что у них все параметры одинаковые. Производитель может дать свои размеры, которые несколько отличаются от стандартных. Погрешности на каждом участке суммируются, в общей сложности получается дополнительная часть материала. По этой причине рекомендуется уточнять у производителя все параметры.

Изделия существенной длины (3-6 м) создаются с учетом нагрузок, которые будут оказываться на них. Это требует применения более прочного материала – тяжелого бетона с наполнителем. В состав могут входить и другие компоненты, повышающие прочность, морозоустойчивость и т. д. Как результат, вес бордюров разной длины отличается. Например, прямолинейные изделия представлены вариантами различного веса в диапазоне 18-145 кг. Камни с арматурой характеризуются весом от 100 до 1170 кг. Причем ГОСТом установлены отклонения от стандартных значений размеров, они составляют 3-4 мм.

Какие нестандартные размеры бордюрного камня существуют

Нестандартные изделия производятся по разным причинам. Прежде всего, крупногабаритные камни подходят не для всех объектов. На приусадебном участке обычно требуется применять более компактные изделия. Для крупногабаритных недостаточно пространства, кроме того, работать с ними сложнее: требуется специальная техника или несколько помощников. Небольшие камни решают обе проблемы, т. к. легко укладываются самостоятельно. Главное требование – уровень прочности не менее В22,5. Еще один распространенный вариант – типовой, о чем говорит его название (часто используемый). Нужно учитывать, что по желанию заказчика могут быть созданы разные варианты стандарта.

Читайте также:
Приспособление для разборки поддонов и деревянных полов

Распространенные изделия для установки на приусадебном и садовом участках:

  • 500*240*35 см (9 кг);
  • 390*190*90 см (масса – 15 кг);
  • 500*200*80 см (вес – 20 кг).

Диапазоны размеров бордюрных камней:

  • длина: 40-80 см;
  • ширина: 3,5-10 см;
  • высота – до 20 см.

Цветной бордюр

Цвет тоже может быть стандартным – чаще всего он серый. Но у разных производителей в линейке продукции есть изделия более ярких цветов: желтый, коричневый, красный и др. Но серый оттенок все равно будет просматриваться.

Бордюрный камень из гранита: размеры, особенности

Главное преимущество таких изделий – долговечность, т. к. они очень прочны, отличаются износоустойчивостью. Кроме того, гранит выглядит привлекательно. Однако это тяжелый материал. Монтаж будет сложно производить, а цена высокая. Основные разновидности такого камня:

  • высота: от 70 см до 2 м;
  • высота: от 15 до 60 см;
  • ширина: 8-20 см.

Если планируется выполнять монтаж бордюра на садовом участке или местности, где есть грунтовое покрытие, лучше сооружать поребрик, это позволит избежать наплыва земли за установленные пределы. Достаточно предусмотреть положение бордюрного камня так, чтобы он превышал основную поверхность на несколько сантиметров.

Монтаж бордюра своими руками на приусадебном или садовом участке

Существует сравнительно простая инструкция по выполнению основных работ. Но при этом все равно допускаются ошибки, поэтому следует изучить еще и тонкости, советы.

Инструкция по выполнению работ

Начинать нужно с расчистки участка. Затем проводится его разметка, далее – выполняется непосредственная копка, а также дальнейшие действия по установке. Теперь подробно обо всех этапах:

  1. На расчищенный от травы и мусора, камней участок наносят линии будущей дорожки. Для этого можно использовать песок – его рассыпают, формируя линию определенной ширины.
  2. Копают грунт, что сопровождается его выемкой на поверхность. Рекомендованные параметры: до 40 см ширина и не более 30 см глубина. Но все размеры корректируются с учетом параметров бордюрного камня и способа его установки (бордюр или поребрик).
  3. Грунт на дне траншеи выравнивается, уплотняется, для чего используют подручные средства (металлическую или деревянную конструкцию с широким основанием и вертикальным держателем).
  4. Формируется подушка из щебня – до 15 см толщиной, она трамбуется.
  5. Делается разметка высоты будущего поребрика. Для этого в грунт вбиваются колья, натягивается веревка – она будет соответствовать уровню верхней грани бордюрного камня.
  6. Заготавливается цементный раствор (марка от М300 и выше), выкладывают на дно траншеи.
  7. Бордюрные камни устанавливаются так, чтобы они были на одном уровне с веревкой. Рекомендованная глубина расположения в растворе – не менее 5 см.
  8. Работы продолжаются по описанной схеме, все действия повторяются. Не следует выкладывать цементный раствор на всю длину дорожки, т. к. он успеет подсохнуть, пока дойдет очередь до крайних изделий.

Нюансы монтажа

Главные советы касаются устройства основания:

  • лучшим вариантом «подушки» является щебень, т. к. он прочный, не рассыплется в дальнейшем, что позволит сохранить форму бордюра, но если грунт песчаный, можно обойтись без такого наполнителя;
  • вязкий и плотный грунт будет поглощать щебень, поэтому следует защитить наполнитель прослойкой, для этой цели лучше всего подойдет геотекстиль – это плотный водо- и воздухопроницаемый материал, который при этом сохраняет первоначальную структуру, даже если постоянно контактирует с агрессивными средами, покрытие настилают перед тем, как будет уложен щебень, причем края заворачивают наверх;
  • если изначально было заложено в траншею много бетона, он схватится, пока ведется монтаж камней в начале ряда, поэтому лучше подготавливать основу для 2-3 бордюров, причем в подсохший бетон нельзя добавлять воду, это не улучшит его свойства, а лишь негативно повлияет на структуру.

Нарушение технологии монтажа обычно приводит к снижению прочности новых конструкций. Слишком водянистый раствор не наберет прочности. А такое сооружение не выдержит воздействие высоких нагрузок.

Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Виды бордюров по стандарту

Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;

    Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи (профили)

  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.
  • По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

    Условные обозначения

    В маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

    Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

    Пример маркировки и ее расшифровка:

    • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
    • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

    Размеры бордюров по ГОСТу

    Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

    Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

    Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты. Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

    Маркировка Длина , мм Ширина , мм Высота, мм
    БР 100 1000 300 150 и 180 Есть еще БР 100.20.80 – с шириной 20 см и высотой 80 см, его обычно называют садовый
    БР 300 3000 300 и 450 и 600 150 и 180 и 200
    БР 600 6000 300 и 450 и 600 150 и 180 и 200
    БУ 300 3000 290 и 320 300 Ширина в маркировке проставляется по “подошве”
    БУП 300 3000 290 и 320 300 Ширина измеряется в самой широкой части
    БУП 600.30.32 6000 320 300
    БЛ 300 3000 680 и 930 и 1180 320 Ширина измеряется в самой широкой
    БВ 100 1000 150 и 180 300
    БК 100 1000 180 и 200 300 Радиус скругления
    для БК 5 – 5000мм
    для БК 8 – 8000мм
    для БК 12 – 12000мм
    для БК 15 – 15000 мм

    Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

    Вес бордюрного камня

    Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

    Вес бордюра зависит от его размеров

    Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

    Марка бордюра Масса, кг Марка бордюра Масса, кг Марка бордюра Масса, кг
    БР 100.30.15 100 БР 600.20.-А-IV (A-V) 760 БЛ300.32.118 1690
    БР 300.30.15 320 БР 100.20.8 40 БВ 100.30.15 100
    БР 600.30.15-A-IV 640 БУ 300.30.29 400 БВ 100.30.18 120
    БР 100.30.18 120 БУП 300.30.29 340 БК 100.30.18.5
    БК 100.30.18.8
    БК 100.30.18.12
    БК 100.30.18.15
    120
    БР 300.30.18 380 БУ300.30.32 470 БК 100.30.21.5
    БК 100.30.21.8
    БК 100.321.12
    140
    БР 600.30.18-A-IV 770 БУП300.30.32 410 Камень-аппарель по проекту
    БР 300.45.18 580 БУП300.30.32-A-IV 790
    БР 600 45.18-A-IV (A-V) 1170 БЛ300.32.68 1050
    БР 300.60.20 880 БЛ300.32.93 1370

    Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

    Нестандартные размеры бордюров

    Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.

    Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:

    • 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
    • 390*190-90 и массой около 15 кг;
    • 500*240*35, вес 9 кг.

    Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно

    В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.

    Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой

    Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:

    • длина от 70 см до 2 метров,
    • ширина — от 80 мм до 200 мм,
    • высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

    Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.

    Инструкция по установке

    Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

    Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

    Порядок работ

    Итак, вот какой порядок установки бордюра:

    • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
    • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
    • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

    Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками

  • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
  • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
  • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.
  • Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

    Особенности и тонкости

    Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

    Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

    Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

    Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

    Размеры бордюров по ГОСТу и типовые, инструкция по установке

    Дороги автомобильные общего пользования

    Automobile roads of general use. Kerb units. Technical requirements

    Дата введения 2015-12-01
    с правом досрочного применения

    Предисловие

    Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2-2009 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены”

    Сведения о стандарте

    1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью “Смоленск-ДорНИИ-Проект”

    2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 “Дорожное хозяйство”

    3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

    За принятие проголосовали:

    Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

    Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

    Минэкономики Республики Армения

    Госстандарт Республики Беларусь

    Госстандарт Республики Казахстан

    4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

    5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.

    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

    1 Область применения

    Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.

    1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.

    2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.

    Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.

    Примечание – В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.

    2 Нормативные ссылки

    В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

    ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия

    ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

    ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

    ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

    ГОСТ 32018-2012 Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия

    ГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля

    Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

    3 Термины и определения

    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

    3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

    Примечание – В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

    3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

    3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.

    Примечание – Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

    3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

    3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

    3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.

    3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.

    3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

    3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

    3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

    3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

    3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.

    Примечание – Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

    3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

    4 Классификация

    4.1 Бортовые камни подразделяют на следующие типы в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

    – искусственные – из бетона на цементном вяжущем;

    – натуральные – из природного камня (горных пород).

    4.2 Бортовые камни подразделяют на следующие виды в зависимости от конструктивных параметров:

    4.3 Обозначение бортовых камней включает в себя буквенные обозначения типа и вида бортового камня, а также цифровое обозначение основных номинальных размеров (длины, высоты и ширины), выраженных в сантиметрах и оформленных через точку.

    Для указания типа и вида бортовых камней применяют следующие условные обозначения:

    – Р – рядовой бортовой камень;

    – Д – доборный бортовой камень;

    – Б – бортовой камень из бетона (искусственный);

    – Г – бортовой камень из горных пород (натуральный).

    Примеры

    1 БР 100.60.18 – бортовой камень искусственный рядовой длиной 1000 мм, высотой 600 мм и шириной 180 мм.

    2 ГД 50.30.15 – бортовой камень натуральный доборный длиной 500 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм.

    В необходимых случаях допускается дополнять маркировку бортовых камней соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. При этом дополнительные обозначения следует включать в отдельную группу, отделенную от основных обозначений знаком тире.

    Пример – БР 300.30.18-A-IV – бортовой камень искусственный рядовой длиной 3000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса A-IV.

    5 Технические требования

    5.1 Основные параметры и размеры

    5.1.1 Форму и номинальные размеры бортовых камней устанавливает изготовитель по согласованию с потребителем.

    Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.

    Примечание – Бортовые камни можно изготовлять с функциональными и/или декоративными рельефами, не учитываемыми в номинальных размерах.

    5.1.2 На автомобильных дорогах общего пользования целесообразно применять бортовые камни прямолинейной формы со скосом фронтальной грани лицевой поверхности и плоскими торцами.

    Если потребителем не установлены другие требования, грани бортового камня должны быть плоскими и прямолинейными. При этом верхняя и тыльная грани, основание и торцы бортового камня должны быть взаимно перпендикулярными.

    Примечание – Допускается изготовление бортовых камней с профилированными торцевыми поверхностями, облегчающими их соединение и укладку.

    5.1.3 К основным размерам бортовых камней относят их длину, ширину и высоту.

    1 Изготовитель указывает основные номинальные размеры при маркировке бортовых камней, выполняемой согласно 4.1-4.3 и разделу 8.

    I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    Технологическая карта составлена на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте.

    В технологической карте предусмотрена установка железобетонных бортовых камней длиной 3 м марки П6 по ГОСТ 6665-74 «Камни бортовые бетонные и железобетонные».

    Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

    II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

    При установке бортовых камней выполняют следующие основные работы (рис. 1):

    устройство земляного ящика;

    устройство песчаного слоя;

    установку бортовых камней;

    заполнение швов цементным раствором;

    Устройство земляного ящика

    Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

    После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

    Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

    1 – автогрейдер; 2 – песок; 3 – разложенные камни; 4 – автокран; 5 – установленные бортовые камни

    Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

    1 – отвал автогрейдера; 2 – нож; 3 – дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 – болты М12

    По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

    На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

    Устройство песчаного слоя

    Выравнивающий слой устраивают из песка или гравийно-песчаной смеси толщиной 10 см. Песок доставляют автомобилями-самосвалами и сгружают на проезжей части у земляного ящика в 5-6 местах, автогрейдером сдвигают песок в земляной ящик и распределяют равномерным слоем.

    Песчаный слой окончательно планируют вручную под рейку и утрамбовывают ручной трамбовкой. Толщину слоя контролируют шаблоном от головки штыря. После устройства песчаного слоя прилегающую грань бетонного покрытия смазывают жидким битумом.

    Установка бортовых камней

    Железобетонные бортовые камни заранее подвозят на трайлерах или тракторных прицепах и раскладывают автокраном рядом с земляным ящиком.

    При установке монтажники стропят камень, автокраном подают его к месту укладки и опускают в земляной ящик. Удерживая камень в подвешенном состоянии (так, чтобы его подошва была на 10-15 см выше песчаного слоя), выравнивают камень по линии разбивки, ломом отжимают до упора в торец ранее уложенного, опускают на песчаный слой и проверяют положение стыков по высоте: на стыке не должно быть уступов. Если на стыках получается уступ или верх камня не совпадает с линией шнура (проволоки), камень поднимают автокраном, отводят в сторону, подсыпают песок либо снимают его излишки. Затем камень выравнивают по линии и устанавливают на место.

    С одной стоянки автокрана устанавливают два камня, после чего автокран перемещают на следующую. Дополнительные выносные опоры (аутригеры) не устанавливают.

    Для обеспечения на стыках камней одинаковых зазоров (6-8 мм) пользуются фиксатором зазоров – Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий камень устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного камня.

    После установки бортовых камней на участке в 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автокраном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в проектное положение.

    Заполнение швов цементным раствором

    Швы на стыках камней заполняют цементным раствором состава 1:2 из цемента марки 400. Раствор доставляют с растворного узла либо приготовляют на месте работ.

    Швы заполняют цементным раствором при помощи мастерка. После того, как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.

    Через 30-42 м устраивают шов расширения, в который вставляют строганую обрезанную по профилю бортового камня доску толщиной 15-20 мм.

    Монтажные петли, расположенные с тыльной стороны камней, отгибают книзу.

    Пазухи земляного ящика с тыльной стороны бортовых камней засыпают грунтом при помощи автогрейдера и уплотняют деревянной трамбовкой. Пазухи между бортовыми камнями и бетонным покрытием заполняют цементным раствором, а между бортовыми камнями и асфальтобетонными покрытиями – асфальтобетонной смесью.

    Указания по качеству работ

    Качество бортовых камней должно удовлетворять требованиям ГОСТ 6665-74.

    При операционном контроле качества работ руководствоваться картой операционного контроля качества работ (раздел VIII).

    Указания по технике безопасности

    Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем, поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в сторону.

    В остальном следует руководствоваться «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1978.

    III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

    Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На участке работ намечают две сменные захватки:

    на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

    на установку железобетонных бортовых камней.

    Выполняет работу бригада в составе:

    машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1, 3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и землекопов 2 разр.-2.

    Для кратковременной работы по рытью земляного ящика, распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

    В процессе работы бригада делится на два звена.

    Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника) и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. – такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

    Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.

    Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр. занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

    Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.

    Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

    В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера, инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера. В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в кладовую.

    На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой водой.

    IV. ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПО УСТАНОВКЕ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ ДЛИНОЙ 3 м АВТОКРАНОМ (НА 210 м В СМЕНУ)

    Примечания: I. Цифрами над линиями указано количество рабочих, занятых в операции, цифрами под линиями – продолжительность операции в минутах.

    2. В трудоемкость включено время для отдыха рабочих в течение смены.

    V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТАНОВКУ 210 м БОРТОВОГО КАМНЯ

    Размеры бордюров по ГОСТу и типовые, инструкция по установке

    Бордюры и бордюры нужны для отделения пешеходных зон от проезжей части. Они тоже, но меньшего размера, используются для разграничения пешеходных зон, отделяющих газоны. В общем, для озеленения. Причем не только в общественных местах, но и в частных дворах. Какие вообще габариты кромок, где они используются, каких типов. Нужно знать, нужно ли создавать дорожки в саду или отмостку в доме. Его тоже желательно разделить, а это удобнее делать бетонной перегородкой.

    1. Разница между бордюром и бордюром
    2. Виды кромок по стандарту
    3. Стандартные виды бордюров
    4. Символы
    5. Размеры кромки по ГОСТу
    6. Пустой вес
    7. Пользовательский размер границы
    8. Инструкция по установке
    9. Порядок работы
    10. Особенности и тонкости
    11. Источник – https://stroychik.ru/strojmaterialy-i-tehnologii/bordyury

    Разница между бордюром и бордюром

    Как вы понимаете, бордюр и бордюр – это элементы, которые отделяют тротуар от проезжей части или разграничивают разные участки пешеходных дорожек (например, для пешеходов и велосипедистов). Так чем же бордюр отличается от бордюра?

    Чем отличается бордюр от бордюра: способ установки. То есть на какой высоте его вершина

    Если вы думали, что это размер или форма, то ошибались. Их изготавливают из тех же элементов, которые производители называют бортовым камнем или бордюром. Единственная разница в том, как они установлены. Если поверхность бордюра находится на одном уровне с накладкой, это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем крыши и образует какое-то препятствие, это бордюр. То есть это зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

    Виды кромок по стандарту

    В целом, правильно говорить о разновидностях боковых камней. Боковой камень является разделительным элементом при строительстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает образование почвы на мощеной части. Это бетонное или железобетонное (железобетонное) изделие, имеющее большую длину и малое поперечное сечение. Отличается высокой устойчивостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

    Для строительства дорог используются только боковые камни по ГОСТу

    По норме бордюры делают из пескобетона или тяжелого бетона (с щебеночным заполнителем). Марка: не ниже М300, но выбирается исходя из погодно-климатических условий. Как ни странно, для центрально-южных регионов требуется более высокий сорт, чем для северных. Дело в том, что у высших сортов более высокий уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов замораживания / оттаивания. Поэтому минимально допустимая морозостойкость составляет 400 циклов (F400) и выше.

    Стандартные виды бордюров

    Бордюрами разделяют улицы, тротуары и зеленые зоны, украшают отдельные клумбы и деревья. В общем, сфера применения широка. Для создания необходимого рельефа нужны не только прямые линии, но и изогнутые элементы. Это типы, определенные в ГОСТе:

    • Прямой:
      • BR – частный;
      • БУ – с расширением;
      • БУП – с прерывистым увеличением;
      • БЛ – с лотком;

      Виды бордюров по стандарту и их чертежи (профили)

  • Вход – БВ;
  • AC – криволинейный;
  • Каменный пандус.
  • По стандарту бордюры, отделяющие тротуар от проезжей части, должны быть выполнены из бетона с классом сопротивления не ниже B30. Если необходимо отделить пешеходные дорожки от газонов, сопротивление может быть B22,5.

    Символы

    В разметке название камня ставится буквами, далее указываются длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указаны в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если таковая имеется.

    Размеры и требования к кромкам и бордюрам указаны в ГОСТ 6665-91

    Пример маркировки и ее расшифровка:

    • BR 100.30.18. Читается как обычный (прямой) бордюр без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18 см.
    • BK 80.30.15 – AV. Расшифровка таких знаков – изогнутый край (фактически боковой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс армирования – АВ (А5).

    Размеры кромки по ГОСТу

    Стандартная длина бокового камня доступна в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Рост людей составляет 15 см и 18 см, 1 метр и 3 метра в длину, шестиметровые могут иметь другие 20 см.

    Стандартные размеры рамки не маленькие

    Обратите внимание, что также указаны фаски, их форма и размеры. Также описаны возможные варианты. Итак, в разметке ширина фиксируется по самой широкой части. Обычно это единственный.

    для ВК 5 – 5000 мм

    для ВК 8 – 8000мм

    для ВК 12 – 12000 мм

    Также могут возникнуть вопросы по криволинейным бордюрам. ГОСТ допускает изготовление скруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка о том, что разрешается делать копии других размеров по согласованию с заказчиком. Поскольку почти все перечисленные варианты слишком велики для частного двора, фабрики часто делают бордюры меньшего размера. Например, BR 50.20.80. Его вес составляет порядка 18-20 кг, поэтому его вполне можно установить самостоятельно.

    Пустой вес

    Поскольку бордюр и бордюр могут быть из бетона на разных заполнителях, его вес может отличаться. В стандарте указан контрольный вес, но точный вес необходимо уточнять у производителя.

    Вес пустого зависит от его размера

    Бордюры длиной один метр могут быть из песчано-бетонного или тяжелого бетона, более длинные – 3 и 6 метров – только из тяжелого бетона. Пескоструйный бетон обязательно должен вибрировать, чтобы он был достаточно прочным. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

    Бордюрный штамп Вес (кг Бордюрный штамп Вес (кг Бордюрный штамп Вес (кг
    BR 100.30.15 100 БР 600.20.-А-IV (АВ) 760 BL300.32.118 1690
    BR 300.30.15 320 BR 100.20.8 40 BV 100.30.15 100
    BR 600.30.15-A-IV 640 БУ 300.30.29 400 BV 100.30.18 120
    BR 100.30.18 120 БУП 300.30.29 340 BK 100.30.18.5

    Вертикальные и горизонтальные края должны быть перпендикулярными. Установлены предельно допустимые отклонения: они не превышают 3-4 мм.

    Пользовательский размер границы

    Согласитесь, такие большие и массивные бордюры не нужны для обустройства приусадебного участка. Скорее они нужны очень редко. Возможно, малышки отгородят путь к машине от лужайки / сада. Здесь потребуется их сила, чтобы вся красота не разошлась. А остальное применимо при строительстве дорог.

    Для сада и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только лучше выглядят, но и весят меньше, и стоят меньше

    Поэтому производители такой же тротуарной плитки изготавливают бордюры по собственным размерам. Такие изделия называют газонными или садовыми опушками. Кстати, стандарт не запрещает изготовление бордюров других размеров. Только они должны иметь прочность не менее B22,5 и морозостойкость не менее F200. Вы можете найти имя как рамку стандартного размера. Речь идет о том, что такое измерение часто встречается. Но не то, чтобы это прописано в стандарте. Вот размеры бордюров для дорожек в саду или дворе:

    • 500 * 200 * 80, вес одной части около 20кг;
    • 390 * 190-90 и массой около 15 кг;
    • 500 * 240 * 35, вес 9 кг.

    Там тоже есть какая-то закономерность. Но это конечно не для всех

    В целом размеры граней разные. Длина от 80 см до 40 см, высота – около 200 мм, ширина – от 3,5 см до 10 см. Они могут быть «стандартными» серыми. Цветные немного дороже. Цвета в целом такие же, как у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый цвет. Обратите внимание, что цвета не «чистые», а с примесью серого бетона.

    Гранитные бордюры выложены керамогранитной плиткой

    Также есть гранитные бордюры. Также они доступны в разных размерах:

    • длина от 70 см до 2 метров,
    • ширина – от 80 мм до 200 мм,
    • высота – от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).

    Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень прочные, но они очень тяжелые и очень дорогие.

    Инструкция по установке

    Речь пойдет об установке не тех больших массивных бордюров, которые служат для разделения дороги, а газонных или садовых бордюров, которые необходимы для отделения садовой дорожки. Неважно, чем вы планируете проложить дорожку: плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы оно не размывалось, нужны упоры. Чаще всего делают невысокий тротуар. То есть верх ограждения дорожки находится на несколько сантиметров выше поверхности дорожки, а огород / огород / цветник – с другой стороны. В этом случае во время полива или дождя почва на колее не вымывается.

    Это рекомендуемые схемы монтажа тротуарной плитки

    Порядок работы

    Итак, порядок установки бордюра:

    • Нарисуйте путь на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый пакет, в который насыпаем песок. Срезаем уголок, получаем тонкую струйку песка, что удобно для разметки. Если нужно что-то исправить, это тоже не проблема. Изношены, снова перекрашены.
    • Копаем траншею. Ширина 30-40 см, глубина около 20-30 см. Как правило, глубина канавки для установки бордюра зависит от высоты бордюра. Скорее ту часть, которую вы собираетесь закопать. Должна быть подстилка из щебня и слой бетона под ней.
    • Выравниваем дно траншеи, уплотняем почву. Вы, наверное, имеете общее представление о том, как выстроиться в очередь. А чем протаранить? Вы умеете готовить и имеете сварочный аппарат, берете кусок толстого металла, привариваете кусок прута или трубы в центре и держатель перекладины сверху. Приобретите обычную трамбовку. Также он понадобится при выравнивании поверхности под дорожкой. Нет сварочного аппарата? То же самое проделайте и с деревом. Тоже неплохо, даже если вес меньше.

    Как установить бордюр / бордюр для дорожки своими руками

  • Далее на выровненное и утрамбованное дно насыпаем щебень. Слой примерно 10-15 см. Его тоже выравниваем и взбиваем, пока не будет видна ваша ступня.
  • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и натягиваем веревку. Высота веревки – это верх бордюра. Проверяем горизонтальность проволоки строительным уровнем. Он послужит ориентиром при установке бордюра по высоте.
  • Замешиваем песчано-цементный раствор марки М300 и выше. Выкладываем под нить продолговатой горкой. Устанавливаем на подготовленную подушку бордюр, выравниваем по плотной нити. Нижний край должен быть погружен в бетон не менее чем на 5 см. Если это не помогает, добавьте бетон по бокам с обеих сторон.
  • это все. Так что продолжим в том же духе: уложили бетон, установили / выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра выстилаем слоем бетона. Удаляем его остатки сразу после установки и выравнивания. Если он высохнет, останутся некрасивые следы, избавиться от которых совсем не просто. Если установка бордюра занимает некоторое время, вы можете распределить раствор по нескольким «бордюрам» одновременно. Так будет быстрее.

    Особенности и тонкости

    Большинство вопросов обычно касается щебня. Не все это пренебрегают. Без щебня можно обойтись, если почва песчаная. Затем выровняйте дно траншеи и можно приступать к работе. Но если грунт суглинистый или суглинистый, чернозем, то весной гравийной подсыпки нет, бордюры просто подтягиваются в разные стороны. Так вот гравий увеличивает срок службы. Можно ли вместо щебня использовать гравий или строительный мусор? Лучше, чем ничего, но это не лучший вариант. Особенно ломка кирпича. Со временем она рухнет и превратится в крошку, бордюры провиснут. Так что лучше не надо, а там – убедитесь сами.

    Размер бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что деталь должна быть заглублена

    Другой момент. Глина, чернозем и суглинок невероятно быстро «поедают» гравий. Он тонет в них. Если вам нужен прочный путь, положите немного геотекстиля на дно траншеи. Его края должны заходить за траншею. Просто разложите их по краям. При установке бордюра на бетон края геотекстиля обматывали, а бетон покрывали фольгой. Через неделю можно снять пленку и засыпать траншею землей. В этом случае края геотекстиля разворачивать не нужно. Тогда щебень не смывается.

    Несколько слов о том, сколько раствора нужно перемешать. Это зависит от того, как быстро вы работаете. Если у вас небольшой опыт такой работы, лучше в первый раз сделать очень небольшую партию – по два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Если добавить воды, он не восстановится. Нет, вы можете получить желаемую консистенцию. Но сам бетон произойдёт от слова «нигде». Он может совсем не набирать силу или быть очень маленьким. В некоторых случаях настолько сильно, что вы можете просто взять его пальцем.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: