Основные правила оформления архитектурного освещения

Архитектурное освещение фасадов зданий и частного дома. Нормы, виды и правила.

Индивидуальные и готовые проекты домов, представленные в каталоге компании ИнноваСтрой могут быть адаптированы для использования внешнего фасадного освещения – внесены данные в инженерные сети, техническую документацию, отображено действие на трехмерном макете. При этом стоимость проектирования дома будет мало отличаться от изначальной, так как грамотное и правильное создание внешней подсветки не требует каких-то особых технических средств или материалов. Самое важное при архитектурном освещении фасадов состоит в том, чтобы гармонически вписать все источники света не только в облик дома, но и в окружающий ландшафт – а с этим помогут только специалисты.

Типы освещения

Чтобы создать наружное освещение фасадов зданий, можно использовать один из приведенных далее видов:

  1. Заливающий свет. При помощи данного вида освещения можно эффектно подчеркнуть архитектуру здания. Данный способ подсветки фасада подходит для построек из камня или бетона. Осветительные приборы устанавливают на поверхности земли или на крыше либо освещаемого здания, либо расположенных рядом сооружений. Для лучшего эффекта заливающую декоративную подсветку фасада комбинируют с направленным освещением для выделения интересных деталей здания. Чтобы обустроить направленную подсветку используют менее мощные приборы меньших размеров. Для их установки подготавливают опоры, которые размещают по периметру всего сооружения.

  1. Локальная архитектурная подсветка. Применяется, чтобы точечно выделить яркие архитектурные элементы сооружения. Используется локальный тип подсветки и для создания настоящих шедевров из света. Опытные дизайнеры обязательно соединяют локальное освещение фасадов зданий с подсветкой декора территории.
  2. Скрытое уличное освещение фасада. Установка подсветки данного типа – это возможность создать выразительные очертания здания при помощи уникальных световых рисунков. Детализация элементов сооружения и придание всей конструкции мягкого сияния, ненавязчиво продемонстрирует красоту архитектуры дома и придаcт его геометрии необычайный эффект. С этой целью монтируют неоновое и светодиодное освещение фасада здания по всему его периметру.

Что такое архитектурная подсветка загородного дома?

Основное назначение

Архитектурная подсветка (или архитектурно-художественное освещение) – это выделение частей архитектурного объекта или его целого за счет игры теней и света. Цель – показать здание в наиболее привлекательном виде. Обычно сначала выполняют архитектурную подсветку фасада здания.
Затем – прилегающей территории. Проект архитектурной подсветки разрабатывает профессиональный дизайнер.

Стоимость архитектурного освещения зависит от размеров здания, количества акцентов, на которых строится концепция освещения и типов выбранных материалов.

Если вы хотите узнать более детальную информацию о возможностях подсветки вашего коттеджа, заказать разработку проекта архитектурного освещения или купить готовый проект архитектурного освещения загородного дома, оставьте заявку в форме ниже и специалисты Сервиспойнт свяжутся с вами.

Основные правила оформления архитектурного освещения

Прежде, чем создавать проект освещения фасада, необходимо решить, какой тип освещения использовать, чтобы создать максимально безопасные и комфортные условия передвижения по участку и возле дома ночью, и при этом все было обустроено так, чтобы свет не мешал отдыхать. Обязательно нужно подобрать и вид осветительных приборов, который бы эффективно выполнял свою задачу и одновременно служил уникальным украшением дома.

Если правильно обыграть использование света, экстерьер можно наделить нотками современности, средневековья и т.д. Для улучшения эффекта освещения фасада можно вокруг загородного дома разместить несколько прожекторов с таким расчетом, чтобы их свет равномерно освещал здание. Не менее эффективен вариант, когда световые элементы устанавливались на фасаде точечно с таким расчетом, чтобы их лучи красиво выделяли архитектурные элементы здания.

Важная деталь: для оформления архитектурного освещения фасадов зданий за городом можно использовать не каждый тип подсветки. Неприемлемым считается обустройство заливающего освещения – частные дома обычно низкие, а указанный вариант предназначен для высотных зданий. Кроме того, заливающий свет будет попадать в окна, поэтому во всех помещениях ночью будет очень ярко, что может создать неудобства для ночного сна.

Дизайнеры настоятельно рекомендуют использовать для освещения фасада коттеджа осветительные приборы «даун-лайт», так как они обладают важными преимуществами: приборы компактны, но обладают такой же мощностью, как и небольшие прожектора, а еще в них можно менять угол ламп для более эффективного получения световых пятен.

Заливающая подсветка

Заливающее освещение — это когда здание равномерно освещается по всей своей площади снизу доверху.

Такой вид актуален для красивых, оригинальных зданий, центральных построек и памятников архитектуры.

Эта подсветка добавляет солидности и величественности.

Если вы хотите, чтобы ночью здание выглядело также как и днем, не теряя своей привлекательности, то это лучшее решение. При этом для деловых объектов (банки, госучреждения), стены лучше залить одним светом, а вход совершенно другим.

У крупных торговых центров нередко на входе выставляют прожекторы, которые своими лучами формируют вертикальные столбы света, зазывая посетителей пройти сквозь данные световые ворота во внутрь здания.

Заливающую подсветку не стоит использовать, если здание ничем не примечательно само по себе.

Или тем более обладает какими-то явными дефектами.

Для заливающего освещения применяют крупногабаритные прожекторы, которые ставят по периметру дома.

Чтобы такая подсветка не ослепляла людей, выбирают светильники с плафонами и рефлекторами.

Выбор оборудования

Определение комплектации для декоративного освещения фасада зависит нескольких параметров. Это особенности здания и масштабы прилегающей территории. Определяют выбор следующие особенности:

  1. Тип используемых ламп.
  2. Вид крепления.
  3. Особенности монтажа.
  4. Функциональное назначение.

Так как главная задача наружного освещения – выделение архитектурной красоты фасада и освещение территории вокруг здания, очень важно выбрать осветительные приборы с нужными и наиболее подходящими для конкретного объекта техническими характеристиками. Это:

  1. Пыленепроницаемость.
  2. Безопасность.
  3. Влагостойкость.
  4. Пригодность к эксплуатации при любых погодных и климатических условиях.
  5. Защита от механического воздействия.

Преимущества архитектурной подсветки загородного дома

Основные выгоды в зависимости от стиля строения

Архитектурное освещение коттеджа подчеркнет дизайн самого дома, его выгодные части, а также будет иметь практические выгоды в ночное время суток – навигационное. Также оно создает контраст между фоном и самим подсвечиваемым зданием.

Читайте также:
Почему отслоилась плитка на полу террассы?

При обустройстве архитектурного освещения дома важно помнить, что оборудование светодиодное оборудование серьезно сократит расходы на дальнейшую эксплуатацию.

При выборе типа освещения – холодного ли теплого стоит обратить внимание на архитектурный стиль строения – для классического удачным решением будет выбор холодного белого освещения.

При создании архитектурного освещения дома помогут создать яркие акценты выпирающие части – колонны, карнизы, крыша, входная группа – это послужит неиссякаемым источником идей проекта. Для здания в стиле модерн подойдет архитектурное освещение коттедже цветными диодными лампами.

Несколько приемов, которые помогут сделать подсветку максимально эффективной

Акцентное освещение Выделяются отдельные акценты здания: лепнина, ниши, статуи
Контурная подсветка Используются светодиодные трубки и шнуры. Подходит для дома большой площади
Скрытая подсветка отдельных элементов Подсвечиваются только выступающие элементы здания, например, карнизы или балконные плиты

Хотите узнать цену архитектурной подсветки для вашего дома или прилегающей территории, получить консультацию профессионального дизайнера или заказать архитектурное освещение? Оставьте заявку.

Как самостоятельно монтировать освещение?

Каждый хозяин в преддверии Нового года и Рождества хочет украсить свой дом не только изнутри, но и снаружи. Больше всего для создания праздничной атмосферы подходят светодиодные ленты – в строительных магазинах огромный выбор элементов для новогодней подсветки фасадов.

Причудливые формы строения для современного поколения

Для грамотного монтажа светодиодной ленты необходимо ознакомиться с инструкцией, которая обязательно имеется в комплекте. Услуги дизайнера в таком случае не нужны: каждый сам украшает дом так, как нравится ему и членам его семьи.

Если где-то что-то вышло не так как хотелось бы, это не столь страшно: такой вид освещения временный и уже через пару недель его обычно снимают. Что же касается обустройства постоянного освещения фасадов здания, светодизайн очень важен. Поэтому, если нет уверенности в том, что все получится сделать на высшем уровне, лучше всего обратиться за помощью к специалисту. Это позволит и деньги сэкономить и создать уникальную композицию подсветки фасада дома, которая выгодно выделит архитектуру сооружения и заодно подчеркнет статус его хозяев.

Архитектурное освещение

То, что городские здания и территория рядом с ними красиво освещены в тёмное время суток, стало уже привычным для жителей крупных городов. Это декоративно-художественный аспект ночного города. И всё больше сооружений (государственные учреждения, торговые центры, исторические здания) оснащаются не просто подсветкой, а получают неповторимый световой облик.

Задачи архитектурного освещения фасадов

  • эстетическое воздействие на человека;
  • узнаваемость здания (города);
  • подчеркнуть назначение здания;
  • повышение привлекательности для туристов;
  • подчеркнуть красоту здания;
  • скрыть возможные его недостатки;
  • обеспечить безопасность людей, их комфорт.

Какое бывает архитектурное освещение зданий

Фасадное освещение устанавливается для того, чтобы:

  1. Подсвеченный объект выглядел так же, как в светлое время суток (такой подход используется в основном для исторических зданий).
  2. Создать ночной образ здания, который может не иметь ничего общего с дневным (чаще применяется для зданий в стиле модерн или хай-тек).

Рис. 1. Фасадное освещение исторического здания выполнено так, чтобы сохранить его дневной облик

По своему типу архитектурная подсветка бывает:

  • Заливающая (общая). Цель – полностью осветить фасад дома. Применяются мощные прожекторы, установленные на земле (грунтовые), на стойках, близкорасположенных домах. Подходит для больших объектов, исторических зданий, храмов. Такой свет не нарушает целостности восприятия.
  • Локальная (акцентная). Источники направленного света монтируются на фасад и выделяют конкретные его элементы.
  • Контурная. Светом выделяются внешние контуры здания, крупные элементы архитектуры. Выполняется обычно светодиодной лентой, линейными светильниками и прожекторами. Выделенные элементы как бы парят в воздухе, отрываясь от основания. Здание получает футуристический вид.
  • Фоновая. Когда формы здания проявляются за счет освещения фона. Передний план выделяется за счёт его меньшей освещенности. Смотрится на зданиях с колоннами, оно выглядит величаво, строго – но при этом невесомо. Работают светильники рассеянного света. Может служить основой, на которую будет нанесена боле яркая подсветка.

По способу установки можно отдельно выделить обычное и скрытое архитектурное освещение фасадов зданий. Светильники при скрытом типе расставляются так, что не видны со стороны, виден только свет.

Подсветка может быть статична, или её элементы могут с разной скоростью меняться – это динамическая подсветка.

На архитектурном объекте, как на трёхмерном экране, может быть применена потрясающая по силе визуального воздействия на человека технология 3D-мэппинга (3D-mapping), что даёт возможность в этом случае отнести его к архитектурной подсветке.

Подсветка стеклянных фасадов

Из-за того, что стекло обладает малым коэффициентом обратного рассеивания и большим коэффициентом отражения, особенно при малых углах падения света, традиционные способы подсветки на таких фасадах практически не работают.

Один из способов – подсветка интерьера, которая будет видна снаружи как светящееся здание. Проблема – такая подсветка не должна создавать проблем тем, кто находится внутри, особенно если это динамический свет. По этой причине такой способ невозможно применить в отелях, жилых строениях, проблематично в офисных зданиях.

Другой работающий способ – подсвечивание элементов внутреннего слоя двойного остекления или наружное контурное подсветка здания.

Самая лучшая подсветка стеклянного фасада:

  • освещает всю площадь фасада;
  • меняет силу света по вертикали;
  • выделяет стилобатные части здания и формы, завершающие верх (шпили);
  • подчеркивает светом вертикальные конструктивные части;
  • придаёт конструкции лёгкость;
  • может выделять объекты цветом (менять цветовую схему).

Требования к архитектурному освещению

Подсветка здания не существует независимо, её проектируют вместе с подсветкой окружающего пространства и близлежащих дорог общего пользования, в комплексе. При разработке учитываются требования нормативных документов (ГОСТ Р 54350, ГОСТ 14254, ГОСТ Р 522398).

Читайте также:
Почему котел перестал греть горячую воду: причины

Вот некоторые из этих требований:

  • заливающая подсветка фасада должна создавать высокую равномерность яркости – уровень отклонений не выше 0.3 для гладких одноцветных поверхностей; не выше 0.2 для рельефных и многоцветных;
  • цветовая температура светильников тоже должна подходить к поверхности: 4000-6000 К для «холодных» белых мест, 2200-3500 К для «тёплых»;
  • качество света – для разноцветных объектов индекс цветопередачи не ниже 80;
  • мощные (больше 150 Вт) светильники должны быть установлены так, чтобы не ослеплять водителей транспорта, или иметь экраны, защитные кожухи.

Светильники для архитектурного освещения

Чтобы источники света для архитектурной подсветки были безопасны и работали долго, у них должна быть подходящая степень защиты IP – не менее 65. Такие источники света защищены от воды, пыли, могут применяться в любых условиях.

Рис. 2. Светильники для архитектурного освещения

Доступ к светильникам, установленным на объекте, для ремонта/замены обычно затруднён, нужна спецтехника или промышленный альпинизм, поэтому выдвигаются высокие требования к прочности. Хотя сейчас качество конструкционных пластмасс может быть достаточно высоким, для архитектурного освещения стоит выбирать модели с металлическими корпусами, лучше из нержавеющей стали, алюминия или стали с гальваническим антикоррозионным покрытием.

Еще одно требование – в светильниках должны стоять светодиоды высокого качества с большим сроком службы проверенных производителей. Такие диоды будут светить, не снижая яркости, весь свой срок эксплуатации.

В наших условиях напряжение в электросетях может сильно отличаться от номинальных 230 В, обычно в меньшую сторону. Поэтому устанавливаемые в светильники для архитектурного освещения драйвера должны иметь расширенный диапазон рабочего напряжения и быть собранными из надёжных радиодеталей.

Типы светильников

Для архитектурной подсветки применяются светильники нескольких типов. Это могут быть прожекторы – светильники сильного направленного света. Они – главный, самый применяемый в архитектурном освещении источник света. Обычно это специально предназначенные модели. Прочная металлическая конструкция, где можно выбирать направление в двух плоскостях и надёжно фиксировать его. На рынке есть множество разных моделей.

Прожекторы с малым углом раскрытия луча устанавливают для локального освещения и зонирования, с большим – для заливающего света. Есть прожекторы белого света разной световой температуры, управляемые прожекторы RGB (CMY) для цветной динамической подсветки. Линейные светодиодные прожекторы с углом раскрытия от 15° до 30° ставят для подсветки снизу, «заливающие» прожектора – для подсветки верхней части зданий. Вертикально направленный свет (двунаправленные прожекторы) для колонн, портиков, барельефов;

Линейные светильники для архитектурной подсветки выпускаются с разной длиной, мощностью, углом раскрытия луча. Могут собираться в длинную светящуюся линию для подсвечивания карнизов. Подходят для подчеркивания деталей фасада – фризов, проёмов, балконов, а также для зонального освещения.

Точечные светильники имеют меньшую мощность (до 25 Вт), чем прожекторы. Подходят для локальной подсветки, выделения отдельных элементов фасада – колонн, балюстрад, рустов, цоколя.

Встраиваемые светильники устанавливаются для подсветки лестниц, фасадов, могут работать как UpLight или Downlight. Они небольшой мощности, с различным углом раскрытия. Трубчатые светодиодные светильники ставят для контурного освещения. Светят во все стороны, угол раскрытия 360°.

Рис. 3. Контурная светодиодная архитектурная подсветка, выполненная прожекторами и накладными светильниками

Можно еще использовать для работы над архитектурно-художественном освещением встраиваемые в грунт светильники, маркерные, кластерные, специальные.

Архитектурное светодиодное освещение

Если проследить эволюцию архитектурной подсветки, можно заметить, что она определялась развитием светотехники и появлением новых источников света с новыми качествами. Простые лампы накаливания сменялись галогеновыми, потом вперёд вышли ртутные, металлогалогеновые, добавив к заливке зональное освещение, и т.д.

Однако сейчас практически весь инструментарий архитектурной подсветки опирается на светодиодные источники света, из-за их исключительных характеристик. Подавляющее большинство клиентов нашей компании, Интера Лайтинг, уже полностью перешли на светодиоды.

Преимущества светодиодного освещения:

  • энергоэффективность – светоотдача достигает 150 лм/Вт, в полтора раза больше, чем у металлогалогеновых ламп (МГЛ);
  • эффект от светодиодных источников повышает их особое свойство – свет светодиодов направленный, сам идёт в нужную сторону;
  • срок службы в несколько раз больше, чем у МГЛ;
  • разнообразие фиксированных цветов;
  • большой диапазон цветовой температуры белого света (2700-6500 К);
  • изменяемые цвет подсветки (RGB технология) и цветовая температура света;
  • высокое качество света – большой индекс цветопередачи у фирменных диодов, отсутствие мигания;
  • эффективное управление светом – мгновенное включение (в отличие от металлогалогеновых), изменение светового потока источника (диммирование) и его цвета делают возможной динамическую подсветку;
  • особенности конструкции светодиодов позволили разработать новые формы светильников – линейки и гибкие световые шнуры.

Система управления в архитектурной подсветке

Переход на светодиоды ознаменовал также рывок в развитии компьютерных систем управления освещением (применение протоколов управления светильниками, возросшие возможности программирования).

Система управления – важная часть системы освещения, определяющая её уровень. Нажимая на кнопки, оператор получает полный контроль над всем освещением – включение-выключение, подсветка по зонам, изменение цветовой температуры, цвета, силы света, запускает динамическую подсветку.

Сценарии работы

В программе управления разрабатываются несколько сценариев работы освещения:

  • Вечерний сценарий – для вечера каждого дня, включается с наступлением темноты. Здание предстаёт во всей своей красоте до назначенного времени.
  • Дежурный сценарий – включающийся после вечернего, сохраняющий основные черты подсветки, но экономящий энергию за счет отключения части освещения. С рассветом наружный свет выключается.
  • Праздничный сценарий – включается подсветка, отдельно разработанная для праздничных дней (важных случаев), которая не входит в обычный вечерний сценарий (например, динамический свет). Для нее может специально привозиться и устанавливаться дополнительная аппаратура, например, для 3D-мэппинга.

Можно создать дополнительные сценарии с промежуточными параметрами, или чтобы здание каждый день недели выглядело по-разному – широкий простор для творчества светодизайнера.

Читайте также:
Поделитесь идеями как удалить высолы на кирпичной кладке

Рис. 4. Три световых сценария для подсветки башни

Система управления также «воспроизводит» специально написанные сценарии динамического освещения, зависящие от объекта, установленного оборудования и задачи. Если к такому сценарию добавить ещё музыку, то эффект от праздника с концертом динамической светоживописи будет незабываемым.

Энергосбережение и снижение расходов в системах архитектурного освещения

Основные расходы на системы архитектурной подсветки – расходы на электроэнергию и на обслуживание (замена/ремонт переставших работать светильников). Энергосбережение нужно продумывать ещё во время проектирования. Снизит энергозатраты установка источников с высокой светоотдачей – светодиодов. Кроме того, светодиоды по своей конструкции дают направленный свет, делая выше эффективность светильника.

Другой способ – эффективное управление светом (расходом энергии) с помощью датчиков, а также применение сценариев. Датчик движения, так хорошо работающий на сокращение расхода энергии в обычных системах производственного и ландшафтного освещения, здесь не работает. Чтобы включить подсветку «минута в минуту», как только дневной свет угаснет, и выключить её с рассветом, не раньше и не позже, не тратя энергию сверх необходимого, устанавливают датчик освещенности.

Добиться значительного снижения расходов на электроэнергию можно правильной работой сценариев в управлении светом. Чтобы снизить расходы на обслуживание системы освещения, нужно еще на этапе проекта выбрать светотехнику с большим сроком службы, которая будет редко ломаться – надёжную, с высоким качеством.

Это не обязательно будет дорогая техника раскрученных иностранных брендов. Мы предлагаем качественную альтернативу по доступным ценам. Нам это удаётся из-за прямых закупок германских и японских комплектующих, без посредников, без переплат.

Проект архитектурного освещения

Архитектурное освещение начинается с проекта. Работу такой сложности с учётом функциональной и художественной составляющей подсветки может выполнить только организация с опытом таких разработок. На счету нашей компании Интера Лайтинг десятки выполненных проектов архитектурного освещения домов, офисов, торговых центров, госучреждений. Накоплен большой опыт, есть специалисты, программное обеспечение.

Этапы работы над проектом

  1. Интервью с заказчиком. Он высказывает свои пожелания, обсуждаются характеристики планируемой системы архитектурного освещения, передаёт чертежи здания, а также план прилегающей территории, которые будут использованы в работе над проектом. Если чертежей нет или они не дают всей информации, потребуется фасадная съемка здания.
  2. Создаётся трёхмерная модель фасада (фасадов). Проводится расчет результирующей освещенности, применяется для этого профильное программное обеспечение. Учитываются нормативы, назначение объекта, его размеры, стиль и геометрия, расположение соседних зданий.
  3. Проектировщики подбирают тип, мощность и расположение светильников. Для предварительного расположения (исходя из опыта специалистов, геометрии здания и поставленных задач) проводится модельный расчёт, по его результатам в расположение и мощность источников вносятся корректировки, всё пересчитывается – до достижения нужного результата. Вычисляется нужное сечение проводки, прорабатывается схема прокладки кабелей системы освещения по нормам ПУЭ, ГОСТ 50571.8-94, НПБ 249-97. Здесь особенно важна квалификация исполнителей проекта. Грамотный проект может сохранить немалые средства на этапе монтажа и затем при эксплуатации.
  4. 3D визуализация архитектурного освещения – выполняется по просьбе заказчика. Большую часть информации человек получает зрительно, поэтому визуализация лучше всего доносит до заказчика идею о том, как будет выглядеть объект после окончания работ. Это облегчает согласование проекта.
  5. Заказчик получает готовый проект архитектурного освещения с монтажными схемами, спецификациями, сметами, расчетом энергопотребления.

Рис. 5. Опираясь на модель архитектурного освещения в специальной программе, проще соблюсти заданные нормы освещения, его мощность и тип, выбрать расположение каждого источника света

Разметка освещения, монтаж, сдача в эксплуатацию

Монтаж архитектурного освещения можно доверить только бригаде с опытом таких работ, со знанием тонкостей – например, того, что при монтаже нужно оставлять свободный доступ к проводам и источникам питания. У работников должны быть разрешения на работу на высоте и высотное оборудование.

Желательно, чтобы монтаж такой сложности проходил под контролем организации-проектировщика. Хороший для заказчика вариант, когда проектировщик и исполнитель – одна организация, которая будет полностью отвечать за результаты работы. Интера Лайтинг – одна из немногих компаний на российском рынке, которые выполняют весь цикл – проект, монтаж, пусконаладочные работы, сдачу в эксплуатацию.

Частые ошибки в системах архитектурного освещения

Самая страшная ошибка – концептуальная, точнее, отсутствие этой концепции, единого связного художественного образа. Важные элементы не выделены, незначительные – наоборот, выделены и так далее. Всё оборудование есть, но не работает «совместно», на один образ.

Остальные ошибки – технические. Основные причины их появления – недофинансирование проекта или низкая квалификация исполнителей, которые не уделили необходимого внимания незначительным, на их взгляд, деталям.

Самые частые из таких ошибок:

  • неравномерная яркость по фасаду, свет от одной группы светильников заметно ярче света от других;
  • неодинаковая цветовая температура светильников, заметные «пятна»;
  • нет эффекта от правильно выстроенного освещения, здание выглядит тускло – не хватает мощности установленных светильников;
  • не был скорректирован уличный свет, в результате низ здания подсвечен уличными фонарями, а не штатной подсветкой;
  • монотонная заливка фасада без подчеркивания или выделения элементов архитектуры, безликое здание – возможно, проект не был доведён до конца, не установлены локальные подсветки;
  • слишком яркий, кричащий свет, резко выделяющийся на фоне соседей – не были учтены существующие нормы. Ночное освещение зданий и прилегающих территорий – объект регулирования городского правительства. В Москве есть постановление о «Концепции единой светоцветовой среды» (от 11/11/2008 г. №1037-ПП), где сформулированы все требования к подсветке улиц и зданий.

Ошибок, связанных с недостаточной квалификацией исполнителей, можно было бы избежать, выбрав подрядчика, отвечающего за свою работу. Наша компания, Интера Лайтинг, очень серьёзно относится к своей репутации. Мы следим за качеством оборудования, соблюдает нормативно-правовые нормы и даём гарантию на нашу работу.

Читайте также:
Особенности витражного остекления для частного дома

Сложности с выбором светильников?

Подготовим полный расчет стоимости, необходимого оборудования и 3D визуализацию для освещения вашего объекта. Это БЕСПЛАТНО – еще до покупки и заключения договора, вы сможете узнать: «Сколько и какие светильники подойдут?», «Сколько это будет стоить?», «Как это будет выглядеть?» и даже «Сколько будет наматывать счетчик?».

Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Требования к освещению

Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

  • мощность;
  • тип;
  • цветовая температура;
  • оттенок.

Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

Нормы и правила подсветки зданий

Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:

  • колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
  • карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
  • межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
  • скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
  • средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.

Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Читайте также:
Основание подвала - строим пол в подвале частного дома

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

  • грунтовые;
  • линейные;
  • точечные;
  • акцентные.

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Архитектурное освещение – нормы и секреты монтажа

Архитектурно-художественное освещение, в последнее время приобретает все большую популярность. Его используют для подсветки не только исторических и культурных зданий, но и для офисных и торговых центров, жилых домов, садовых и парковых зон — и даже производственных зданий.

Такой тип освещения способен преобразить самое унитарное здание. Здесь, главное, правильно его смонтировать и настроить.

И вот с этим аспектом, у наших доморощенных светоинженеров далеко не все так хорошо. Поэтому в нашей статье мы постараемся раскрыть основные нормы и правила создания качественного архитектурного освещения.

Требования, предъявляемые к архитектурному освещению

Прежде чем разбираться, как правильно организовать архитектурное художественное освещение давайте, разберемся с теми аспектами, от которых мы будем отталкиваться при его проектировании. Ведь правильное определение условий — это уже половина победы.

Одним из самых важных параметров при выборе освещения, является расположение дома. А также, имеет значение расположение смежных зданий, наличие габаритных зеленых насаждений, интенсивность движения транспорта в прилегающей зоне. Почему нам это важно?

Например: рядом с нашим зданием расположено однотипное или отличное здание, уже оборудованное системой подсветки. Значит, нам необходимо будет подстраиваться под его цветовую гамму, стилистику оформления освещения, и учитывать его отраженное освещение.

В противном случае, наша подсветка дома просто выбьется из архитектурного ансамбля, и будет выглядеть бельмом. Если же соседнее здание не имеет подсветки, то нам все равно следует учитывать его цветовое оформление, затеняющее воздействие — и, возможно, отражающее влияние.

Наличие габаритных зеленых насаждений, несколько ограничивает нас в геометрии расположения светильников. А в некоторых случаях, для создания целостного ансамбля, требует и их светового оформления.

Наличие транспорта и пешеходных зон вблизи дома, накладывает на нас определенные обязательства. В частности, ослепляющего эффекта от нашего освещения не должно быть. И это касается не только подсветки фасада, но и любого другого декоративного освещения нашего ансамбля.

Очень важным аспектом является угол и зона обзора нашего здания. Для этого вычисляется линия наиболее вероятного угла зрения человека при осмотре данного здания. Ведь согласитесь, дом, который будут осматривать с расстояния в 100 – 300 метров, требует совершенного другого подхода, чем здание, на которое будут смотреть с расстояния в километр и более.

При этом, если у нашего здания есть участки фасада, не просматриваемые зрителем, то их можно и вовсе не освещать — либо снизить интенсивность их освещения. Между прочим, цена такой экономии для отдельных зданий, может быть весьма и весьма существенной.

Очень важным аспектом является материал и цвет отделки фасада здания. Различные материалы обладают неодинаковым коэффициентом отражения. Поэтому требуется соблюдать правильный угол падения света, что в свою очередь отражается на общей структуре светового оформления.

Нормы и правила архитектурного освещения зданий

Теперь, давайте рассмотрим каждый из этих аспектов более подробно, с указанием норм и правил, предъявляемых к каждому из них. Кроме того, изучим рекомендации, которые дают нормативные документы к различным объектам.

Читайте также:
Розетка для холодильника

Прежде всего, рассмотрим вопрос: «Почему нормы архитектурного освещения так требовательно относятся к расположению здания?».

Допустим, есть два здания: одно из них располагается на центральной улице крупного города, второе — в загородном дачном поселке. Интенсивность освещения для этих зданий должна быть разная. Ведь в загородном населённом пункте, фоновая освещенность на порядок ниже.

Исходя из этого, в СНиП 23-05-95 была разработана классификация улиц и площадей по фоновой освещенности. Данная классификация сведена в табл.37 нормативного документа.

Согласно нее, освещенность фасада дома в крупном городе должна быть 10 кд/м 2 . Освещение же фасада загородного дома может быть всего 4 кд/м 2 .

Если не придерживаться этих норм, здание в центре города будет слишком блеклым, а дом в загородном поселке, будет иметь слишком яркое освещение.

Еще один аспект, на который мы бы советовали обратить внимание — это окружающее пространство. Если рядом с нашим домом расположено здание со значительными площадями остекления, из которого струится освещение, то это следует учесть при расчетах.

В этом случае, независимо от категории улицы, яркость фона следует принимать более 5 кд/м 2 . Соответственно, средняя освещённость нашего фасада должна быть не меньше 10 кд/м 2 .

Обратите внимание! На освещение витрин магазинов не распространяются нормы по освещению фасадов. Для них действуют другие нормативы по максимальной освещенности, которые, кстати, тоже зависят от категории места расположения.

Так же мы рассматривали случай, когда наше здание затенено растительностью. Она значительно снижает яркость фона. Поэтому, независимо от расположения здания, нам в этом случае нужно будет достичь средней освещенности в 4 кд/м 2 .

Еще один вопрос, на котором следует заострить внимание — это точка обозрения здания. Согласно СНиП 23-05-95, если она расположена на расстоянии в 1км и более, то допускается увеличивать среднюю освещенность здания до необходимой величины.

Теперь, что касается угла падения света. Практически все поверхности зданий относятся к так называемым, диффузным поверхностям (с рассеянным отражением света). При угле падения света в 45 о, они по-разному отражают свет — и это следует учитывать при проектировании.

Она может быть получена при использовании шлифованного мрамора, гранита или глазурованной облицовочной плитки.

Но это еще не все. Как известно, отраженность зависит еще и от цвета облицовки. Так, согласно таблице 38 СНиП 23-05-95, белый цвет дает коэффициент отражения равный 0,6. А черный цвет имеет коэффициент отражения менее 0,15.

Виды и секреты архитектурного освещения

Ну вот, мы и определились с основными нормами и аспектами фасадного освещения. Но это ни на йоту не приблизило нас к ответу на вопрос, как его правильно организовать. Поэтому давайте рассмотрим его основные виды, и раскроем небольшие секреты его монтажа.

Виды архитектурного освещения

Освещение архитектурное может быть нескольких видов: равномерное, комбинированное, контурное, внутреннее и декоративное.

Некоторые из этих видов, в различных источниках имеют различные названия, но это не меняет их сути:

  • Наиболее распространенным, является так называемое равномерное, или как его еще называют: заливное освещение. Оно предполагает равномерное освещение всего фасада дома по всему периметру. В некоторых случаях, применяется равномерное освещение части фасада дома.

Обратите внимание! Для данного типа освещения, существует норма по равномерности освещения. Так, перепад между средним уровнем и уровнем освещенности наиболее затененного участка, не должен превышать показатель 1/3.

  • Комбинированным называется освещение, когда имеется равномерное освещение фасада, а отдельные элементы имеют более яркое освещение. В некоторых случаях, отдельные элементы наоборот затемняются.

  • Контурным называется освещение, когда фасад дома имеет подсветку только по контуру. Иногда применяется частичное контурное освещение, когда подсвечивается контур только одного элемента дома. Обычно это контур крыши, но здесь возможны варианты. Кстати, контурное освещение иногда используют в комплексе с системой охранного освещения.

  • Иногда применяется внутреннее освещение фасада. Казалось бы, это не совместимые понятия. Но за счет специально спроектированного включения внутреннего освещения, на фасаде дома можно создавать световые рисунки.

Внимание! При наличии определенных средств автоматизации управления внутренним освещением, можно добиваться изменения светового рисунка в течение определённого времени. Такое решение имеет смысл только для многоэтажных зданий с большим количеством световых проемов, и обычно используется только как временное решение.

  • Декоративным освещением фасада дома называется такой тип освещения, когда при помощи специальных наружных светильников или других световых устройств, на фасаде изображается определенный орнамент. Данный тип освещения достаточно сложно организовать своими руками, и для получения качественного результата требует специального оборудования. Поэтому в большинстве случаев так же является временным.

Секреты архитектурного освещения

А вот теперь пришло время поговорить о том, как правильно выполнять монтаж архитектурного освещения. Ведь дело это достаточно непростое, и требует знания многих нюансов, которые мы и попробуем раскрыть в нашей статье.

Прежде всего, давайте остановимся на местах расположения светильников. Это могут быть специальные ниши ниже уровня земли. В этом случае, следует побеспокоиться о качественном водоотведении, и соответствующем уровне влагозащищенности светильников.

Могут быть светильники, установленные на уровне земли. Обычно их монтируют на специальные бетонные или железные пьедесталы. Можно установить светильники непосредственно на самом здании. Для обеспечения требуемого угла падения света, при этом следует использовать специальные держатели.

В некоторых случаях, для освещения фасада дома используют светильники, установленные на крышах соседних зданий. Если такой возможности нет, то можно устанавливать светильники на специальных мачтах или столбах.

Выбор места установки светильников осуществляется, исходя из конструкции здания, его отделочных материалов и окружающего пространства.

Читайте также:
Пистолет для монтажной пены «Зубр» (30 фото): достоинства моделей серии «Профессионал», как их разобрать и отзывы покупателей

Давайте рассмотрим некоторые варианты:

  • Когда здание имеет форму башни, то светильники следует располагать на уровне земли. Если это невозможно, то следует использовать два или три светильника, расположенные в диаметрально противоположных участках здания, и равноудаленные от ее основания.
  • Если у здания имеются вертикальные выступы. Это могут быть элементы конструкции, пилястры и другие подобные элементы. В этом случае, следует выбрать основное направление наблюдения, и разместить светильники справа и слева от мест наблюдения. Для освещения затененных участков, следует применить дополнительные светильники. Причем, их яркость может отличаться от яркости основного заливного освещения.

  • Если на нашем здании присутствуют небольшие горизонтальные выступающие поверхности – балки, пояса и тому подобное. Светильники следует располагать на уровне земли, но на некотором удалении от здания.

Обратите внимание! Если наше здание имеет ширину больше чем высоту, то имеет смысл применять светильники с высокими углами горизонтального рассеяния. Если же здание напротив, в высоту намного больше чем в ширину, то следует применять прожекторы с высокими углами вертикального рассеяния.

  • При наличии балконов, лоджий и других габаритных горизонтальных выступающих частей, светильники следует располагать на земле, но на значительном удалении от здания. Размещать светильники выше уровня земли не рекомендуется из-за попадания света внутрь помещения.

Теперь давайте обсудим зависимость угла установки светильников от облицовки здания. Здесь то же есть определенные требования.

Если для отделки фасада применяется материал с диффузным отражением света, то угол падения света на фасад и взгляда наблюдателя, должен быть в пределах 30 – 45 о . Для зданий, отделанных материалами с направленно-рассеянным отражением, светильники следует размещать так, чтобы угол между углом падения света и взглядом наблюдателя, был в пределах 45-60 о .

Если же это материалы с шероховатой блестящей поверхностью, то светильники следует располагать таким образом, чтобы свет падал снизу-вверх. При этом угол падения света не должен быть больше чем 45 о .

Это же правило касается и освещения зданий с отделкой из гладких блестящих материалов. Только в этом случае, угол падения не нормируется. При этом следует полностью исключить попадание бликов в поле зрения человека, как на видео.

Давайте остановимся и на требованиях установки, предъявляемых к светильникам исходя из окружающей обстановки. В первую очередь, это касается зеленых насаждений.

Если таковые есть перед зданием, то светильники следует располагать между деревьями и зданием. В некоторых случаях допускается их скрывать в зеленых насаждениях, но при этом следует исключить попадание в луч света отдельных веток.

Если здание расположено на берегу водоема или бассейна, то светильники для подсветки следует расположить на уровне или ниже уровня земли. Это необходимо для отсутствия бликов на воде, и красивого отражения силуэта здания в водоеме.

Обратите внимание! В этом случае не допускается установка светильников с направлением света вниз. А при установке светильников для подсветки отдельных элементов, их следует делать максимально направленными.

Последним важным аспектом, является цветовая гамма архитектурного освещения. Если вы хотите обеспечить качественную цветопередачу, то не стоит пользоваться лампами накаливания и лампами НЛВД.

Ими можно освещать только серо-бежевые и темно-зеленые поверхности. Для остальных поверхностей лучше использовать лампы ДРЛ, ДРИ, диодные. Но тут, тоже не без оговорок, касающихся цветопередачи отдельных диодных ламп.

Вывод

Освещение архитектурно художественное — это целый раздел в осветительных системах. Здесь следует правильно выбрать не только технические параметры, системы управления, выполнить монтаж, но и обладать определенным талантом. Поэтому для создания действительно качественного фасадного освещения, советуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к профессионалам.

Основные правила оформления архитектурного освещения

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1839-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 21.607-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает состав и правила оформления рабочей документации электрического освещения территории объектов строительства различного назначения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 2.702-2011 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения электрических схем

ГОСТ 21.101-97* Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

* На территории Российской Федерации с 1 января 2014 г. действует ГОСТ Р 21.1101-2013.

ГОСТ 21.110-2013 Система проектной документации для строительства. Спецификация оборудования, изделий и материалов

ГОСТ 21.114-2013 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения эскизных чертежей общих видов нетиповых изделий

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:
Самая обычная водопроводная труба

3 Общие положения

3.1 Рабочую документацию электрического освещения территории объектов капитального строительства производственного и жилищно-гражданского назначения выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 21.101 и других взаимосвязанных стандартов Системы проектной документации для строительства (СПДС).

3.2 В состав рабочей документации наружного электрического освещения (далее – освещение территории) включают:

– рабочие чертежи, предназначенные для производства строительно-монтажных работ (основной комплект рабочих чертежей марки ЭН);

– эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий, конструкций, устройств, монтажных блоков (далее – эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий) по ГОСТ 21.114;

– спецификацию оборудования, изделий и материалов по ГОСТ 21.110;

– опросные листы и габаритные чертежи (при необходимости);

– локальную смету (при необходимости).

3.3 В состав основного комплекта рабочих чертежей марки ЭН включают:

– общие данные по рабочим чертежам;

– план освещения территории;

– ведомость опор и прожекторных мачт с установленными на них осветительными приборами и электрооборудованием;

– принципиальные схемы питания освещения территории;

– принципиальные схемы магистральных и групповых щитков освещения территории;

– принципиальные схемы управления освещением территории;

– кабельный журнал для сети освещения (при необходимости);

– чертежи узлов установки осветительных приборов и электрооборудования (при отсутствии типовых).

3.4 Основной комплект рабочих чертежей освещения территории допускается оформлять отдельными документами с присвоением им базовой марки основного комплекта и добавлением через точку порядкового номера документа, обозначаемого арабскими цифрами, например, общие данные по рабочим чертежам (ЭН1.1), план освещения территории (ЭН1.2).

3.5 Линейные размеры на планах освещения территории и их фрагментах указывают в метрах с точностью до двух знаков после запятой.

Числовые значения углов указывают в градусах с точностью до одной минуты.

3.6 Рекомендуемые масштабы изображений на чертежах приведены в таблице 1.

1 Планы освещения территории

1:500; 1:1000; 1:2000; 1:5000

2 Фрагменты планов освещения территории

3 Узлы установки осветительных приборов и электрооборудования

4 Эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий

Масштаб изображений указывают в графе 4 основной надписи, выполняемой по форме 3 ГОСТ 21.101.

Если на листе приведено несколько изображений, выполняемых в разных масштабах, масштаб указывают в скобках рядом с наименованием каждого изображения.

4 Общие данные по рабочим чертежам

4.1 Общие данные по рабочим чертежам освещения территории выполняют в соответствии с ГОСТ 21.101.

4.2 Ведомость спецификаций, предусмотренную ГОСТ 21.101, в составе общих данных по рабочим чертежам марки ЭН не выполняют.

5 Чертежи и схемы

5.1 План освещения территории

5.1.1 Для разработки плана освещения территории в качестве подосновы используют рабочие чертежи генерального плана. Элементы генерального плана выполняют тонкими линиями.

Планы освещения территории и их фрагменты выполняют в масштабах, указанных в таблице 1.

5.1.2 На плане освещения территории указывают:

– опоры с установленными на них светильниками и опоры для прокладки воздушных линий;

– светильники, установленные на зданиях или сооружениях и подвешенные на тросах;

– мачты и вышки с прожекторами;

– электротехнические устройства, от которых питается освещение территории;

– сети освещения территории и сети управления освещением территории (при наличии дистанционного управления);

– заземляющие и другие необходимые устройства;

– трубные переходы под дорогами для прокладки кабелей;

– позиции опор, прожекторных мачт (вышек);

– буквенно-цифровые обозначения источников питания и управления;

– фазы сети, к которым подключают светильники и прожекторы;

– привязочные размеры для опор, прожекторных мачт (вышек);

– расстояния между осями опор (в метрах).

Вышеуказанные элементы плана освещения территории изображают толстыми линиями.

Привязочные размеры для опор, прожекторных мачт (вышек) указывают от строительной координатной сетки, от осей дорог, наружной поверхности стен здания и сооружения или от других ориентиров на территории. Если опоры на прямолинейных участках сети расположены последовательно на одинаковых расстояниях друг от друга, то расстояния между ними указывают только по концам участков.

Освещение фасадов: правила, ошибки и примеры

Освещение фасадов – важная задача. Свет не просто должен стать частью архитектуры здания, но и соответствовать территории вокруг – в случае частного дома подсветка фасадов и участка должны стать продолжением и дополнением друг друга, а если речь идет об общественном здании, идеальная подсветка будет соответствовать нормам и общей концепции освещения города.

С появлением светодиодного освещения работать со светом стало в разы проще, и в случае фасадного освещения это тем более хорошо. Outdoor-светильники, как правило, незаметны: видимым должен остаться только свет, а не его источник. Вместе с тем, такие светильники должны быть устойчивы к разным погодным условиям, быть водонепроницаемыми и прочными – в данном случае технология ставится превыше декора. Специализация Nobile Italia SpA, итальянского производителя предметов освещения с 25-летним опытом работы, – светодиодное освещение не только для дома – офисов, магазинов, ресторанов, баров, жилых помещений, – но и для улицы. Компания создает не просто продукт, а инновацию: все модели придумывают в собственном бюро исследований и разработок в Риме, и продают с гарантией 5 лет.

В ассортименте фабрики – светильники для архитектурной подсветки зданий и сооружений, ландшафтного освещения. Для каждого типа светильников разработан десяток моделей. Такое огромное количество типов светильников, которые используют в архитектурном освещении, объясняется разнообразием способов подсветки. Их, в свою очередь, диктует задача архитектора, а также те условия и нормы, которые сопровождают проект.

Светильники outdoor, Nobile Italia SpA

Прожекторы Nobile Italia SpA устанавливаются в грунт, на стену или потолок. Они дают яркий направленный свет. Луч можно перенаправлять по желанию – плафоны прожекторов подвижные. Такие светильники бывают разных размеров и форм. Они сделаны из нержавеющей стали и не боятся агрессивных погодных условий.

Читайте также:
Отделка стен дешево

Встроенные светильники тоже можно вмонтировать в грунт, а еще в плитку, в стену, в потолок или бассейн. Обычно их используют для навигации. Подсветить таким образом можно, например, лестницу – «утопив» светильники в сами ступеньки.

Навесные светильники монтируются на стену или потолок. Для потолка используют круглые и квадратные светильники, которые дают мягкий рассеянный свет. Для стены – светодиодные светильники с моно-лучом или двунаправленным лучом, который светит одновременно вверх и вниз (например, модель Brick).

Кроме того, в ассортименте марки есть светильники-столбики, которыми можно, например, подсветить дорожку к дому. Это светильники с двунаправленным излучением. Благодаря лаконичному дизайну они не бросаются в глаза, но дают достаточно света.

Фасад частной резиденции. Для освещения используются встроенные и настенные Nobile Italia SpA.

Фасад частной резиденции. Окна и двери подсвечены по вертикали настенными светильниками Nobile Italia SpA.

Юлия Жаркова директор бюро светодизайна «Культура Света»

С чего начать работу над освещением фасада

Чтобы освещение получилось хорошо, свет должен стать частью архитектуры здания. Если это уже построенное здание, мы изучаем историю его создания: кто был архитектором, в чем особенности архитектуры и изначальное предназначение постройки. Если это новое строительство, обсуждаем с архитектором архитектурную идею здания: какие у него есть особенности, в чем его функциональное назначение (бизнес-центр, жилой дом или спортивный комплекс). Важно изучить объект проектирования на месте: где расположено здание, что его окружает, является оно архитектурной доминантой или вписано в окружающую застройку, какая среда вокруг, как решено уличное и архитектурное освещение рядом с объектом – освещенное здание станет частью городской среды.

Фасад частной резиденции, освещение – Nobile Italia SpA. Архитекторы использовали настенные светильники Brick с двунаправленным излучением. Для подсветки лестницы – встроенные светодиодные лампы.

Как меняется подход к проектированию фасада в зависимости от особенности здания: частный дом или общественное пространство

Для общественных зданий предусмотрены нормы освещения, которых нужно придерживаться. Нельзя превышать или занижать определенные значения яркости на фасадах здания. Проект архитектурного освещения здания должен быть согласован с городскими структурами (для Москвы это Москомархитектура для всех объектов, и Москомнаследие для исторических зданий) на предмет художественной выразительности, соответствия нормам и общей концепции освещения города.

Освещенное здание должно быть вписано в окружающее городское пространство, и подсветка не должна вызывать дискомфорт у водителей и прохожих.

С частным домом одновременно и проще, и сложнее. Проще, потому что нет строгих норм и правил, сложнее – потому что нормы заменяют вкус и предпочтения заказчика. В городе человек проходит мимо освещенного здания и обращает внимание на освещение, только если оно его раздражает. В доме и на участке человек проводит часть своей жизни, отдыхает, общается с семьей, и свет становится ответственным за атмосферу и настроение в доме. Освещение дома, как часть архитектуры, выражает индивидуальность его хозяина.

Светильники-стойки для наземного монтажа с двунаправленным излучением, Nobile Italia SpA.

Какие моменты нужно учитывать и на что стоит обратить особенное внимание

При проектировании архитектурного освещения нужно учитывать освещение застройки рядом и уличное освещение вокруг – чтобы наше решение не выбивалось из общего контекста. При выборе приемов освещения и приборов, особенно декоративных светильников на фасаде, необходимо учитывать архитектурный стиль здания. При выборе цветовой температуры источников света нужно учитывать материалы фасадной отделки, чтобы свет не искажал цвет фасада. Характер отражения материала отделки фасада – матовый, зеркальный, глянцевый – будут сильно влиять на итоговое впечатление от освещенного здания. А еще нужно иметь в виду, что определенные приемы освещения очень хорошо демонстрируют качество отделки фасада, особенно штукатурки.

Нужно изучить конструкторскую документацию фасада и проект электричества здания, чтобы придуманные приемы освещения можно было реализовать: как будет проложен кабель к светильникам, как сделать закладные для кронштейнов, где установить щит управления освещением, какая мощность выделена на архитектурное освещение.

А самое важно в проектировании освещения – это найти идею, которую несет проект и благодаря которой свет станет неотъемлемой частью архитектуры.

Фасад отеля W les Trois Rocs (Вербье, Швейцария), подсвеченный разноцветными лампами. Прожекторы и встроенные светильники Nobile Italia SpA бывают и с цветными светодиодами (RGB LED).

Какие ошибки чаще всего совершают дизайнеры, проектируя освещение фасада

Самая частая ошибка – проектирование без учета факторов, которые мы разобрали в предыдущем пункте. Например, разработка освещения фасада на узкой улице без учета уличного освещения может привести к тому, что на уровне первого-второго этажей реальная картина не будет соответствовать картинке в концепции вообще. И вместо мягких холодных световых акцентов на простенках мы увидим на фасаде яркие пятна теплого спектра от уличных фонарей, совершенно не привязанных к архитектурному ритму фасада.

Еще одна ошибка – слишком доверять расчетным программам и не проверять свои решения «в полях», не экспериментировать с реальными приборами разных производителей на реальных фасадах. Чем раньше в проект придет светодизайнер, тем лучше и красивее получится проект архитектурного освещения в реализации, а не останется красивой картинкой.

По моему опыту, самые удачные проекты архитектурного освещения получаются в плотной работе с архитектором проекта.

Слева – лестница, подсвеченная встроенными светильниками Nobile Italia SpA, справа – дорожки и бассейн, тоже с подсветкой Nobile Italia SpA.

В России компанию Nobile Italia SpA представляет Archistudio.

Огни родного дома. Подсветка фасада

Непременная составляющая новогодней сказки по-американски – теплый, окутанный сиянием гирляндных огней дом, в котором в канун праздника происходят настоящие чудеса. Подсветка дома позволяет полностью преобразить его облик. В этой статье мы расскажем, как изменить фасад частного дома с помощью архитектурного освещения.

Читайте также:
Почему газовый котел закипает, перегревается

Подсветка загородных домов: немного истории

Дизайнер Елена Голубкова уже рассказывала читателям FORUMHOUSE о том, какую роль играет свет в интерьере любого здания. Не менее важен он и в экстерьере: хорошо, правильно выстроенная система наружного освещения преображает даже заурядное деревянное здание в шедевр без перестройки и дорогостоящей отделки. Архитектурная подсветка позволяет обезопасить жилье от воров, а вас – от необходимости разыскивать замочную скважину в темное время суток.

Само собой, подсветка фасада – не изобретение сегодняшнего дня. Факелы к стенам зданий крепили еще в Древнем Риме, заботясь не столько о красоте строений, сколько об освещении улиц в темное время суток. Факельное освещение было распространено в Европе вплоть до изобретения керосиновых фонарей и электричества – держатели факелов и теперь можно снаружи многих зданий в Англии, Франции, Италии. «Ко мне является Флоренция, фосфоресцируя домами, и отмыкает, как дворецкий, свои палаццо и туманы», – делится образом поэт Андрей Вознесенский в стихотворении «Флорентийские факелы».

О том, как архитектурная подсветка эволюционировала от факелов до светодиодов, мы подробно рассказывали в нашей статье.
Как устроена современная подсветка дома, рассказывают наши эксперты.

Как составить план архитектурного освещения

Освещение любого дома снаружи, будь то маленькая избушка или трехэтажный коттедж, начинается с проекта. Сделать его можно самостоятельно – начертить на бумаге план и наметить основные зоны, которые хотелось бы выделить. Второй вариант – заказать более детальную 3D-визуализацию в дизайн-бюро, занимающихся наружным освещением. Выглядеть это может примерно так:

Разработка проекта архитектурной подсветки зависит от типа учреждения, которое находится в освещаемом здании. Яркая и броская подсветка фасадов торговых центров совершенно не уместна при освещении административных зданий: здесь важно выдержать строгий классический стиль. В случае с жилыми домами также необходимо учитывать их архитектуру. Подсветка дома в стиле хай-тек будет не «к лицу» деревянному дачному дому в стиле шале.

Разрабатывая план архитектурного освещения, важно учесть в нем и расположение дома относительно близлежащих строений. Продумать, не станет ли наружное освещение вашего жилья слепить в окна соседям. И, исходя из этого, выбирать тип и расположение световых приборов.

Как выбрать осветительные приборы

Для архитектурного освещения частных домов важно выбрать светильники, которые своими размерами или внешним видом не будут портить внешний облик зданий и его архитектуру. Если фасад дома выдержан в классическом стиле, лучшим решением будет подсвечивать его компактными светильниками нейтральных и темных тонов. Кричащая расцветка элементов осветительной системы будет выбиваться и портить картинку. Большая мощность и яркость светильников, на мой взгляд, не столь важны, так как фоновая освещенность на территории пригородных поселков – достаточно низкая, и нет необходимости конкурировать с ней.

Дизайнеры выделяют несколько способов организации архитектурной подсветки:

Заливающая – позволяет подсветить объект, сохранив целостность его восприятия. В этом случае используют направленный снаружи свет прожекторов, установленных на земле или столбах на некотором расстоянии от освещаемого здания. Больше подходит для памятников архитектуры, расположенных вдали от жилых домов.

Локальная – позволяет акцентировать внимание на фасадных деталях: деревянных карнизах, балконах, оконных проемах. Ее создают при помощи настенных светильников малой и средней мощности. Минус: установка настенных светильников требует скрытого монтажа электропроводки, а значит, это не лучший вариант для зданий с уже готовой отделкой.

Фоновая (силуэтная) – позволяет создать светящийся задний план с темным силуэтом объекта. Такое подсвечивание наиболее подходит для классических зданий с колоннами – проявит отбрасываемые ими эффектные тени.

Динамическая – своеобразная цветомузыка фасадов, с изменением оттенков и яркости. Могут быть задействованы прожекторы, светодиодные ленты, точечные светильники и т.д.

Контурная – наиболее модный сегодня вид подсветки, позволяющий выделить контур фасада при помощи светодиодных трубок и линеек.

Контурную подсветку чаще всего применяют при создании новогодних фасадов.

В погоне за цветной переливающейся “иллюминацией” важно не забывать про классический белый и желтый свет, он добавит тепла и уюта в ночную картину.

Как сэкономить электричество

Устанавливая приборы наружного освещения, каждый домовладелец задумывается не только о дизайне, но и об энергоэффективности оборудования. Если подсветка фасада призвана служить более функциональным, нежели декоративным целям, снизить расходы на электроэнергию позволят датчики движения.

Эксперт Дмитрий Петренко советует не экономить на качестве светового оборудования и консультироваться со специалистами:

Энергоэффективность и безопасность эксплуатации светового оборудования зависят, в первую очередь, от его качества. Выбирая современные светодиодные светильники, мало кто обращает внимание на тепловое сопротивление светодиодов, теплопроводность материалов печатных плат, формы радиаторов охлаждения и так далее. Это задачи для специалиста, который должен помочь обывателю не ошибиться.

Локальное или контурное освещение требуют гораздо меньших энергозатрат по сравнению с заливающим или фоновым.

Безопасность эксплуатации подсветки дома во многом зависит от правильности монтажа. В идеале, выполнять его должны специалисты, имеющие допуск к электромонтажным (а, в случае, если здание высокое – высотным) работам. Но если вы обладаете познаниями в электротехнике, выполнить световое оформление дома можно и своими руками, внимательно изучив инструкцию по установке осветительных приборов.

Пусть ваш дом радует глаз приветливыми переливами огней и создает праздничное настроение вам и вашим близким! Наши форумчане рассказывают, какие лампы выбрать для освещения участка. Также советуем ознакомиться с темой «Светодиодное освещение»и посмотреть видео об умной системе освещения загородного дома.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: