Особенности механических домкратов

Виды и особенности автомобильных домкратов

Содержание:

  1. 1. Механический домкрат – для автолюбителя
  2. 2. Положительные качества механических домкратов
  3. 3. Гидравлика – меньше усилий для лучшего результата
  4. 4. Пневматический домкрат – всю работу сделает сам
  5. 5. Подведем итог

Каждый автовладелец или специалист станции технического обслуживания не раз сталкивался с необходимостью приподнять автомобиль (замена колеса, осмотр подвески). Для этого используется специальный механизм для подъема тяжелых грузов и удержания их на высоте. Конечно, все автомобили комплектуются штатными домкратами, но чаще всего это просто «девайсы», которые в реальных условиях (на неровных поверхностях) малоэффективны, да и были случаи, что конструкция прогибалась под тяжестью груза, машину вело в сторону. А ведь от надежности грузоподъемного устройства зависит не только сохранность авто, но и безопасность человека. Именно поэтому на место штатным домкратам приходят другие, специальные.

Сегодня существуют стационарные, переносные и передвижные домкраты, все они различаются по конструкции, принципу действия и размерам. Разберемся, какие виды из них для какой сферы использования уместны и эффективны.

Механический домкрат – для автолюбителя

А знаете ли Вы, что прототип современного приспособления для подъема грузов был изобретен древними римлянами? Они использовали его в военных целях: при нападении на города с помощью этого устройства поднимали ворота крепости, открывая проход солдатам. Конструкция современного домкрата немного изменилась, да и применяется он для других целей, а вот принцип работы остался прежним. Механизм приводится в действие усилиями человека.

Винтовые механические домкраты обычно имеют ромбовидную форму и оснащаются раздвижным механизмом, основной составляющей которого является ходовой винт. Чтобы устройство поднимало груз, нужно крутить рукоятку. От резьбы винта зависит грузоподъемность: чем шире шаг резьбы, тем больше возможностей (можно поднять автомобиль весом в 2 тонны на высоту более 30 см). Это отличный вариант для малолитражек, седанов и хэтчбеков.

Реечные механические домкраты устроены несколько иначе: на штатив крепится откидной подхват с храповым механизмом и соединяется с рычагом. При опускании рычага подхват начинает поднимать положенный на него груз. В отличие от винтовых, такие домкраты гораздо выше способны приподнять автомобиль – более 1 метра! Именно поэтому они пользуются популярностью у владельцев внедорожников. Кроме того, эти устройства находят применение в строительстве при проведении монтажных и демонтажных работ (поднятие ворот, фундамента и других конструкций).

Положительные качества механических домкратов

  • Компактные габариты – устройство не занимает много места в гараже, к тому же, его можно возить в багажнике.
  • Эффективность использования – приспособление осуществит подхват даже под низко опущенное дно автомобиля (высота подхвата 8 – 10 см).
  • Устойчивость – груз четко фиксируется на нужной высоте, основание домкрата не скользит и не смещается, поэтому при работе не требуются дополнительные страховочные подпорки.
  • Надежность – конструкция настолько проста, что ломаться там практически нечему. Главное не перегружать ее, соблюдая допустимый показатель веса.

Как правило, механические домкраты используют владельцы автомобилей весом до 1 – 2 тонны. Эти приспособления выручают в гараже и в дороге. Допустим, если машина застрянет в колее, можно приподнять колеса и легко выехать. А вот поднять грузовую машину весом в 15 тонн вряд ли удастся, да и сил придется приложить больше. Приобретение механического устройства для ежедневных работ в автомастерской тоже будет нерациональным, ведь для этого есть специальные приспособления.

Гидравлика – меньше усилий для лучшего результата

В автосервисах и СТО мастера каждый день заменяют колеса, шины, проводят диагностику и ремонт подвески. Если это небольшая частная мастерская, можно использовать и механический домкрат, а вот при большом объеме работ лучше отдать предпочтение гидравлическому. Принцип их функционирования заключается в выработке насосом давления жидкости (гидравлического масла), что приводит в движение поршень. Пользователь нажимает на рукоятку, происходит выталкивание жидкости в цилиндр, и поршень движется, поднимая зафиксированный на стойке груз. Такая конструкция позволяет человеку прилагать меньше усилий, по сравнению с механическими домкратами, и делать работу гораздо быстрее.

Интересный исторический факт: впервые использовать гидравлику для поднятия тяжестей предложил американец Питер Лунати. А идея создания такого устройства ему пришла совершенно неожиданно. Когда он повел сына в парикмахерскую, обратил внимание на то, как мастер стал регулировать ножку кресла, чтобы ребенку было удобно забраться. В 1925 году Лунати изобрел платформенный подъемник для автомобиля, который работал от водяного насоса.

С тех пор гидравлический домкрат стал просто незаменимым атрибутом при обслуживании и ремонте автомобилей. С годами устройство совершенствовалось и обретало новые формы. Сегодня существуют следующие виды:

  • Бутылочные – имеют вертикальную конструкцию и по форме напоминают бутылку. Это одни из самых популярных домкратов, ведь они способны поднимать грузы весом в несколько десятков тонн (газели, микроавтобусы и грузовые автотранспортные средства).
  • Подкатные – располагаются горизонтально, поэтому обладают низким уровнем подхвата. Есть модели, которые способны поднимать грузы с высоты в 7,5 см (когда автомобиль практически прижат днищем к земле). Как правило, они оснащаются длинной ручкой, которая крепится вертикально, поэтому удобно работать стоя.
  • Зацепные – это узкоспециализированные домкраты, которые используются не только в сфере обслуживания автомобилей, но и при монтажных работах в строительстве, ремонте железнодорожных путей. Конструкция включает в себя зацеп (способен осуществлять подъем практически с земли) и площадку (надежно удерживает грузы на высоте). Для каждой из этих деталей дается свой показатель грузоподъемности (допустим 10 и 20 тонн).

В гараже или на станции технического обслуживания гидравлический домкрат будет просто незаменим, да и в дороге всегда выручит. Но стоит помнить, что с гидравликой надо обращаться очень аккуратно: хранить и перевозить устройство только в вертикальном положении и избегать опрокидывания (может пролиться жидкость или произойти завоздушивание гидравлического привода).

Но если есть возможность для поднятия грузов использовать силу сжатой воды, то почему бы не использовать воздух?

Пневматический домкрат – всю работу сделает сам

Наверняка, Вам известно, что пневматические устройства считаются одними из самых мощных и производительных. Это действительно так. Ведь сила сжатого воздуха способна приводить в движение мощные механизмы инструментов и оборудования.

Читайте также:
Производится ли ремонт скважины своими руками

Пневматический домкрат подключается к компрессору, который питается от электросети или генератора. Подниматься груз будет без усилий пользователя, что значительно облегчает работу. Некоторые модели, могут приводиться в действие двумя способами: сжатым воздухом, поступающим от компрессора, или встроенной гидравликой при нажатии на рычаг. Конечно, стоят пневматические домкраты в разы дороже механических и гидравлических, поэтому применяются исключительно в крупных авторемонтных мастерских.

В последнее время появился еще один вид грузоподъемных устройств, работающих на воздухе – надувной воздушный домкрат. Он не требует подключения к компрессору, а надувается газом из выхлопной трубы автомобиля. Это очень удобное и экономичное приспособление. В сдутом состоянии оно представляет собой «мешок», который легко засунуть под днище (даже если дорожный просвет всего 5 см). Кроме того, его можно использовать даже на неровной поверхности. Такой домкрат надувается очень быстро и создает воздушную подушку, которая приподнимает автомобиль над землей. Это быстро и удобно!

Подведем итог

Итак, мы разобрались с тем, как работают разные виды домкратов и Вы, скорее всего, уже определились, какой из них будет наиболее удобен. Но это еще не все, что нужно знать при покупке. Чтобы было легче подобрать устройство для автомобиля (или автомобилей, которые приходится обслуживать чаще всего), мы составили для сравнительную таблицу с основными характеристиками.

Вид домкрата Грузоподъемность, т Высота подхвата, мм Высота подъема, мм
Винтовой 1 – 2 80 – 100 350 – 390
Реечный 3 150 380 – 1350
Бутылочный 2 – 50 150 – 280 300 – 450
Подкатной 2 – 20 75 – 230 350 – 800
Зацепной 2 – 50 130 – 330 200 – 400
Пневмогидравлический 10 – 50 240 – 310 470 – 510
Пневматический 2 – 4 75 – 140 380 – 660

Несомненно, домкрат является необходимым устройством для обслуживания автомобиля. Он выручает в дороге, когда нужно заменить колесо или вытащить машину из грязи. Не обойтись без него и в гараже – это касается и профессионала и любителя. Надеемся, данная статья помогла Вам определиться с видом домкрата, купить который можно в нашем интернет-магазине. Просто оформите заказ через сайт или по телефону.

Разновидности домкратов и какой для чего лучше подходит

Содержание

Содержание

Домкрат — это приспособление для подъема тяжелых габаритных предметов. Автомобильная версия изобретена в 1925 году американцем Питером Лунати и с тех пор входит в комплект любого авто. За столетнюю историю инженеры создали множество разновидностей этого приспособления, каждая из которых обладает своими преимуществами.

Для начала стоит уточнить, что домкраты бывают не только автомобильными, хотя это первая ассоциация, которая приходит в голову. Простейшие подъемные механизмы использовались человечеством всю его историю. Сейчас это приспособление широко применяется в строительстве, складских, промышленных объектах и везде, где нужно поднять груз на определенную высоту. Разумеется, специализированные решения более сложны по своей конструкции и устройству, имеют огромную грузоподъемность и рабочий ход.

Виды домкратов

Этот инструмент вместе с набором ключей можно найти в любом автомобиле. Наши дороги полны сюрпризов, поэтому пробитым колесом никого не удивишь. Практически каждый автолюбитель умеет менять колеса, а для этого нужно поднять одну сторону автомобиля, чтобы снять нагрузку и выполнить процедуру.

Основные виды домкратов по типу конструкции:

  • винтовой;
  • реечный;
  • бутылочный;
  • пневматический (воздушная подушка).

По методу установки приспособление бывает:

  • переносным;
  • подкатным;
  • стационарным.

Домкраты по типу приложения усилия:

  • ручные;
  • гидравлические;
  • пневматические;
  • электрические.

Свойства устройства определены типом конструкции, поэтому поговорим об особенностях подъемных механизмов.

Винтовой домкрат

С точки зрения внутреннего устройства считается самым простым решением. Механизм приводится в движение посредством вращения ручки, реже — гидравликой или электроприводом.

Основные разновидности винтовых домкратов:

Ромбический винтовой домкрат — самая многочисленная категория на прилавках магазинов. Как и следует из названия, конструкция имеет форму ромба, а подъем осуществляется за счет стягивания рычагов корпуса. Такой домкрат часто входит в базовый комплект легкового автомобиля.

Среди преимуществ ромбических винтовых домкратов:

  • высота подъема;
  • большой рабочий ход;
  • стоимость;
  • простота;
  • долговечность;
  • прочность конструкции и механизма.

К недостаткам относятся:

  • низкая устойчивость на неровной поверхности;
  • относительно небольшая грузоподъемность;
  • проблемы с установкой на мягком и сыпучем грунте;
  • ощутимые усилия на подъем.

Эта разновидность подходит для большинства легковых автомобилей, но не для внедорожников. Рекомендуется выбирать модель с резиновой накладкой на упорном пятаке или приобрести ее отдельно. Иначе установка возможна только в специальных точках под автомобилем.

Рычажно-винтовой домкрат состоит из двух или четырех реек и визуально похож на урезанную версию ромбического. Конструкция стала проще, но вот проблема с устойчивостью возросла,
а грузоподъемность снизилась. Преимуществом устройства является уменьшенный вес
и габариты.

Телескопические винтовые домкраты подходят для внедорожников и более тяжелых видов техники. По внешнему виду напоминают модели гидравлического типа с бутылочной формой. Преимуществом этой разновидности является хорошая грузоподъемность, устойчивая платформа, работоспособность при любых температурах и в любой плоскости. Винтовая конструкция хорошо выдерживает нагрузку, что будет полезна при подъеме автомобиля
в гараже для хранения, но не работы под ним. Недостатком устройства является небольшой упор и рабочий ход.

Среди профессиональных разновидностей можно выделить ножничный подъемный механизм, который по своему устройству состоит из нескольких модулей. Решение используется на СТО
и складах. Оно может быть полезно для подъема автомобиля на пару метров или для поднятия груженых контейнеров на высоту в несколько этажей.

Реечный домкрат

Это разновидность механических подъемных устройств, в основе которого лежит зубчатая рейка и храповик с собачкой. Приспособление подходит для перемещения груза
в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Сильными сторонами втда являются низкий подхват и огромная высота подъема, что позволяет поднимать груз буквально с земли.

Подвиды реечных домкратов:

  • рычажные (Хай-Джеки);
  • зубчатые (подъемники с шестернями).

Рычажные реечные модели оснащены простым подъемным механизмом. Для движения рейки используется качающий рычаг, а храповик фиксирует положение. Решение пригодится для поднятия застрявших в грязи внедорожников или квадроциклов, но для этого необходимы специальные проушины или усиленный бампер с точками для крепления. Альтернативный вариант — специальные захваты для колеса. Это настоящий король бездорожья.

Читайте также:
Пуансеттия прекраснейшая — как вырастить волшебный цветок к Рождеству?

К преимуществам устройства можно отнести надежность, неприхотливость и долговечность конструкции, но габариты рейки означают необходимость в надежной фиксации приспособления в салоне.

Зубчатые реечные домкраты имеют совершенно другое внутреннее устройство, если не считать рейки. Для подъема используются шестерни, которые приводятся в действие через редуктор путем вращения ручки. Положение также фиксирует храповик с собачкой. Количество передач зависит от грузоподъемности приспособления. Решение подходит для подъема и удержания груза, надежность внутреннего устройства не вызывает нареканий, а в случае поломки без проблем можно заменить поврежденную деталь механизма.

Модернизированные подъемные устройства на основе зубчатых реечных домкратов активно применяются в промышленности, на складах, на СТО, в железнодорожной сфере.

Бутылочный домкрат

Бутылочные конструкции бывают одноштоковыми (одноплунжерные), где высота подъема зависит от высоты штока, а также телескопическими (многоплунжерные), где шток состоит из нескольких частей. В большинстве случаев используется гидравлическая система, работающая по принципам Закона Паскаля о сообщающихся сосудах с тормозной жидкостью или маслом. При поступательных движениях рычага рукоятки нагнетается давление, под силой которого система выдавливает шток. После эксплуатации давление нужно стравить через клапан, чтобы можно было опустить плунжер в исходное положение.

К преимуществам бутылочных домкратов относятся:

  • грузоподъемность;
  • минимальные усилия для подъема;
  • устойчивость;
  • жесткость;
  • вес;
  • компактность;
  • плавный ход.
  • небольшая высота подъема за рабочий цикл;
  • сложность конструкции;
  • сложности с регулировкой опускания;
  • проблемы при работе на морозе;
  • высота подхвата.

Важно следить за состоянием сальников, уровнем жидкости, периодически менять масло. Небольшая точка опоры говорит о необходимости выбора места установки, ведь опорный пятак легко может проломить кузов.

Бутылочные домкраты гидравлического типа хранятся и работают только в вертикальном положении. Недостатком конструкции является ограничение рабочего хода высотой штока. Телескопическая конструкция решает проблему, но это снижает надежность
и грузоподъемность приспособления.

Модифицированные версии бутылочных домкратов могут исправлять часть недостатков, например, иметь зацеп или накладку для увеличения точки опоры. При весе в 2-3 кг приспособление может поднимать вес в несколько тонн. Профессиональное оборудование может иметь грузоподъемность в 100 т и более.

Это решение подходит для различных сценариев вне автомобиля, включая создание самодельного бытового пресса.

Пневматический домкрат

Пневматические домкраты по устройству напоминают камеру колеса, а подъем осуществляется за счет подачи сжатого воздуха. Здесь используется герметичная воздушная подушка
и ниппель, через который по шлангу внутрь резервуара накачивается воздух или газ. Пневматические домкраты бывают подкатными и переносными. Для накачивания воздуха может использоваться воздушный насос, выхлопная труба, компрессор, работающий от электросети, прикуривателя или аккумулятора.

Преимуществом этой разновидности является широкая платформа и точка опоры, а также возможность работы при минимальном зазоре между грузом и поверхностью. Приспособление имеет высокий КПД, быстрый и плавный подъем, отличаясь простотой эксплуатации. Пневматический домкрат можно использовать для подъема застрявшего в грязи автомобиля даже на болотистой местности.

Для безопасной эксплуатации необходимо следить за состоянием клапанов и кранов, проверять герметичность воздушной подушки и состояние материала. Подушка изготавливается из усиленной ткани с резинокордной оболочкой, но от времени и перепадов температур она может растрескаться. К слабым сторонам этой разновидности относятся сложности в контроле спуска и цена на фоне аналогов.

Подкатные пневматические домкраты удобны в повседневной эксплуатации, поэтому их можно увидеть на СТО. Переносные версии в виде воздушной подушки можно брать с собой в дорогу, но для профессионального пользования они не подходят.

Типы привода

Простейшими и самыми надежными считаются механические домкраты винтового и реечного типа. Они подразумевают приведение подъемного механизма в действие вращением ручки или поступательными движениями рычага вручную. В зависимости от типа устройства, для этого могут потребоваться усилия со стороны пользователя.

Следующей в списке идет гидравлическая система. Здесь также вручную нужно работать
с рычагом, но усилий прилагается меньше, а скорость подъема увеличивается.

Альтернативой ручной работе является пневматическая система или электропривод. Пневматика только в одном случае подразумевает приложение усилий — при использовании ножного насоса. Переносные воздушные подушки можно накачать от выхлопной трубы или используя компрессор, запитанный от аккумулятора. Подкатные пневматические домкраты обычно используются в сервисных центрах, где давление создают мощные компрессоры.

Модели с электроприводом — самая дорогая разновидность. Вместо человеческих усилий всю работу выполняет электрический двигатель. Как правило, подобные решения оснащены простым пультом управления, где можно отрегулировать подъем до нужного уровня. Для переносных версий источником энергии может быть аккумулятор. Профессиональные модели обычно работают от сети, имея тяжелый мощный привод, поэтому они статичны. Например, классические подъемники в мастерских.

Стоит отметить, что существуют гибридные решения с нестандартным приводом. Например, пневмогидравлические, электрогидравличекие, электромеханические домкраты.

При эксплуатации подъемных устройств не стоит забывать о технике безопасности. В случае поднятия только одной стороны автомобиля, под колеса на противоположной стороне ставят стопорные башмаки. Сам же домкрат, в большинстве случаев, предназначен для поднятия груза, но не его удержания на высоте. Вот почему для фиксации используют опоры-подставки. Особенно, когда нужно работать под автомобилем.

Выбор домкрата. Как выбирать, на что смотреть

Я много лет работаю в индустрии инструментов. Больше 10 лет езжу по миру, смотрю как, что и где делается, какие бывают заводы, технологии и так далее.
Часто вижу как люди выбирают инструмент, спрашивают друг у друга советы, как и что выбрать, кто чем пользовался и на что обратить внимание.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о домкратах.

Типы домкратов: механические, пневматические и гидравлические. И сегодня я рассмотрю тему гидравлических домкратов:

Гидравлические домкраты бывают разных типов и видов. Основные два вида, которые используются чаще всего — это подкатные и бутылочные.

Бутылочный домкрат — отличный способ поднять груз. Грузоподъемность таких домкратов как правило у разных фирм в стандарте идет от 2 до 50 т. Но есть и более мощные домкраты до 100 т и более.
При выборе такого домкрата надо обратить внимание на несколько вещей:
— технические характеристики — грузоподъемность и минимальная и максимальная высота подъема.
Если с грузоподъемностью все более менее ясно (главное не забывать, что погрешность может быть около 10% и брать надо с запасом), то с высотами надо быть внимательным. Очень часто у домкратов есть регулировочный винт. То есть, например, смотрим этикетку, видим гордую надпись 180 — 345 мм, то надо помнить, что поднять за раз с 180 до 345 не получится, так как есть регулировочный винт, который, как правило, выкручивается на 60-80 мм

Читайте также:
Покрасить кирпичную стену

Обязательно надо посмотреть, есть ли перепускной клапан на домкрате. По нашему ГОСТ Р (номер не помню), указано, что наличие перепускного клапана обязательно. И если на домкрате такого нет, то сертификат для него просто купили.
Перепускной клапан домкрата — клапан, который сбрасывает излишнее давление масла, если попытаться перегрузить домкрат. Таким образом, если грузподъемность 3 т, то она и должна быть 3 т, больше такой домкрат поднимать не должен.

Но на нашем рынке встречается товар, который не отвечает таким требованиям. Использование такого домкрата может быть опасно для здоровья. Если Вы попытаетесь поднять им вес более его грузподъемность, то случится может, что угодно, например масло выдавит через резинки и груз упадет, или погнется шток. Случаи бывали разные.

На перепускном клапане, как правило стоит пластиковая заглушка. И на нем написано “do not adjust”. Что переводится как не регулировать. Этот клапан отрегулирован на заводе, и его регулировка может привести к поломке домкрата. На первой фотографии этот клапан расположен справа, от основного клапана.

Также при покупке стоит покачать домкрат и посмотреть на его гидроцилиндр. Заметили на нем сколы, потертости, царапины — проходим мимо. Поверхностные повреждения гидроцилиндра приводят к протечкам и поломкам.

Используют ли бутылочный домкрат для подъема автомобилей? Конечно, используют, но зачем тогда нужны подкатные. Ответ достаточно прост. У бутылочного домкрата достаточно маленькая опора. Из-за ее небольших размеров домкрат может быть не устойчивый. Плюс при подъеме автомобиля, он немного двигается и нагрузка на домкрат получается не вертикальная, а немного смещается. Подкатной домкрат при подъеме заезжает под автомобиль и нагрузка всегда идет вертикально.

Подкатные домкраты можно разделить на большие и маленькие. В английском языке их даже называют немного по разному. Floor Jack — “напольный домкрат” и Garage Jack — “гаражный домкрат”. Чем же они отличаются? Ответ: весом самого домкрата, размерами домкрата, разными высотами подъема и подхвата.

Напольные домкраты — маленькие подкатные домкраты, которые являются самым популярным типом домкратов среди автолюбителей для личных нужд и домашнего использования. Из-за его доступности по цене и удобстве использования.

При выборе такого домкрата стоит обратить внимание на его характестики — грузоподъемность и высоты, а также вес самого домкрата.
Грузоподъемность как правило 2 т. Вес таких домкратов 5,5 — 6,5 кг. Это самые дешевые представители данного типа. Их высота как правило составляет 120-300 мм или 140-320 мм. Первый вариант самые дешевый. Но при использовании такого домкрата создается ощущение, что ему нуууу очень тяжело. И бывают такие казусы — 300 мм, не всегда получится оторвать колесо от земли. Второй вариант более интересен и универсален, а вес такого домкрата как правило 6 — 6,5 кг.

Конечно их часто покупают, они очень популярны, но я бы не рекомендовал. Нет запаса прочности, часто бывает, что реальная грузоподъемность 1,2 — 1,5 т, хотя заявлено 2 т.

Есть более качественные варианты. Их вес составляет 11-14 кг. Грузоподъемность бывает от 2 до 3 т.
Те, что 2 т, также бывают и в кейсах, 3 т поставляются только в коробках (во всяком случае в кейсе не встречал, если есть, то редкость). Как правило высота подъема около 380-420 мм, что намного лучше, чем 300 )))

Гаражные домкраты — это именно те домкраты, что мы привыкли называть подкатными. И то, что мы часто видим в шиномонтажах во всех уголках нашей страны.

Его характеристики это грузоподъёмность обычно 3-4 т и высота подъема и подхвата от 120-130 до 500 мм. Вес таких домкратов как правило от 30 до 40 кг. Надо понимать, что, как правило, чем тяжелее, тем лучше. Значит более толстый метал изделия, размеры домкрата, размер гидроцилиндра.

При выборе такого домкрата нужно учитывать бюджет покупки и обратить внимание на минимальную высоту подхвата.

Специально для любителей “пониже” придуманы низкопрофильные домкраты, с высотой подхвата 80-90 мм.

Ну и чтобы домкрат прослужил Вам долго. Не поленитесь прочитать инструкцию. Масло там как правило обычная “веретенка” или индустриальное масло марки И20 — тоже отлично работает. Также бывают детские болезни в домкрате, которые можно исправить быстро и на месте, без замены каких либо частей. Все это обычно описано в инструкции. Самая распространенная “поломка” — попадание воздуха в систему. Лечится быстро и просто. Открываем клапан (домкрат без нагрузки), вынимаем пробку гидроцилиндра, делаем несколько холостых качков ручкой, ставим пробку на место и вуаля, ремонт окончен.

Ну и напоследок о технике безопасности. Все производители как один в голос утверждают, что домкрат — это устройство для подъема груза, а не для его длительного удержания. Так что не пренебрегайте своей безопасностью, используйте страховочные подставки, ну или хотя бы подложите колесо, которое снимаете, или одеваете. Не залезайте под машину без серьезной страховки в виде опор.

Домкрат. Назначение, виды, характеристики и выбор

Точное позиционирование габаритных деталей по высоте, техническое обслуживание автомобилей с необходимостью подъема его кузова, узлов и агрегатов над опорной поверхностью требуют наличия специально разработанного для этих целей механизма под названием домкрат.

Это устройство знакомо каждому автолюбителю.

Кроме того, большинство его разновидностей можно встретить в сервисных центрах и шиномонтажках.

Назначение и принцип действия домкрата

Основное назначение домкрата – подъем опирающегося на него груза на небольшую высоту.

Читайте также:
Пленочный теплый пол – инновационная система обогрева помещений

Работа механизма наиболее показательна в гидравлических моделях, где в основе лежит принцип сообщающихся сосудов и реализуется закон Паскаля.

Все виды домкратов объединяет одно свойство – использование при работе рычага в том или ином виде.

Для гидравлических моделей это, соответственно, гидравлический рычаг.

По своей сути домкрат – технически несложный механизм.

От других грузоподъемных устройств он отличается мобильностью и тем, что располагается непосредственно под грузом, а при работе не требует вспомогательных устройств, например, цепей или канатов.

  • В строительстве, например, при подъеме частей сооружения, больших блоков.
  • При ремонте автомобилей. Незаменим при выполнении шиномонтажа, где его используют для приподнимания кузова автомобиля, что позволяет освободить колесо от веса транспортного средства.

  • Как подъемник для перемещения, монтажа габаритных деталей и оборудования на опоры.

Каждый из видов домкратов имеет уникальную конструкцию, и создан под выполнение конкретных задач.

Устройство и характеристики

Классический гидравлический домкрат состоит из следующих элементов:

  • Резервная емкость с рычажной системой, посредством которой выполняется нагнетание рабочей жидкости в основной цилиндр.
  • Рабочий цилиндр с поршнем, который поднимается с поступлением достаточного объема жидкости.
  • Подхват – верхняя часть поршня, предназначенная для упора в поднимаемый объект. Этот элемент зачастую дополнен передвигающейся по высоте относительно штока поршня насадкой, предназначенной для предварительного упора подхвата без задействования гидравлической системы.
  • Опорное основание – подошва корпуса.

Кроме того, в конструкции предусматривается наличие нескольких клапанов:

  • Клапан накачки – отвечает за перемещение жидкости из резервной емкости в рабочий цилиндр, блокируя ее обратное движение.
  • Предохранительный клапан – предотвращает перегрузку домкрата. Работает, как перепускной клапан в гидросистеме.

Материал

Тут все зависит от конструкции и грузоподъемности домкрата.

Подкатные модели для легковых автомобилей зачастую алюминиевые, в то время как для грузовых гидравлических вариантов используется закаленная сталь и чугун.

Материал и его толщина напрямую влияют на грузоподъемность механизма в целом.

Размеры, вес и грузоподъемность домкратов

Грузоподъемность домкрата – его основная характеристика, которая определяется конструкцией.

Как правило, чем больше размеры этого механизма, тем большая его грузоподъемность.

Так бутылочная гидравлическая модель с грузоподъемностью 2 тонны при своей небольшой высоте (в среднем 150 — 180 мм) весит 2 – 3 кг.

В это же время рассчитанный на эту же грузоподъемность реечный длинный вариант может иметь высоту до 1 метра и более, а его вес составляет около 10 — 15 кг.

Все упирается в конструкцию и назначение изделия.

Наиболее грузоподъемные среди домкратов – гидравлические, где отдельные модели способны поднимать и удерживать вес до 100 тонн.

Винтовые же обладают наименьшей грузоподъемностью – до 1 тонны.

Ход штока

Еще одна характеристика, которая обязательно учитывается при выборе – высота подъема домкрата.

Представляет она собой максимальное расстояние между верхней точкой подхвата и опорой изделия.

Является суммой следующих характеристик:

  • Высота подхвата – наименьшее расстояние между верхней точкой подхвата и опорой основания. Проводя параллель с автомобилем – его клиренс.
  • Рабочий ход штока – наибольшее расстояние между верхним и нижним положением домкрата (по вертикали).

Ход штока напрямую определяет высоту, на которую возможно осуществить подъем груза относительно первоначальной точки расположения.

Виды домкратов и их цена

По принципу работы различают следующие основные виды домкратов:

Механический

Технически простое подъемное устройство, которым в большинстве случаев комплектуются легковые автомобили. В основе работы лежит приложение механического усилия по перемещению рабочего механизма, например, винтовой шпильки.

Гидравлический

Работает посредством перекачивания в рабочую полость жидкости, например, гидравлического масла или тормозной жидкости. Одноклапанные модели оборудуются исключительно клапаном, препятствующем обратному оттоку жидкости, а двухклапанные варианты дополнительно оснащаются перепускным страховочным клапаном, который предотвращает повреждение самого домкрата в случае превышения допустимой нагрузки.

Пневматический

Подъемный механизм приводится в действие накачиванием в его полость воздуха.

Некоторые модели способны работать от выхлопных газов автомобиля (подключаются к выхлопной трубе), промышленный же воздушный вариант требует наличия производительного компрессорного оборудования.

Электрический

Это больше не вид домкрата, а способ приведения в действие рабочего механизма. Иными словами, даже механические модели, где механическое усилие прикладывает вал электродвигателя, можно считать электрическими. Некоторые модели могут работать от автомобильного прикуривателя.

Электрогидравлический

Гидравлика приводится в действие электроприводом. Яркий пример предыдущего пункта. Некоторые модели оснащаются в дополнение и ручным приводом.

Пневмогидравлический

Гидравлика приводится в действие воздушным компрессором.

По конструкции выделяются следующие типы домкратов:

Ромбический

Инструмент пантографного типа – чистая механика.

Подъемная часть напоминает формой ромб, где каждая сторона подвижно соединяется с соседней.

Боковые противоположные углы смыкаются вращением шпильки, из-за чего верхний и нижний углы расходятся.

Другие названия — трапециевидный домкрат, трапеция.

Цена – от 600 руб.

Таблетка

Гидравлическая часть в виде низкопрофильного цилиндра, подключается к отдельному гидроприводу.

Стоимость начинается с отметки 3,5 тыс. рублей, и зависит от грузоподъемности.

Реечный

В основе лежит зубчатая рейка, по которой движется подъемный механизм. Еще один представитель механики. Цена – от 3 тыс. рублей.

Клиновой

Приводом может выступать механика или гидравлика.

Другое название – разжимной клин.

Стоимость – в районе 10 тыс. рублей и выше.

Бутылочный

Получил название из-за конструкции с резко выделяющимся основным рабочим цилиндром. В основе работы преимущественно гидравлический принцип.

Такой домкрат часто называют телескопическим, так как шток в исходном положении спрятан в цилиндр, буквально, как колена у телескопической удочки.

Бывает одноштоковый и двухштоковый.

Последний вариант носит еще одно название – двухплунжерный, и примечателен он тем, что ход его штока вдвое превышает этот показатель у аналогичной одноштоковой модели.

Иногда встречаются трехштоковые версии.

Цена – от 500 рублей.

Рычажной

В основе конструкции рейка, которая выдвигается посредством качающегося приводного рычага.

Стоимость – 3 тыс. рублей и выше.

Винтовой

Вращение винта преобразуется в поступательное движение подъемной площадки.

Тянущий

Используют в работе тянущее усилие. Для подъема грузов подвешиваются к прочной опоре.

Используются также для стягивания металлоконструкций, частей корпуса судов. Некоторые модели имеют крюк или другой механизм для фиксации груза, установленный прямо на шток. Цепной вариант предполагает крепление крюка (крюков) к штоку за проушину посредством прочных цепей. Стоимость не редко доходит до 100 тыс. рублей и более.

Читайте также:
Проверка работы генератора на автомобиле мультиметром

Подкатный

Классическое исполнение – установленный на станину с колесиками поднимающийся рычаг, оборудованный упорной пятой. Приводится в движение горизонтальным гидравлическим цилиндром.

Такая конструкция получила название “лягушка”.

Еще один вариант – ножничный, где механизм складывается в корпус — станину, подобно ножницам.

В продаже встречаются модели с переключателем режимов подъема и опускания.

Подобный передвижной домкрат используют для работы с автомобилями, бывает коротко-, средне- и длиннобазный, а подбирается в зависимости от глубины расположения пятаков транспортного средства, в которые и упирается подхват при подъеме.

Стоимость – от 1 тыс. рублей.

Домкрат «Сельсона»

Это своеобразная подушка с резинокордной оболочкой, которая при подаче воздуха увеличивается по высоте.

Подобный надувной домкрат стоит достаточно дорого — в районе 30 – 35 тыс. рублей.

По назначению, наиболее популярны следующие домкраты:

Автомобильный. Применяется при ремонте машин, в шиномонтаже.

Кабельный. Грузоподъемный механизм особой конструкции, предназначенный для подъема кабельных барабанов.

Тепловозный. Для подъема товарных и пассажирских вагонов, а также локомотивов.

Путевой. Для подъема отдельных элементов, а также собранной конструкции рельсо-шпальной решетки.

Компенсатор усадки. Винтовой вариант, используемый при строительстве деревянных домов и построек из сруба.

Для мебели. Технически простое изделие в виде рычага, при помощи которого элементы мебели слегка отрываются от пола, а в образованный просвет вставляются так называемые транспортные платформы, входящие в комплект.

Подобные наборы созданы для самостоятельной транспортировки мебели.

Специализированные домкраты

Следующие инструменты используют в основном при ремонте автомобилей:

Опрокидыватель авто

Предназначен для подъема автомобиля с боку, с упором на противоположные установке механизма колеса.

Ремонтная подставка

Также известная, как автомобильная стойка – устройство выполняющее страховочную функцию для дополнительного удержания, поднятого другими устройствами, авто. Подставка опорная под автомобиль предотвращает его падение, жестко фиксируясь на заданной высоте. Для подъема грузов не предназначе

Трансмиссионная стойка домкрат

Используется для установки и демонтажа КПП автомобиля.

Такой трансмиссионный вариант – оборудование специфическое и узконаправленное.

Ямный

Вспомогательный механизм для вывешивания осей авто на яме или ножничном подъемнике. Другое название — канавный домкрат.

По конструктивным особенностям различают:

  • Двухступенчатыйс двумя подхватами, расположенными на разной высоте. Такой двухуровневый механизм бутылочного типа комбинирует в себе классический и низкоподхватный домкрат, описанный ниже.

  • С низкой лапой — имеет минимальную высоту подхвата, вплоть до 20 и менее миллиметров. Характерная особенность – выступающая в сторону подхватная лапа, которая подцепляет груз под его нижний край. Отсюда еще одно название — зацепной домкрат.
  • Низкопрофильный – для поднятия авто с небольшим клиренсом.

Исключительно условно домкраты можно разделить на:

  • Бытовые– относительно дешевые модели, предназначенные для подъема грузов с небольшим весом, в частности – легковых автомобилей. Это так называемые гаражные домкраты – недорогие механизмы, позволяющие производить самостоятельный ремонт транспортных средств в домашних условиях, включая замену колес. В общем речь идет о бюджетных изделиях.
  • Профессиональные– гидравлические усиленные конструкции, предназначенные для быстрого подъема легких и тяжелых грузов. Используются в современных сервисных центрах, ремонтных мастерских и даже на промышленных предприятиях. Сюда входят и узкоспециализированные модели.

Аксессуары

К домкрату в свободной продаже можно найти различные аксессуары, например, резиновую накладку на подхват, опору и адаптер.

Последний представляет собой две опорные площадки, закрепленные на планке, которая, в свою очередь, устанавливается на штоке.

Это своеобразный домкратный “разветвитель”.

Преимущества и недостатки разных домкратов

У каждого типа домкратов есть плюсы и минусы, которые и определяют целесообразность их использования в конкретных ситуациях:

  • Реечные – подходят для работы с низко расположенными грузами, но неустойчивы, имеют небольшую площадь опоры, а также неудобные габариты. Для подъема автомобиля, последний должен иметь специальные выемки в днище.
  • Ромбические винтовые – компактные в сложенном состоянии, надежные, устойчивые. Но для них характерна небольшая высота подъема.

  • Гидравлические – устойчивые, компактные и удобные, обеспечивают быстрый и легкий подъем груза. Кроме того, обладают большим показателем КПД, имеют высокий показатель грузоподъемности. Но требуют регулярного техобслуживания, имеют непродолжительный срок службы, и не способны поднимать груз на большую высоту.
  • Пневматические – простые в эксплуатации, устойчивые на любом грунте. Одновременно подушки легко повреждаются о режущие или острые предметы. При использовании сжатого воздуха требуют отдельного компрессора.

Выбор домкрата следует производить исходя из того, какие именно задачи планируете решать с помощью этого инструмента.

Механический винтовой домкрат — виды и особенности применения

Винтовой домкрат представляет собой механизм, главная цель которого заключается в поднятии и фиксировании грузов на высоте. Отличие его от иных механизмов заключается в установке винтового механизма непосредственно под грузом, что позволяет исключить необходимость в использовании дополнительных инструментов. Подъём груза осуществляется посредством винтов.

Конструкция и виды винтовых домкратов

Огромное число людей полагает, что механические винтовые домкраты необходимы только для смены автомобильных колёс, и даже не догадываются о том, что посредством таких устройств перемещаются пролётные строения мостов.

Удерживаются в необходимом положении корпуса тяжёлых автомобилей, сдавливаются мощнейшие пружины, перемещаются сквозь грунт стальные трубы. Конструкция винтовых устройств незамысловата, они отличаются своей надёжностью.

По виду приложения усилий, винтовые изделия разделяются на следующие:

  • ручные;
  • оснащённые электроприводом.

По своей конструкции:

  1. Гидравлические.
  2. Винтовые.
  3. Реечные.
  4. Пневматические.

Винтовые домкраты относятся к несложным и мощным механизмам. Принцип их действия заключается в превращении вертящего момента в поступательное перемещение. Главными элементам этих приспособлений является пара «винт-гайка» и редуктор червячного типа.

Редуктор подаёт вертящий момент к гайке, где он, преобразовавшись в поступательное движение, производит подъём груза. В более усовершенствованной модификации — домкратах с шариково-винтовой передачей (ШВП) к паре «винт-гайка» добавляются дополнительные шарики либо ролики.

Добавление дополнительных элементов позволяет повысить КПД такого устройства путём снижения фрикционного сопротивления, увеличить время эксплуатации и быстроту поднимания груза. Однако, стоимость такого механизма несколько выше, чем у обычного винтового приспособления.

Читайте также:
Ремонт шарового крана: видео-инструкция по монтажу своими руками, как отремонтировать смеситель на кухне, цена, фото

У винтовых и механизмов с ШВП имеются свои достоинства. Сначала был разработан домкрат винтовой. Затем, когда понадобилось поднимание грузов со всё большей массой, были изобретены устройства, базирующиеся на группе домкратов с электроприводом.

Установка группы таких изделий, работающих одновременно и синхронно, позволяет производить поднимание грузов большой массы, осуществляя их в перемещение посредством симметричной трансмиссии.

Вертикальные механические устройства

Устройство винтовых домкратов вертикального типа было разработано ещё 30 лет назад и с тех пор практически не претерпело изменений. Основными конструктивными элементами этих устройств считаются винт и корпус, изготовленный из стали. Грузоподъёмность их невелика — до 1 тонны.

Основные преимущества вертикальных приспособлений:

  • Приложение незначительного усилия на рукоятку, стабильность нагрузки.
  • Значительный рабочий ход.
  • Существенная высота поднятия.
  • Небольшая масса.
  • Невысокая стоимость.

Минусы вертикальных конструкций:

  • маленькая площадь опирания и как следствие, невысокая устойчивость;
  • крупные размеры;
  • возможность применения только при подъёме автомобилей, оснащённых особыми проушинами.

Для страховки от «подлома» вертикального домкрата, опытные автолюбители рекомендуют дополнительно подлаживать под кузов поднятого автомобиля бревна, кирпичи или иные подходящие предметы.

Стоечные механические домкраты

Конструкции стоечно-винтовые выпускаются с одним или с двумя винтами и способны осуществлять поднятие грузов массой до 3 т. Принцип работы одновинтовых изделий идентичен вертикальным. А у двухвинтовых в качестве опорной гайки служит корпус.

В первый винт, с более крупным диаметром, вкручен другой винт, имеющий крупную резьбу. Во время вращения ручки выносится винт большей окружности, а из него — винт с меньшим диаметром, чем увеличивается высота поднятия груза.

Стоечные винтовые конструкции обладают отличной устойчивостью, обладают жёсткой конструкцией. К изъянам можно отнести серьёзный вес, а для домкратов с одним винтом — ещё и относительно небольшую высоту подъёма.

Рычажно-винтовые приспособления

Домкраты рычажно-винтовые относятся к многофункциональным устройствам и применяются для подъёма автомашин массой до 1 т. Главные элементы конструкции — винт, верхний и нижний рычаги.

На верхнем рычаге размещены подхват и гайка, а на нижнем — винтовой упор и опорная площадка. Угол между рычагом с подхватом и рычагом с опорной площадкой изменяется путём вращения ручки.

Достоинствами таких устройств считаются относительно небольшая масса, низкая стартовая высота и значительный рабочий ход. К минусам можно отнести низкую устойчивость и малую жёсткость конструкции.

Винтовые механические ромбические устройства применяются для подъёма машин массой до 2 т. В комплект несущего компонента включены четыре рычага, которые соединены при помощи шарниров, расположенных ромбом.

Опускание и поднятие приспособления осуществляется путём изменения углов ромба. Винтовые домкраты обладают жёсткой конструкцией и большой поверхностью опоры, универсальны в использовании. Недостаток один — это малый рабочий ход.

Ромбические домкраты

Ромбические механизмы производятся не только с механическим, но ещё и с гидравлическим электро — либо ручным приводом. Эти устройства способны поднимать груз весом до 1,5 т.

Конструкция их отличается надёжностью, малыми размерами и значительной высотой поднимания груза. Единственным недостатком является достаточно высокая стоимость.

Изделия комбинированные рычажно-винтовые являются своеобразным соединением рычажного и ромбического домкратов. Такие домкраты не габаритны, обладают малой начальной высотой. Недостатка два — это низкая устойчивость и недостаточная жёсткость конструкции.

Описанные виды винтовых механических изделий можно отнести к устройствам преимущественно для бытового использования, однако, у каждой разновидности можно подобрать и модели, отличающиеся своей мощностью. Так, винтовой механизм, применяемый в строительстве, обладает большими габаритами и способен поднимать в десятки раз больший вес.

Выбирать подходящее устройство нужно, отталкиваясь не только от планируемых объёмов работ, но и проводя необходимые подсчёты.

Выбор винтовых подъёмных механизмов

При выборе домкрата, сначала необходимо определиться, хватит ли собственных сил при использовании приспособления механического или необходим электрический привод. Для поднятия груза вручную расчёты не нужны, а вот при постановке более серьёзных задач следует сделать расчёт винтового устройства.

Расчёт сводится к тому, чтобы верно вычислить требуемую мощность конструкции. На страницах, имеющихся в сети сайтов, располагаются калькуляторы, при помощи которых можно провести расчёт. Но при подборе домкрата также нужно рассматривать и их главные характеристики: высоту подъёма и подхвата, рабочий ход.

Для приспособлений гидравлических будет иметь влияние и передаточное число, от которого зависит усилие на рукоятку, а также мощность электродвигателя. Самые распространённые домкраты среди автолюбителей – механические.

Они отличаются простотой конструкции, низкой стоимостью и нетребовательны к условиям перевозки и хранения. Также они легко поддаются ремонту, в отличие от гидравлических.

Но наиболее популярными изделиями являются, все же, ромбические, так как подавляющее большинство автомашин российского изготовления оснащаются именно такими устройствами. Однако случается и такое, что необходимо купить новое устройство на замену, отслужившего свой срок, старого.

При покупке нужно точно знать массу своей машины и подбирать домкрат с соответствующей грузоподъёмностью. Приобретать устройство следует с небольшим запасом и не забывать о том, что более мощные механизмы обладают большей массой и габаритами, для них требуется больше свободного места в багажнике или в гараже.

Лучше всего приобретать устройства отечественного производителя, так как по сравнению с иностранными аналогами отличие в функциональности незначительное, а стоимость гораздо ниже. К тому же сервисные центры для импортных устройств имеются не во всех, даже крупных городах.

Если под днищем машины имеется достаточно ровная площадка, то в принципе подойдёт любой домкрат, но коль имеются впадины под какой-либо конкретный тип устройства, то придётся искать только такую конструкцию.

Для поднятия автомобиля в гаражных условиях подойдёт практически любая модель с электроприводом как гидравлическая, так и механическая. Для использования домкрата в полевых условиях лучше выбирать механическую модель с ручным приводом.

Что в машину, что в гараж: выбираем автомобильный домкрат

Пока на наших дорогах не перевелись гвозди, шурупы и прочие предметы, способные выпустить воздух из шины, домкрат в большинстве автомобилей еще долго будет востребован в качестве незаменимого помощника водителя. Шины, выполненные по технологии Runflat, – удел дорогих и престижных авто, весьма часто не комплектуемых запасным колесом. У нас же куда надежнее наличие в багажнике набора из балонника, “запаски” и домкрата, который гарантирует, что пробитая шина не станет камнем преткновения в пути.

Автопроизводители, естественно, в курсе вопроса, и новые авто для наших широт “запаской” (“докаткой”) и домкратом комплектуются уже с завода. Но если машина с рынка, а продавец сильно “хозяйственный”, то после покупки вполне может оказаться, что за домкратом нужно идти в магазин или на тот же рынок. Что же приобрести?

Читайте также:
Популярная перепланировка — перенос кухни в другое место

Предложений много: от просто механических подъемных устройств до гидро- и пневмодомкратов, рассчитанных на серьезный вес и профессиональное применение. А еще есть домкраты, рассчитанные на определенные целевые группы типа охотников/рыболовов, часто использующих внедорожники, и на непосредственно фанатов езды по бездорожью, для которых Hi-Jack, лебедка и стропа все равно что для хирурга скальпель. Как и что выбирать в этом многообразии, читаем в обзоре ABW.BY.

Вариант первый – домкрат в машину. Если у вас обычная легковушка малого или среднего класса, вполне можно обойтись обычным механическим домкратом. Лучше всего начинать искать его на “разборках” одноименных марок и моделей машин. Покупка обойдется недорого, а в вашем авто пропишется домкрат, шедший в заводской комплектации. Для замены колеса в пути его вполне хватит.

Если заводской вариант найти не удалось, есть универсальные механические домкраты, предлагаемые в качестве альтернативы, но тут нужно учитывать некоторые нюансы. Среди них такие важные для домкрата характеристики, как высота подхвата, грузоподъемность и собственно высота подъема автомобиля.

Высота подхвата – это расстояние, с которого домкрат способен начинать подъем автомобиля. В большинстве случаев она равна высоте домкрата. Данный параметр весьма важен для автомобилей, у которых опорная точка под домкрат расположена низко над поверхностью, на которую будет опираться подъемное устройство.

С грузоподъемностью домкрата вроде бы все понятно, нужно лишь отдавать себе отчет в том, что в полевых условиях домкрат будет поднимать не весь вес автомобиля, а лишь его часть, а также что менять колесо, вероятнее всего, придется без подпорки. При этом не исключено, что для снятия со ступицы пробитого колеса, особенно после зимней эксплуатации, его нужно будет пару раз сильно ударить. Отсюда вывод – домкрат не должен работать на пределе своих возможностей. Опытные автомобилисты, подбирая грузоподъемность домкрата, обычно делят массу автомобиля на три, а то и на два, а не на четыре, как подсказывает логика.

Высота подъема тоже важная характеристика, так как для популярных нынче кроссоверов обычного легкового домкрата может попросту не хватить для отрыва колеса от земли. Тут, конечно, на помощь могут прийти доски либо резиновые проставки типа хоккейной шайбы, но лучше этот момент предусмотреть еще в ходе подбора домкрата.

Еще одна особенность механических домкратов кроется в их конструкции. Она может быть ромбовидной, либо Г-образной, либо вовсе как у классических “жигулей” и старых Mercedes. Преимущество первой – в незначительном смещении кузова/рамы автомобиля в горизонтальном направлении и достойные показатели устойчивости. За вторую – легкий вес и компактность, но необходимы навыки по установке подобного устройства, так как при подъеме оно смещает кузов автомобиля в строну его продольной оси. Третьи же и вовсе нормально работают лишь с машинами, имеющими специальные поддомкратники.

Второй тип домкратов – гидравлические, в которых в качестве рабочего тела используется жидкость. Поднимать они способны гораздо больше механических, поэтому активно применяются владельцами тяжелых машин и коммерческого транспорта. С высотой подхвата, грузоподъемностью и высотой подъема рекомендации здесь те же, что и у механических домкратов, а вот на конструкции и габаритах стоит остановиться отдельно.

Гидравлические домкраты бутылочного типа компактны и удобны в применении, особенно в условиях ограниченного пространства. Их ахиллесова пята – высокий вес и необходимость использования подпора на случай, если не выдержит один из клапанов, регулирующих распределение жидкости. А еще перевозить их во избежание течей рекомендуется в вертикальном положении. В остальном выбор подобного домкрата и для гаража, и в качестве машинного домкрата не на каждый день практически идеален при условии, что вас устроила высота подхвата.

Подкатные домкраты большей частью удел профессионалов. Их основной козырь – удобство использования при наличии достаточного пространства. Они не компактны, зачастую весят еще больше собратьев бутылочного типа, зато очень удобны и практичны при частом использовании, скажем, в шиномонтажах или мелких автомастерских. Многие современные модели подобных домкратов уже в своей конструкции имеют механические упоры-ограничители, которые предотвращают непроизвольное складывание домкрата, если из строя выйдет гидравлика, их вполне можно использовать без дополнительных подставок под авто при осуществлении длительных ремонтов подвески, суппорта или ступичного узла. Возить подобный девайс в автомобиле, безусловно, можно, но не очень рационально. Места он займет много, просто замена колеса в дороге того не стоит.

Реечные механические домкраты для любителей активного автомобильного отдыха заслуживают отдельного упоминания. Основное их достоинство помимо потенциальной возможности мелкого ремонта или замены того же пробитого колеса – возможность высокого подъема застрявшего автомобиля над препятствием. Отсюда и название Hi Jack, и использование домкрата в качестве элемента лебедки. Среди его достоинств – высокая грузоподъемность и большая высота подъема. К недостаткам стоит отнести большие габариты, высокий вес и необходимость наличия специальных навыков по работе с подобными устройствами.

Пневмодомкраты, в которых в качестве рабочего вещества используется воздух, к слову, в отличие от жидкости имеющий возможность сжиматься, наименее популярный и распространенный вид домкратов, особенно среди любителей. Здесь я бы остановился на домкратах-подушках, надуваемых с помощью либо компрессора, либо выхлопных газов автомобиля. На их стороне – малый вес, скромные габариты и большие опорные поверхности, но минусов куда больше. Это и возможность сжатия воздуха, и потенциальная возможность повреждения самого воздушного резервуара выступающими металлическими частями кузова, болтами или ветками и камнями на земле, из-за чего подушку подобного домкрата, прежде чем надуть, кладут не на землю, а на заботливо подложенный салонный коврик, а второй ковер располагают между подушкой домкрата и кузовом. Ремонт и замена колеса с их применением возможны лишь при использовании дополнительных упоров для автомобиля. Истинная же их стихия – бездорожье, когда машину нужно вызволить из грязевого плена либо когда вывешенными оказались сразу несколько ведущих колес, остро нуждающихся в том, чтобы под них положили сэнд-траки или просто бревно.

Читайте также:
Скрипит компьютерное кресло: причины, способы устранения, профилактика

В заключении несколько слов о стоимости домкратов. На белорусском рынке подавляющее большинство из них имеет китайское происхождение независимо от марки и размера.

Стоимость механических ромбовых домкратов – 300.000-600.000 руб., выбор их более чем обширен.

Двухтонные домкраты бутылочного типа обойдутся покупателю от 220.000, 5-10-тонные – 400.000-500.000 рублей. Если поднимаемая масса исчисляется десятками тонн, готовьте 2-3 млн.

Цены на двухтонные подкатные домкраты стартуют с 550.000-570.000 руб., далее ценник зависит и от грузоподъемности, и от высоты подъема, и от упоминавшейся выше возможности механической фиксации домкрата. Про “аппетиты” продавцов тоже не забываем. В итоге верхняя планка для двухтонного домкрата – 1,5 млн. Вот такая “вилочка”. По словам же бывалых шиномонтажников, высокая цена вовсе не гарантирует качества, как, впрочем, и цвет домкрата. На шиномонтажах подкатный домкрат – расходный материал. Профессиональное оборудование стоит намного дороже (около 200 у.е. за домкрат), окупить его в наших реалиях весьма непросто.

Реечный аналог Hi-Jack обойдется покупателю от 1,5 млн рублей, но если хотите поднимать много (4 т) и высоко (до 1,5 м), готовьте вдвое больше, и тогда производитель будет не из Китая, а из США.

Подушка-домкрат, надуваемая выхлопными газами, у белорусских продавцов редкий товар. В РФ ее стоимость эквивалентна 100 у.е.

Что приобрести – решать покупателю. Но чтобы выбор был осознанным, в первую очередь важно понять, зачем вам домкрат, как часто вы испытываете в нем необходимость, какое количество денег он вам сэкономит за год-два эксплуатации, например, при “переобувке” зимних шин на летние и наоборот.

Пионы

Пион (Paeonia) относится к монотипному роду многолетних травянистых растений. Этот род является единственным в семействе пионовые. Видов таких растений насчитывается примерно 40. Среди них есть травянистые, древовидные, а еще виды, соединяющие в себе признаки и древовидных и травянистых. В природных условиях такие растения можно повстречать в субтропических и умеренных областях Евразии, а также Северной Америки. Впервые культивировать пионы начали больше 2 тыс. лет назад и это произошло в Китае в эпоху Хань. Это растение получило свое название в честь знаменитого врачевателя, которого звали Пеан. Он мог вылечить как простого человека, так и бога от любых смертельно опасных ранений, которые появлялись в результате ожесточенных сражений. Наибольшей популярностью у садоводов средних широт пользуются пионы травянистые. Они обладают крупными невероятно красивыми и душистыми цветками. Они распускаются в последний весенний месяц и украшают кусты примерно 6 недель. Именно о них будет рассказано ниже.

Особенности пионов

Пионы бывают полукустарниковые (древовидные), кустарниковые, а также травянистые. Высота кустиков может достигать 100 сантиметров. На достаточно большом корневище, располагаются мощные шишкообразные корешки. Побегов несколько. Очереднорасположенные непарно перисторазделенные либо тройчатые листочки окрашены во все цветовые оттенки сизого, зеленого, а также темно-фиолетового. Одиночные цветочки очень крупные (диаметр около 15–20 сантиметров), они прекрасно смотрятся как на кустике, так и в срезке. Такое растение отличается некапризным характером и за ним очень легко ухаживать. Благодаря своей эффектной листве даже после того как цветение закончится, пионы будут радовать своей красотой еще до самой осени. Такие растения прекрасно растут и развиваются на одном и том же месте в течение нескольких десятилетий. На сегодняшний день благодаря селекционерам на свет появилось более 5 тыс. разнообразных сортов. Они в большей своей части были выведены благодаря скрещиванию пиона лекарственного и пиона молочноцветкового. Отличие сортов заключается в цвете и величине цветков, в продолжительности цветения, а также в высоте и очертании кустика.

Посадка пиона в открытый грунт

Как сажать пионы

Выращивание таких растений довольно не хлопотное занятие, которое не отнимет у вас большого количества времени. Стоит особое внимание обратить на выбор подходящего для посадки участка, так как пионы будут расти на нем довольно продолжительное время. У взрослого куста корни уходят глубоко (около 70–90 сантиметров) в грунт и в связи с этим после того, как пион достигнет возраста 4 либо 5 лет, пересадить его на новое место будет достаточно затруднительно. Следует выбрать освещенный участок, причем данные растения нуждаются в прямых лучах солнца в течение 5–6 ч, при этом обязательно до обеда. На сквозняк растения реагируют крайне негативно, в связи с этим их рекомендуется высаживать под высокие кустики либо деревья. Не рекомендуется для посадки выбирать низины, так как на корневой системе может образоваться гниль из-за застоя жидкости в почве.

Пионы отлично растут на суглинке, кислотность которого равна 6–6,6 рН. Если земля чересчур глинистая, то ее можно исправить внесением песка, торфа и перегноя. В песчаную землю надо внести глину, торф, а также перегной. В торфяной грунт следует внести древесную золу, песок, а также органику.

Посадка пионов осенью

Посадку и пересадку таких цветов проводят в последние августовские и первые сентябрьские дни. Ямку следует подготовить за 7 дней до посадки, при этом она должна иметь размеры 60х60х60. Расстояние между ямками не должно быть меньше 70–100 сантиметров. На дне нужно сделать хороший дренажный слой, высота которого должна быть равна 20–25 сантиметрам. Его делают из битого кирпича либо щебня, а также крупнозернистого песка. После этого всыпается питательная смесь, в состав которой входит перегной, 200 грамм суперфосфата, 300 грамм древесной золы, компост, 100 грамм извести, 100 грамм сульфата калия, при этом слой должен быть от 20 до 30 сантиметров высотой. Поэтом в ямку всыпают почву, перемешанную с компостом. Перед посадкой грунт осядет, и вы сможете поместить в ямке корневище растения. Затем его засыпают садовой почвой и немного утрамбовывают. Следует помнить, что заглублять пион при посадке нельзя, потому что в этом случае он будет иметь густую листву, но цвести не станет. Если вы желаете, чтобы ваши растения были усыпаны цветами, в этом случае вам надо заглублять корневище таким образом, чтобы верхняя почка находилась на глубине от 3 до 4 сантиметров, не больше. Также не стоит забывать, что пересаженное растение в первый год не образует цветки и имеет вялый вид. Может случиться и такое, что и в последующий год цветение также не наступает. Пугаться не стоит в том случае, когда кустик внешне не имеет признаков заболеваний. Проблема может заключаться в том, что пион просто не дозрел.

Читайте также:
Натяжные и бесшовные потолки: сходства и отличия

Посадка пионов весной

Как правило, в весеннее время такие растения не сажают. Если же именно весной у вас появился отменный посадочный материал, то его специалисты советуют сохранить не высаживая в открытую почву. Для этого его высаживают в горшок объемом от 2 до 3 л и переносят в затемненное прохладное место (погреб, подвал). При этом субстрат в горшке должен быть все время слегка увлажненным. Опытные цветоводы советуют для этого на поверхность субстрат выкладывать куски льда либо снег, в процессе таяния он будет охлаждать и увлажнять почву. В последние апрельские дни либо в мае пион нужно перенести в сад и в выкопанную ямку поместить его прямо с горшком. Затем все закапывают. В осеннее время его пересаживают вместе с комом земли (способом перевалки) на постоянное место.

Уход за пионами в открытом грунте

Уход за пионами осенью

В осеннее время наступает пора посадки и пересадки такого растения. В том случае, когда пересадка и посадка не проводится, надо просто обрезать пожухлые листочки и побеги. Обрезанные части растения рекомендуется сжечь, так как в них могут присутствовать вирусы, вредители и бактерии. То, что осталось от побегов, рекомендуется присыпать древесной золой, при этом на 1 кустик берется 2 либо 3 пригоршни.

Уход за пионами весной

Поливать пионы нужно не слишком часто. На 1 взрослый кустик уходит 20–30 л воды, так как она должна проникнуть на ту глубину, на которой залегает система корней. Особо такие растения нуждаются в поливе в начале весны, во время интенсивного роста, а также в период формирования бутонов и цветения, а еще в августе-сентябре, так как именно в это время происходит закладка молоденьких почек. Когда растение будет полито, то нужно прорыхлить поверхность грунта и при наличии сорной травы обязательно удалить ее. Полив следует производить под корень, чтобы жидкость не оказывалась на поверхности листовых пластин.

Как подкармливать

После того как полностью сойдет снежный покров, почву около кустиков следует пролить дезинфицирующим раствором. Для его приготовления надо в ведро воды всыпать от 2 до 3 грамм марганцовки, этого объема раствора хватит для полива 2 кустиков. В начале периода интенсивного роста пионы подкармливают раствором аммиачной селитры (на ведро воды 15 грамм вещества). С 8 мая цветы нужно поливать по листве из лейки с ситечком раствором полного минерального удобрения, в дозировке указанной на упаковке. Проводят такую подкормку 1 раз в 30 дней. В питательный раствор рекомендуется всыпать обычный порошок для стирки (на ведро воды 1 ст. л.). В этом случае раствор будет задерживаться на листочках, а не просто стекать в почву. Подкармливать таким способом пионы следует вечером либо в облачный день. Когда будут формироваться бутоны и во время цветения, надо подкармливать растения раствором, состоящим из 7,5 грамм аммиачной селитры, 10 грамм суперфосфата, 5 грамм калийной соли и ведра воды. Спустя полмесяца после того как пион отцветет, в почву вносят удобрение, состоящее из ведра воды, 5 грамм калийной соли и 10 грамм суперфосфата. Возможна поочередная подкормка минеральными и органическими удобрениями. При этом их можно всыпать в сухом виде в предварительно подготовленную бороздку, идущую вокруг кустика. Затем удобрение увлажняют и заделывают в грунт.

Летом, когда цветение закончится, растение надо будет лишь своевременно поливать, не забыть внести удобрения после окончания цветения, вовремя рыхлить почву и удалять сорняки.

Обрезка

Полностью срезать стебли необходимо в осеннее время, когда наступят первые заморозки. Если же вам нужно сделать это раньше указанного времени, то после того как вы срежете побеги, над поверхностью почвы должны возвышаться их остатки, на которых обязательно должны остаться 3–4 листовые пластины. А все потому что в конце летнего периода у таких растений закладываются почки замещения, а для того чтобы это закончилось успешно, на кустике обязательно должно быть несколько листочков. Во время срезки цветков необходимо помнить, что обязательно нужно оставить часть побега с несколькими листочками.

Пересадка пионов

Когда пересаживать пионы

В дикой природе данные растения способны на одном месте расти больше 50 лет. Те гибридные сорта, которые были созданы с использованием пиона лекарственного, можно выращивать на одном и том же месте не дольше 10 лет. Затем кустик необходимо выкопать, поделить и посадить на новое место. А еще таким образом можно быстро и легко размножить пионы. Но стоит помнить, что для размножения подходят только те кустики, которым не меньше 4 либо 5 лет, при этом они должны 1–2 раза полноценно отцвести. Помните, что чем старше растение, тем более мощное и разросшееся у него корневище. Поэтому, чтобы упростить себе процесс пересадки и не допустить снижения качества цветения, пересаживать и при этом разделять кустики, опытные садоводы советуют 1 раз в 3 либо 4 года. Пересадку следует проводить в первый осенний месяц.

Осенняя пересадка

В осеннее время следует аккуратно окапать кустик, при этом отступив от корневища по 25 сантиметров. После этого его аккуратно расшатывают при помощи вил и вытаскивают из грунта. Удалите с корневой системы остатки земли, воспользовавшись колышком, а затем помойте его. Струя воды не должна быть очень сильной, так как это может способствовать травмированию нежных почек-глазков. Зеленую часть следует срезать практически до корня. Корень нужно положить на открытый воздух и оставить на некоторое время. За это время с него должна стечь вода, а также корневище станет подвявшим и приобретет больше эластичности. Старые, достаточно толстые корешки нужно обрезать, оставив от 10 до 15 сантиметров. Срез надо делать под углом в 45 градусов. Проведите тщательный осмотр корневища и только после этого начинайте его делить. В старый кустик рекомендуется воткнуть в середку клин, вогнав его при помощи молотка. В результате корневая система сама разделится на несколько частей. Зачастую в средней части корневищ старых кустов имеются пустоты, а также гниющие участки. Их следует хорошенько прочистить и провести дезинфекцию крепким раствором марганцевого калия. После этого места срезов следует обработать фунгицидом. На каждой из деленок должна иметься часть коревой шейки с развитыми 3 либо 4 глазками, а также необходимо присутствие нескольких корешков. Старайтесь деленки делать приблизительно равными по величине. Так, слишком крупные деленки могут длительное время болеть, а мелкие ― быстро погибают.

Читайте также:
Простой самодельный обогреватель своими руками

Как пересаживать пионы

Деленки сажают точно так же, как и сами растения. А данный способ посадки описан выше. На поверхность земли, где были посажены пионы, следует насыпать слой мульчи, который должен быть около 7 сантиметров, для этой цели прекрасно подходит торф. Убрать слой мульчи нужно будет лишь после того, как росточки пионов, имеющие красный окрас, в весеннее время пробьются сквозь него. Пересаженные цветы в течение 2 лет будут формировать корневую систему, и для того чтобы этот процесс был успешным, нужно не допускать его цветения. В течение первого года после посадки надо удалять абсолютно все бутончики. А на второй год следует оставить всего 1 бутончик. Когда он «лопнет», вам следует обрезать его, как можно короче. Это нужно для того, чтобы рассмотреть насколько данный цветочек соответствует своему сорту. В том случае, когда вы увидели, что соответствие не совсем полное, надо будет удалять бутончики на протяжении третьего года, оставив лишь 1 из них. Так, придется поступать до тех пор, пока цветок не будет полностью соответствовать своему сорту. Проявите терпение, потому что это может случиться как на третий, так и на пятый год после посадки.

Способы размножения пионов

Размножение пионов семенами

Пион можно размножить деленками, и об этом подробно рассказано выше. Так же для этого можно использовать семена. Однако семена часто не сохраняет свои сортовые качества, поэтому данный способ используют лишь селекционеры. А еще минусом данного способа является то, что первое цветение может наступить лишь на 4–5 год жизни. При желании попытаться вырастить новый сорт, высев семян, которые должны быть свежими, надо провести в августе непосредственно в рыхлую почву. Их росточки покажутся в следующем весеннем периоде.

Размножение корневыми черенками

Такой способ размножить пионы является наиболее надежным. В июле необходимо произвести отделение не очень большого отрезка корневища, на котором располагается спящая почка. Затем его сажают. Укоренение должно завершиться уже к сентябрю. Однако этот способ хорош лишь для тех, кто никуда не спешит. Дело в том, что развитие такого пиона происходит крайне медленно. Так, первые цветки на нем появятся лишь в пятилетнем возрасте.

Пионы после цветения

Что делать когда пионы отцвели?

Как правило, цветение заканчивается в последние майские либо первые июньские дни. Уберите с кустика все завядшие цветочки, а через полмесяца подкормите растение калийно-фосфорным удобрением. После этого обеспечьте цветку систематический полив. С наступлением августа следует увеличить полив, так как пион в это время нуждается в большем количестве влаги, потому что у него наблюдается закладка замещающих почек.

Подготовка к зимовке

После того как начнется пожелтение листвы и побегов, надо поливать пион с каждым разом все меньше и меньше. После того как начнутся заморозки, следует срезать часть растения, находящуюся над поверхностью почвы. При этом стебли после срезки должны быть практически невидны. В то случае, если в осеннее время вы производили посадку либо пересадку пионов, то поверхность почвы над корневищами следует замульчировать. Слой мульчи должен быть около 5–7 сантиметров и использовать в данных целях рекомендуется торф. В этом случае еще не набравшие сил пионы очень хорошо перенесут зимовку. После появления в весеннее время первых росточков слой торфа рекомендуется удалить.

Зимовка

Зимуют данные растения в открытом грунте. Взрослые экземпляры являются морозоустойчивыми, а молоденькие ― рекомендуется на время зимовки накрывать.

Вредители и заболевания

Наиболее часто данные цветы болеют серой гнилью (ботритисом). Как правило, данная болезнь развивается в середине мая. Узнать о ее наличии можно по гниющим побегам, но также поражаться могут и остальные части растения, при этом на их поверхности появляется сероватая плесень. Развитие серой гнили может спровоцировать большое количество азота в почве, затянувшиеся дожди, а также слишком тесная клумба. Пораженные участки пиона следует вырезать и уничтожить (сжечь) вдали от иных растений. В профилактических целях рекомендуется обработать растение раствором медного купороса (на ведро воды 50 г вещества), а также можно использовать и чесночную воду (на ведро воды 10 г давленных чесночных зубков). Обрабатывать следует сам кустик, а также поверхность грунта вокруг него.

Редко растение заражается мучнистой росой. Эта грибковая болезнь поражает листочки растения. Узнать о наличии болезни можно по беловатому налету на поверхности листовых пластин. Избавиться от данного заболевания можно с помощью мыльного раствора. Для его приготовления надо соединить ведро воды, 20 грамм медного купороса и 200 грамм хозяйственного мыла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: