Почему канализационные люки круглые: почему крышки делают не квадратные

Почему канализационные люки круглые: особенности, требования и интересные факты

Довольно часто при приеме на работу у кандидата на какую-либо должность интересуются, почему канализационные люки круглые. Это весьма неожиданный вопрос, который застает врасплох человека, и он начинает думать над ним. Так можно быстро определить мышление человека, оценить его уровень интеллекта и возможность выкручиваться из сложных ситуаций. Если человек заминается, долго об этом думает и выдает совершенно нелогичный и неправильный ответ, то можно судить о его неспособности креативно и быстро мыслить. Но на самом деле интересно, почему канализационные люки круглые, а не квадратные. Есть разные теории и варианты ответов. Попытаемся в них разобраться.

Крышка люка

Крышка – это составная часть люка смотрового колодца, которая должна обязательно присутствовать. К тому же она должна быть удобной и эргономичной, не должна грохать при наезде на нее колесом автомобиля. В ней также есть небольшое отверстие, сквозь которое можно проверить загазованность колодца.

При всем этом крышка чаще всего выполняется из чугуна и является очень тяжелой. Ее большой вес оправдан сложностью воровства, однако именно благодаря столь большому весу ее часто воруют для последующей сдачи на металлолом. И хотя Законом на пунктах приема металлолома запрещено принимать канализационные люки, воров это не останавливает. Кто-то их вообще использует в быту для разных целей.

Впрочем, сейчас не об этом. В большинстве стран действительно крышки выполнены в круглой форме, однако есть исключения. В некоторых штатах США и даже в Индии они выполняются в форме квадратов и треугольников. Поэтому нельзя утверждать, что все крышки на канализационных люках круглые. Почему чаще всего встречается именно круглая форма? Как уже было сказано выше, есть разные версии.

Логичная версия

Самая первая версия объясняет форму крышек экономией. Дело в том, что именно круглая форма с минимальными затратами позволяет создать такое отверстие, в которое бы легко пролез человек. К примеру, для свободного проникновения человека к колодцу через квадратный люк отверстие пришлось бы делать немного большим по площади. Следовательно, при изготовлении люка для такого отверстия затрачивалось бы больше металла, и это экономически невыгодно. Считается, что производство круглых люков на 40% выгоднее по сравнению с производством квадратных, а в больших масштабах это достаточно солидная цифра.

Из-за круглой формы крышки не проваливаются вниз

Вторая версия, которая объясняет, почему канализационные люки круглые, заключается в том, что подобная форма не дает возможности люку провалиться вниз. То есть ни при каких обстоятельствах, как бы кто ни пытался, у него не получится протолкнуть крышку в сам колодец. А вот квадратная крышка канализационного люка может упасть в колодец, если ее попытаться засунуть ребром по диагонали отверстия.

Также считается, что круглая форма обладает хорошей особенностью – она более равномерно распределяет нагрузки при наезде на нее автомобиля. Следовательно, это позволяет немного уменьшить размер сечения (толщину), что в итоге способствует дополнительной экономии средств.

На круглый колодец – круглая крышка

Впрочем, странно вообще спрашивать о том, почему канализационные люки круглые, ведь сам колодец является круглым, поэтому при разработке крышек даже никто и не задумывался о том, чтобы использовать квадратную форму. Более того, при необходимости быстро переместить крышку круглый люк от колодца можно просто катить ребром, с чем справится даже один человек. А вот катить квадратный люк не получится – его необходимо либо перевозить, либо переносить вдвоем или даже втроем. Впрочем, некоторые крышки обладают специальными “усиками”, которые не дают возможности катить их ребром.

Также считается, что открывать круглую крышку канализационного люка проще из-за того, что любая точка ее окружности одновременно является точкой концентрации напряжения. Что касается квадратных крышек, то там всего две подобных точки – углы одной из сторон.

Просто так сложилось

А вообще, никто не знает, почему канализационные люки круглые. Единицы об этом задумываются, но искать ответ на этот вопрос просто глупо. Это все равно, что спросить о том, почему бордюры имеют прямоугольное сечение. Однозначного ответа на данный вопрос не существует, ведь когда появились первые канализационные колодцы, то никто вообще не задумывался о том, чтобы сделать их других форм. Просто так повелось, а все попытки объяснить, почему люки круглые, являются, мягко говоря, притянутыми за уши. Единственный более-менее логичный вариант – это отсутствие возможности уронить люк в сам колодец. Это возможно с квадратной крышкой, так как длина диагонали самой крышки будет больше длины стороны. В этом есть смысл, но даже такое объяснение многих не устраивает.

Другие формы

Отметим, что не всегда люки являются круглыми. В разных странах формы могут быть свои. В Индии часто встречаются треугольные формы, а в некоторых странах они могут представлять собой вообще неопределенную геометрическую фигуру. Квадратные формы – не редкость в США и других странах Америки. Бывают даже люки с восемью углами и очень редко встречаются модели в форме ромба, полукругов.

Но стоит признать, что чаще всего они именно круглые. Такая форма является самой популярной, удобной и эргономичной.

Заключение

Итак, мы разобрались, почему люки круглые. Можно отвечать на данный вопрос по-разному. Если уж совсем становиться занудой, то можно посчитать, сколько металла необходимо для изготовления квадратной крышки для отверстия, в которое бы свободно пролез человек. Затем полученное значение нужно сравнить с весом металла, требуемого для изготовления крышки для круглого отверстия. При одинаковом сечении металла окажется, что на квадратный люк уйдет больше металла за счет наличия углов в квадрате.

Читайте также:
Подложка под ламинат: для чего нужна и как правильно выбрать

Также можно посчитать, насколько равномерно распределяются усилия при наезде на люк колеса автомобиля. Окажется, что нагрузки распределяются более равномерно по всему периметру круга. В случае с квадратом или треугольником это не так.

В общем, теперь вы знаете, почему канализационные люки обычно круглые, и понимаете, что нужно отвечать, если вдруг об этом спросят на собеседовании. Скорее всего, это единственный случай, когда подобная информация может помочь. Впрочем, если речь идет о собеседовании, то вовсе необязательно отвечать правильно. Можно ответить шуткой либо вообще сказать, что люки от канализационных колодцев не всегда круглые, просто так принято в нашей стране. Иногда даже тот человек, который задает такой глупый вопрос, сам не знает, почему вообще люки являются круглыми. Однако вы теперь точно знаете ответ. Несмотря на множество хороших версий, самой логичной и правдоподобной кажется версия с формой крышки, из-за которой та просто не может пройти в канализационное отверстие.

Что делать, если потекла батарея отопления или труба

Зимой во время отопительного сезона разгерметизация системы происходит крайне редко. Чаще всего это случается во время гидравлических испытаний, когда напор рабочей среды повышается. Слабые или изношенные соединения начинают протекать, иногда при этом на трубах или секциях образуются трещины. Когда из сантехнического прибора начинает капать вода, это тревожный сигнал. Главное знать, что делать, если потекла батарея отопления. Но многие теряются, не понимают, куда звонить, какие меры предпринять. Если не хотите затопить соседей, нужно действовать последовательно и быстро.

Виды протечек

Теплоснабжение помещений осуществляется с помощью труб и теплосъемных приборов. Рабочая среда подается по стоякам, от которых сделана разводка по квартирам. В зависимости от сложившейся ситуации протекать может каждый модуль.

Основные причины неисправности:

  • свищ в секции теплоотдающего прибора;
  • подтекание в месте сочленения радиатора с трубой;
  • межсекционная протечка;
  • разгерметизация трубного шва;
  • протек вентиль;
  • подтекание в районе соединения отводки со стояком.

Каждая неисправность требует индивидуального подхода и своего метода ремонта.

Общие правила устранения протеканий

Если авария случилась во время отопительного сезона, устранить течь в батарее отопления должна управляющая компания (УК), поскольку такая ситуация считается аварийной. Поэтому самое первое действие, которое должен выполнить обнаруживший аварию, — сделать звонок в УК. Чтобы локализовать распространения воды, под струю необходимо поставить емкость. При разбрызгивании струи на место протечки накидывают одеяло или плотную ткань, перенаправляя жидкость в подставленный таз или ведро. Магистраль перекрывают.

Если в квартире есть отсекающий вентиль, перекрыть его не трудно. Но бывает и по-другому: маховик не крутится по причине закисания резьбы у кран-буксы, или изделие не держит давление, и теплоноситель продолжает поступать в систему. Тогда придется перекрывать стояк в подвале, ключ от которого, обычно, находится у сантехника ЖЭКа (жилищно-эксплуатационной конторы). Иногда и это не удается сделать по причине неисправности запорного вентиля.

Тогда пользуются задвижкой на входной магистрали, но эта ситуация исключительная, потому что без тепла остается весь дом.

Устранение течи аварийной бригадой не решает проблему полностью, поэтому по окончании отопительного периода к ней необходимо вернуться. Тогда ремонтники смогут слить со стояка воду и более детально обследовать оборудование. Если понадобится менять радиатор, данная работа выполняется за счет управляющей компании только в одном случае: когда сантехнический прибор относится к общедомовому имуществу. Для этого на отводе, идущем от стояка к батарее, не должно стоять отсекающего вентиля или шарового крана. Если он есть, замена теплосъемного прибора осуществляется за счет жильцов как в приватизированном жилье, так и в квартире, находящейся в муниципальной собственности.

Что использовать для заделки течи

В зависимости от характера повреждения устранить течь радиатора отопления можно разными способами.

Все они доступны домашнему мастеру:

  • восстановление герметичности системы при помощи сварки;
  • использование цементно-гипсовой повязки;
  • обмотка проблемного участка лентой ФУМ (фторопластовый уплотнительный материал);
  • применение клея на влагостойкой основе;
  • обжимание свища прокладкой с хомутом;
  • изготовление пломбы из «холодной сварки» или герметика для устранения течи.

При незначительных повреждениях с проблемой вполне реально справиться самостоятельно. Для этого понадобятся определенные материалы, инструменты и немного свободного времени.

Цены на герметик для устранения течи

Ремонт своими руками

Не во всех случаях нужна помощь аварийной бригады. Иногда справиться с ситуацией по силам и домашнему мастеру. Для того чтобы заделать образовавшуюся протечку, воспользуйтесь известными способами.

Как устранить течь между двумя секциями

Определить, откуда именно сочится влага, порой бывает очень сложно, так как вода заливает большую площадь. Приходится вытирать жидкость, пытаясь обнаружить свищ или трещину. Как только это удалось сделать, запорные вентили перекрываются. Но остаточное давление все равно сохраняется. Чтобы его стравить, откройте кран Маевского, расположенный на торце отопительного устройства.

Убедившись, что вода перестала сочиться, приступайте к ремонту:

  1. Поверхность поврежденного участка тщательно очищается металлической щеткой или крупной наждачной бумагой от грязи, ржавчины, краски.
  2. После этого наносится эпоксидная мастика, состоящая из двух компонентов: отвердителя и разбавителя, которые смешиваются непосредственно перед применением. Можно воспользоваться «холодной сваркой». Она бывает в виде «колбаски» или в наборе из двух тюбиков, содержимое которых перед нанесением тщательно перемешивается. «Колбаску» необходимо тщательно размять, так как она состоит из двух частей: отвердитель находится внутри наполнителя. При разминании два компонента смешиваются между собой, образуя однородную массу. Чтобы состав не лип к рукам, его предварительно смачивают под краном.
  3. После установки пломбы она должна хорошо просохнуть. Только тогда разрешается открыть запорные вентили для восстановления движения теплоносителя. Нельзя замазывать трещину под давлением.

Есть еще один способ — «дедовский». Если подтекание капельное, на тряпку насыпают пару щепоток обыкновенной поваренной соли. Тряпку обматывают вокруг поврежденного участка. Соль обязательно должна с ним контактировать. Через несколько дней тряпка будет сухая.

Цены на холодную сварку

Читайте также:
Потолок на маленькой кухне: варианты дизайна (100+ фото)

Трещина в батарее

Данная неисправность встречается редко, но волосяная трещина в одной из секций может стать причиной, по которой течет радиатор отопления.

Проблема решается так же, как и при устранении протечки между соседними элементами батареи:

  1. Перекрывается магистраль.
  2. Стравливается давление.
  3. Поврежденный участок зачищается и покрывается ремонтным составом. Эпоксидка по металлу предпочтительнее, так как она сохнет 3-5 минут. Перед нанесением берется необходимое количество эпоксидной смолы. В нее добавляется несколько капель отвердителя. Состав тщательно перемешивается и наносится на трещину или свищ. «Холодная сварка» будет схватываться 2-3 часа.

Если на секции обнаружен свищ, заткните его следующим способом:

  1. После того, как подача рабочей среды прекращена, свищ рассверливается сверлом диаметром 2-3 мм.
  2. Изготавливается деревянная пробка-клин и забивается в отверстие. От влаги пробка разбухает и герметизирует свищ.

Течь в месте соединения радиатора с трубой

Причина данной неисправности кроется в проржавевшей резьбе или нарушении герметичности уплотнителя. В любом случае гайку или муфту придется открутить с помощью рожкового (газового) ключа. Но перед этим нужно обязательно перекрыть подачу рабочей среды и стравить давление с помощью крана Маевского.

Далее действуйте так:

  1. После разборки соединения очистите резьбу от уплотнительного материала, внимательно ее просмотрите. При необходимости подправьте витки резьбы плашкой. Гайку или муфту лучше взять новую. В качестве уплотнительного материала используйте лен, лучше просмоленный. Если он без смолы, понадобится паста Unipak или лента ФУМ, сделанная на основе фторопласта. Толщина материала, который хорошо тянется, составляет всего несколько микрон, поэтому он прекрасно заполняет все неплотности резьбовых соединений.
  2. Намотайте плотно на резьбу несколько витков льна, намажьте его сверху пастой, закрутите на место. Можно намотать на лен несколько витков ФУМ. Тогда лен при закручивании не будет срезаться резьбой. Уплотнение получится надежным и долговечным.
  3. Восстановите подачу теплоносителя и убедитесь в герметичности соединения.

Протекает труба

В этом случае причиной протечки является либо свищ, либо разошедшийся сварной шов. В обеих ситуациях самым распространенным способом устранения неисправности является установка хомута с резиновой прокладкой, которую вырезают из старой велосипедной камеры или других подручных материалов.

Хомуты лучше использовать автомобильные. Они очень удобные.

Резина обматывается вокруг поврежденного участка и обжимается одним или несколькими хомутами, в зависимости от размера повреждения.

Вместо резины с успехом используют цементно-гипсовую повязку. Цемент смешивается с гипсом (для более быстрого высыхания раствора) в равных пропорциях. В смесь добавляется вода. Раствор тщательно перемешивается до получения однородной массы. Консистенция должна быть, как у густой сметаны.

Бинт замачивается, после чего пропитывается приготовленным раствором и наматывается в несколько слоев на место повреждения. Повязке нужно дать просохнуть, и только после этого открывать кран на подающей трубе.

Вместо цементно-гипсового раствора допускается использовать влагостойкий клей, которым пропитывается бинт. Подойдет всем известный «Момент» или другой клеящий состав на влагостойкой основе.

Профилактика и уход за радиаторами летом

После завершения отопительного сезона трубопровод должен быть испытан (опрессован) повышенным гидравлическим давлением. Это делается для того, чтобы выявить слабые места и отремонтировать участки, на которых произошли разрывы или утечки теплоносителя. Домовая магистраль подвергается периодической внутренней промывке коммунальными службами. Вода подается в систему вместе со сжатым воздухом под напором. На обратной магистрали делается временный разрыв (раскрутка одного из соединений) для слива грязной воды через шланг или рукав.

На внешней поверхности батарей и на их ребрах скапливается пыль и грязь, которые летом нужно смыть тряпкой, смоченной мыльным раствором. Когда дадут тепло, очищенные поверхности можно покрыть свежей краской. Так они быстрее высохнут. Окрасочный слой делайте тонким, иначе впоследствии он растрескается.

Во избежание повреждений, нельзя использовать оборудование в качестве опор, привязывать к стоякам бельевые веревки. Теплый пол на деревянном полу читайте у нас на сайте.

Видео

В этом видео рассказывается, как устранить утечку из отопительного прибора, не разбирая его, и не сливая теплоноситель из системы.

Евгений Афанасьев главный редактор

Автор публикации 16.11.2018

Понравилась статья?
Сохраните, чтобы не потерять!

Что делать, если течет батарея отопления: способы устранения неполадок

Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу – нужно сразу же уведомить управляющую компанию и попросить приостановить на время ремонта подачу горячего теплоносителя. Обычно эта неприятность возникает в ходе плановых сбросов воды в системе, после резкого увеличения нагрузок, в результате в самых уязвимых зонах появляются дефекты.

Причины и виды протечек

Элементы отопительной системы, расположенные в жилых помещениях, – это трубы и металлические радиаторы, выше всего риск разгерметизации в зонах их соединений. Протечка – это непосредственно выход теплоносителя наружу, она может проявляться в виде ржавых подтеков на батарее и капель, падающих на пол.

Специалисты выделяют 4 ключевых типов дефектов, которые проявляются в зависимости от специфики установленных соединительных элементов:

  • трещины, возникшие на секции радиатора,
  • утрата герметичности трубопроводов, ведущих от стояка к батарее,
  • течь между секциями радиаторов,
  • разгерметизация зоны, соединяющей трубу и батарею.

Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу

В соответствии с тем, на каком именно участке возникла проблема, предпринимают конкретные меры по ее ликвидации.

Как устранить течь батареи отопления: общее руководство к действию

Если течет чугунная батарея, наиболее вероятная причина этого явления – износ изделия. Также необходимо принимать во внимание материалы, из которых были изготовлены прокладки и магистральные трубы, специфику соединения элементов. Специалисты подчеркивают, что примитивное замазывание щелей гипсом является лишь временной мерой, если руководствоваться только ею, велик риск ухудшения проблемы.

Читайте также:
Почему гудит насос при сливе воды со стиральной машинки?

Если даже течь крайне мала, не стоит ограничиваться ее локализацией с помощью банки или таза (хотя это должно стать первым шагом), в случае возникновения в сети существенного перепада давления на месте щели образуется пробоина, что чревато полноценным потопом. Даже небольшие капли подразумевают срочное устранение дефекта.

Подтеки возникают либо из-за утраты герметичности стыков, либо вследствие разрушения материала. Особую опасность представляют протечки, которые временами исчезают – в таких условиях обыватели надеются на прикипание материала, что может стать большой ошибкой.

В том случае, если радиатор не пригоден к ремонту, нужно слить из системы теплоноситель и заменить дефектный элемент. Здесь главный шаг – перекрытие потока воды.

Ключевые методы борьбы с течью

Если нет возможности сразу вызвать аварийную бригаду, можно воспользоваться следующими приемами:

  • болтом-саморезом,
  • гипсово-цементной повязкой,
  • герметиком,
  • резиновой прокладкой и хомутом,
  • тканью с водо- и термостойкой клеевой пропиткой,
  • сваркой.

Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке

Наиболее простой способ устранения течи в чугунной батарее – закрепление самореза в выявленной дырке. Далее нужно как можно оперативнее позаботиться об установке нового радиатора.

Герметичная пломба

В хозяйственном магазине можно приобрести герметик на полимерной либо порошковой основе. На воздухе этот состав полимеризуется, с его помощью можно выиграть время для организации полноценного ремонта. Двухкомпонентные вариации затвердевают после смешивания всех составляющих.

Холодная сварка – это двухкомпонентный герметик, который продается в компактных тубусах, обычно в ее состав входят эпоксидная смола и металлический порошок. Участок перед применением холодной сварки нужно тщательно зачистить, обязательно обезжирить. Необходимо удалить краску, ржавчину, притом желательно с припусками, чтобы увеличить доступную зону контакта. Зачистку легче всего произвести с применением камня, который обычно используется для заточки ножей. Инструкция на тубусе подробно описывает рекомендуемый производителем способ применения, нужно обратить внимание, что некоторые разновидности нельзя использовать во влажных условиях – вода может стать препятствием для полноценной полимеризации.

Производители предлагают жидкую сварку и густую, по консистенции напоминающую пластилин. Перед применением нужно размять в руках оба компонента так, чтобы полимер обрел однородный цвет без вкраплений, далее его толстым слоем наносят на дефектный участок. Желательно не подавать в систему воду до полной полимеризации состава. При качественном нанесении через несколько часов образуется прочное покрытие, препятствующее выделению влаги.

Хомут и прокладка

Эта методика применима для устранения повреждений на стыке отопительного прибора и магистральной трубы. В качестве резинового бандажа можно использовать кусок велосипедной камеры, его крепят с помощью хомута либо проволоки.

Влагостойкий клей

Еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями. Ткань пропитывают клеем, устойчивым к термическому воздействию и влаге, ею оборачивают проблемную зону. К моменту высыхания вода перестанет выступать на поверхности. Для решения подобной задачи отлично подойдет двухкомпонентный эпоксидный состав.

Влагостойкий клей — еще одна экстренная временная мера, удобная, если капает из стыка между секциями

Повязка с цементом и гипсом

Нужно подготовить алебастр, цемент, небольшую емкость с водой комнатной температуры, медицинский бинт и соль. Цемент разводят в емкости так, чтобы консистенция напоминала нежирную сметану, нужно погрузить в смесь нарезанный полосами бинт и после того, как он пропитается, обмотать заготовками место повреждения. Алебастр (гипс) понадобится в том случае, если необходимо произвести ремонтные работы без перекрытия воды – такая смесь быстрее схватывается.

Протечки, возникающие на резьбовом соединении, устраняют с помощью соли. Ткань или бинт намачивают и обваливают в соли, обматывают ими место стыка. Сверху накладывают упомянутую цементную повязку.

Сварка

Эта методика подойдет только для стальных приборов, здесь понадобится сварочный аппарат. Дуговая сварка опасна, лучше использовать газовую – так можно не бояться повреждения зоны вокруг течи.

Течет батарея отопления: что делать в зависимости от типа дефекта

Все рекомендации можно конкретизировать в соответствии с локацией проблемного явления, в этом случае стоит рассмотреть 4 наиболее распространенные ситуации.

Как заделать течь между двумя секциями радиатора?

Здесь необходима дополнительная герметизация зоны стыка. Участки, располагающиеся между двумя секциями батарей из чугуна, как правило, имеют прямолинейную форму и характеризуются небольшой площадью, благодаря чему можно быстро найти дефект и в сжатые сроки его устранить.

Стоит воспользоваться алгоритмом из следующих действий:

  • укрепить направляющий винт с помощью обычного автомобильного хомута,
  • можно сделать хомут самостоятельно, используя несколько пластин из стали (здесь не подойдут алюминиевые заготовки). Для затягивания петли используется болтовое соединение,
  • проблемное место перед тем, как накладывать хомут, необходимо изолировать с помощью резиновой прокладки. Ее можно заменить прямоугольным отрезком ткани, пропитанным эпоксидным клеем.

Обматывать стык между радиаторами нужно очень аккуратно, чтобы не перетянуть соединение, такую же осторожность следует проявлять при дальнейшем использовании хомута.

Ликвидация дефекта в месте соединения стояка с трубой

Здесь причиной появления влаги может быть некорректный монтаж, проблема становится заметной после запуска отопительной системы. Стояк с трубой обычно соединяются с помощью сварки либо резьбы, в обоих случаях небрежная сборка, неаккуратная сварка, использование труб разного диаметра вызывают подтеки и влекут необходимость немедленного ремонта.

Если на эту будет оказано сильное механическое давление, например, во время детской забавы или когда возникает необходимость добраться к верхней части окна, даже небольшие нагрузки могут вызвать возникновение излома на стыке или перекоса. В этом случае временной мерой также, как и в предыдущем случае, может стать хомут в тандеме с резиновой прокладкой.

Читайте также:
Расчет простенка кирпичной стены

Устранение трещины в радиаторе

Оптимальным решением может стать применение классической сварки, но эта методика, во-первых, опасна и трудоемка, во-вторых, подразумевает наличие оборудования и соответствующих навыков.

Холодная сварка — отличный метод для устранения трещины в радиаторе

Уместная альтернатива – холодная сварка. Проблемный участок радиатора нужно подготовить – тщательно высушить и обезжирить. Далее нужно взять небольшой шарик холодной сварки и с усилием прижать его к месту течи. Материал в течение нескольких минут полимеризуется, для его полного застывания достаточно получаса. Эту батарею можно будет уже через сутки запустить в работу, но после окончания отопительного сезона понадобится ее замена – холодная сварка считается временной мерой.

Восстановление целостности отопительной трубы

Для подвода теплоносителя используются стальные трубы, на них накладывают повязки с гипсово-цементной смесью:

  • в небольшой емкости разводят цемент до средне-густой консистенции,
  • подготавливают отрезы бинта длиной примерно 30 см,
  • бинты вымачивают в цементном растворе,
  • с усилием наматывают заготовки на поврежденный участок в несколько слоев, чтобы обеспечить прочность соединения.

Если нет возможности перекрыть кран, первая наматываемая повязка должна быть вымочена в алебастровом растворе. Следующим слоем уже можно использовать цементные повязки.

Рекомендации по уходу и профилактике течи батарей в летний сезон

Все перечисленные выше методики актуальны в зимнее время, когда нужно срочно что-то предпринять. После окончания отопительного сезона необходимо организовать плановое обслуживание радиаторов и труб. Батареи снимают и разбирают на секции, удаляют старый уплотнитель со всех резьбовых соединений, иногда необходимо заменить ниппели на новые, обязательная мера – подготовка новых межсекционных прокладок. Если были обнаружены свищи, их нужно заварить, далее можно вернуть радиатор на место.

Если в доме не проводилась комплексная замена всех компонентов системы отопления, риск возникновения протечки увеличивается ввиду естественного износа коммуникаций. Специалисты рекомендуют всегда иметь в наличии хотя бы резиновые прокладки и хомуты, холодную сварку, чтобы незамедлительно перекрыть поток влаги.

Пошаговая инструкция по устранению течи в батарее отопления

В многоквартирных домах одной из самых частых проблем системы отопления является протечка отопительных батарей, реже это случается и в автономных системах частных домов. В основном разгерметизация происходит в ходе гидравлических испытаний. Слабые и изношенные места соединений не выдерживают сильного напора и начинают пропускать воду через стыки соединений или микротрещины в корпусах радиаторов.

Такое может произойти в самой безобидной ситуации, жильцам всегда нужно быть готовыми к подобным случаям. Люди, которые не сталкивались с подобной проблемой, сразу же впадают в панику, не зная, какие действия предпринять. Для начала следует подставить подходящую емкость под текущую струю, чтобы вода не лилась на пол.

Читайте в статье

Куда звонить, если течет батарея отопления

Если человек проживает в многоквартирном доме, и начинает течь батарея в период отопительного сезона, ответственность за устранение неисправности лежит на управляющей компании. Такой случай признается аварийным.

В первую очередь жильцу нужно предотвратить возможные последствия протечки. Чтобы не допустить порчу напольного покрытия или, еще хуже, не залить соседей снизу, необходимо найти посуду, чтобы подставить под течь. После этого немедленно позвонить в управляющую компанию. Ремонтная бригада должна в кратчайшие сроки устранить течь в батарее отопления и сделать осмотр всей системы в квартире.

Узнать номер телефона УК можно у соседей, изучив сведения на стенах подъезда, в квитанциях, в договоре на предоставление услуг (например, обслуживание домофона) или же в онлайн-справочниках (например, reformagkh.ru).

Причины, по которым происходит разгерметизация

Проблемы с протечкой в системах отопления не возникают сами собой. В каждом случае выявляются недостатки, которые привели к печальным последствиям.

Наиболее часто встречающиеся причины протечки в системе отопления:

  1. Воздействие внешних факторов (удар или попытка сдвинуть батарею с применением силы, например, во время ремонта квартиры).
  2. Заводской брак.
  3. Нарушение технологии при монтаже системы.
  4. Износ радиатора с течением времени.
  5. Превышение допустимого уровня давления воды в системе отопления.

Если причина разгерметизации связана с чрезмерным повышением давления, ответственность за нарушение работы системы лежит на управляющей компании, которая призвана следить за нормальным уровнем давления воды в общей системе отопления.

Если имеется возможность перекрывать подачу теплоносителя в свою квартиру, это необходимо обязательно делать во время испытаний и запуска системы с началом отопительного сезона.

Случаи, в которых можно устранить течь под давлением, не сливая воду

Если незначительный случай утечки воды произошел в частном доме, следует применить один из подходящих способов устранения течи без слива воды и снижения давления. То же самое касается квартиры, если авария не вызывает сложностей.

Прежде чем приняться за работу, необходимо удостовериться в том, что вода в радиаторе не очень горячая. В противном случае можно получить серьезные ожоги.

Для устранения незначительных аварий не требуется специального оборудования. К наиболее подходящим химическим материалам, которые могут остановить течь, относятся различные герметики, используемые при ремонте автомобильных двигателей (BBF Супер, Liqui Moly Kuhler Dichter). Они способны противостоять высоким температурам и выдерживают высокое давление. Утечку в прямой трубе следует остановить с помощью герметика в следующем порядке:

  1. Нанести герметик на прочную ткань.
  2. Плотно намотать ткань на трубу.
  3. Закрепить повязку при помощи хомутов, проволоки или веревки.

Также можно использовать более широкие хомуты, но их сложнее найти.

При высокой температуре герметик быстро застывает и надолго сохраняет свои свойства даже при высоком давлении воды. Кроме герметика, для устранения протечек применяются составы, основанные на эпоксидной смоле.

Читайте также:
Расшифровка цемента: описание с фото, отзывы, советы

Если подтекает металлическая труба принято использовать материалы на основе каучука. Такие составы также способны выдерживать высокую температуру, и применяются для заделывания протечек без слива жидкости. Делается это следующим образом:

  1. Трубу обматывают серпянкой.
  2. На обмотку наносят каучуковый состав.

Серпянка – клейкая армирующая лента.

Такие способы устранения течи эффективны только в тех случаях, когда жидкость только капает. Если проблема серьезнее, придется прибегнуть к механическим способам. Они способны полностью устранить утечку воды под напором. Однако все эти методы используются только в качестве временных.

К эффективным механическим способам относятся обжимное устройство и установка самореза, если на месте течи имеется отверстие.

Обжимное устройство делается очень просто:

  1. Берется резиновая лента.
  2. Место протечки плотно обматывается резиной.
  3. Обмотка фиксируется при помощи хомута или проволоки.

Для заделки отверстия подходит саморез для металла, под шляпкой которого есть резиновая прокладка. Закрутить метиз можно гаечным ключом, пассатижами или шуруповертом.

Если подтекает кран Маевского

Эта деталь используется в отопительных батареях в качестве воздушных клапанов. Со временем резиновая прокладка приходит в негодность, и кран начинает пропускать воду. В идеале лучше заменить испорченную прокладку новым механизмом. При отсутствии запасной детали на помощь придет специальное средство под названием «Сантех Мастер Гель». Оно имеет подробную инструкцию по применению. Основываясь на рекомендации, следует проделать следующие действия:

  1. Выкрутить кран и снять резиновую прокладку.
  2. Обильно смазать резьбу на кране гелем.
  3. Нанести средство на посадочное место резинки.
  4. Смазать начальные витки резьбы на батарее.
  5. Установить кран, выкрутить наполовину и закрутить полностью.
  6. Стереть с поверхности остатки геля.
  7. Подождать 15 минут и проверить работу крана.

Инструкция к герметику Сантех Мастер Гель (нажмите, чтобы увеличить).

Течь между двумя секциями батарей

Чугунные батареи считаются наиболее популярными. Но именно они часто становятся виновниками течи. Обычно это происходит в местах соединения секций между собой. Во время работы отопительной системы определить место протечки бывает сложно, так как батарея промокает полностью. В этом случае приходится перекрыть доступ воды. Чтобы выявить место протечки, нужно насухо вытереть батарею.

При наличии течи между секциями применяют холодную сварку. Ее основу составляют эпоксидный клей и металлический порошок, продается средство в тубусах небольших размеров. Перед использованием сварки, место протечки необходимо тщательно очистить от всех лишних примесей, обработать наждачной бумагой и обезжирить. Как правило, любое такое средство снабжено инструкцией по применению.

Алгоритм нанесения холодной сварки (нажмите, чтобы увеличить).

Некоторые из них не пригодны для применения с водой. Сварка бывает жидкой, а чаще – в виде пластилина. Ее два компонента нужно размять в руках до получения однородной массы. Готовая сварка наносится на место соединения, где имеется протечка. Полная полимеризация ожидается только через несколько часов.

Течет из соединения радиатора и труб

Чаще всего в данном случае проблемы возникают с уплотнителем на резьбе. Устранение неисправности потребует перекрытия воды и снижения давления.

На подобные случаи желательно держать дома запасные гайки и муфты. Старые могли прийти в негодность. Заржавевшие детали не всегда выдерживают нагрузки при работе с ними. В случаях повреждения резьбы, нужна будет плашка. Когда все готово, на резьбу наматывают паклю и сверху наносят слой пасты Unipak. Детали прочно закручиваются. Постепенно открывая кран подачи воды, проверяется надежность проделанной работы.

Инструкция по уплотнению резьбового соединения паклей и уплотнительной пастой (нажмите, чтобы увеличить).

Разгерметизация стенки или ребра радиатора

Такое повреждение приносит большие неприятности. Устранить проблему, когда протекает батарея, крайне сложно, но на короткое время выход из положения найти можно. Способ довольно простой.

Маленькое отверстие на батарее нужно увеличить. Перед этим необходимо перекрыть воду и понизить давление. С помощью сверла делают дырку больше, чем была. В просверленное отверстие вставляют деревянный колышек. Под действием воды он набухает и останавливает утечку воды.

Также вместо колышка можно использовать такой саморез с резиновой шайбой.

Разумеется, оставлять батарею в таком состоянии на долгое время опасно, секцию необходимо срочно заменить новой.

Жидкие герметики для устранения течи в системе отопления

Жидкий герметик предназначен для устранения протечек воды. Он лучше подходит для ремонта систем отопления. Жидкое средство может закрывать скрытые повреждения изнутри. Это касается, прежде всего, труб, которые могут быть замурованы в стене или находиться под полом. Герметик заливается в трубу, он проникает в проблемное место и заполняет его.

Как выбрать

На рынке представлены разнообразные виды герметиков. Они предназначены для использования в различных ситуациях, что намного усложняет проблему выбора. Чтобы не ошибиться, следует ознакомиться с характеристиками того или иного вида герметизирующего средства. Продукт для применения в системах отопления должны отвечать следующим требованиям:

  • высокий уровень выдержки температур;
  • стойкость к воздействию влаги;
  • выдержка к температурным перепадам в системе;
  • стойкость к механическим воздействиям, способным деформировать детали.

В зависимости от сферы применения герметики отличаются по составу и делятся на такие виды:

  1. Для наружного применения. Наносится на место течи и устраняет проблему по мере застывания.
  2. Для внутреннего применения. Жидкий герметик заливается внутрь системы, находит место протечки и устраняет течь.
  3. Для уплотнения. Применяется для укрепления стыков в системе отопления.

Вся эта информация находится на упаковке. Ее необходимо внимательно прочитать.

Подбираем крепления для радиаторов отопления
Критерии выбора, расчет необходимого количества, разметка и монтаж

По составу средства делятся на три вида:

  1. Силиконовый.
  2. На основе акрилового клея.
  3. Из каучука и аэробов.
Читайте также:
Парная в удовольствие: как выбрать правильные деревянные двери для бани?

Акриловый герметик не подходит для систем отопления. Он моментально застывает, становясь каменистым. Потеряв эластичность, средство разрушается. Идеально подходят герметики на основе каучука и силикона. Если продукт произведен для применения в автомобильных двигателях, его смело можно использовать в системах отопления.

Важно: Для герметизации систем отопления следует выбрать средство на основе нейтрального силикона. Содержание кислоты приводит к агрессивным реакциям с металлом.

Выбор герметика зависит и от места, которое предстоит отремонтировать. Для стыков больше подойдет пастообразный продукт, он производится в двух вариантах:

  1. Сохнущий герметик. После нанесения быстро застывает при условии нарушения технологии сушки. Затвердевший состав деформируется и покрывается трещинами.
  2. Не сохнущий герметик. Прекрасно подходят для заделывания мелких отверстий и герметизации соединений. Такой продукт имеет один недостаток: он может быть выдавлен в результате превышения нормальных показателей давления.

Аэробный герметик представляет собой разновидность акриловых аналогов. Его иногда применяют для устранения протечек и мелких дефектов. Он выдерживает высокие температуры, отличается стойкостью к воздействиям кислот и щелочей. Герметик быстро заполняет место разгерметизации и так же скоро засыхает.

Для внутреннего применения герметики делятся на 3 вида по следующим характеристикам:

  1. Смеси, где теплоносителем является вода или антифриз.
  2. Составы для стыков системы.
  3. Герметики для котлов, работающих на газу или твердом топливе.

Популярностью пользуются жидкие средства немецких производителей. Эти составы обеспечивают надежную герметизацию оборудования и котлов.

Лучшие и наиболее известные средства

Название Фото Описание Цена
АКВАСТОП Качественный герметик на базе каучука. Имеет широкий спектр применения. Уникальная формула с волокнами герметизирует моментально даже в экстремальных условиях. 3 литра

Саморегулирующее средство для герметизации утечек в системах отопления. Эффективен при устранении протечек в труднодоступных местах изнутри. Подходит для герметизации газовых котлов. 1 литр

Инструкция по использованию

Прежде чем залить герметик в систему, нужно узнать объем воды в этой системе. Для точного и удобного определения количества жидкости, ее лучше полностью слить в емкость, объем которой известен. Чтобы устранять возможные протечки в будущем, желательно регулярно заливать герметик в систему.

Важно: для эффективного воздействия герметического средства на поврежденный очаг, необходимо правильно определить подходящую концентрацию средства. На 80 литров воды хватает 1 литра смеси.

Перед заливкой герметика нужно спустить воздух с системы. В противном случае под давлением средство закупорит не только место с дефектом, но и станет причиной остановки циркуляции теплоносителя.

Для хорошего прохождения герметика по системе нужно открыть все краники. На первом радиаторе следует его выкрутить полностью. После завершения процесса необходимо подключить насос, довести температуру в системе до 60 градусов и создать давление в 20 бар.

Для быстрого заполнения можно использовать обычный недорогой насос по типу «Малыша».

До заливки жидкого герметика нужно снять фильтры механической чистки. Под воздействием средства они выйдут из строя. Заливать жидкость следует таким образом:

  1. Набрать 1,5 ведра нагретой воды, взболтать средство, добавить в ведра и быстро закачать в систему.
  2. Удалить воздух для обеспечения циркуляции смеси по системе.

Полная герметизация системы занимает около 3 суток. По истечении этого времени следует нагнать давление для проверки результата.

Правильная проверка радиаторов перед отопительным сезоном

Проверку батарей нужно проводить летом. Сразу после отопительного сезона рекомендуется сделать опрессовку. Для этого повышают гидравлическое давление с целью выявления слабых мест. При обнаружении протечек, их устраняют.

Проверка радиаторов должна состоять из нескольких этапов:

  1. Тщательная внешняя очистка радиаторов. Грязные батареи ослабляют работу системы и вызывают неприятные запахи. Кроме этого, нечищеные батареи могут стать источниками вредных микроорганизмов, которые могут принести в дом болезни. При обслуживании оборудования следует применять моющие средства.
  2. Чистка батарей внутри. Для этого можно воспользоваться пылевыми щетками на длинной ручке. На рынке можно купить перископические приспособления, чтобы добираться до самых неудобных углов. Производить внутреннюю чистку желательно хотя бы каждые 5-7 лет.
  3. Доливка воды. Когда радиаторы уже чистые, можно приступить к вентиляции отопительного оборудования. За время простоя могло появиться большое количество воздушных пробок, которые блокируют циркуляцию воды. Воздух следует полностью выгнать из системы.

Протечки батарей в отопительных системах происходят довольно часто. К этому всегда нужно быть готовыми. Плановое обслуживание отопительной системы дает гарантию бесперебойной работы в течение длительного времени. Но все же лучше всегда перестраховаться и держать дома необходимые инструменты и расходные материалы на случаи прорывов. За оборудованием нужно все время следить, чтобы избежать неприятных последствий.

Течет батарея отопления что делать, как устранить течь в короткие сроки

Рано или поздно все выходит из строя. Но когда течет батарея отопления – что делать многие не знают. А ведь с этой проблемой приходится сталкиваться практически всем.

Для того, чтобы не было ущерба для своего и соседского имущества, необходимо придерживаться определенного порядка действий. Кроме того, во время отопительного сезона в батареях течет горячая вода, которой можно обжечься. Поэтому знать о том, что делать если течет батарея отопления, должен знать каждый.

Течет батарея отопления – что делать

Первое, что нужно сделать, если течет радиатор, как на фото – это перекрыть воду. Но если протечка серьезная, то необходимо срочно вызвать аварийную бригаду – у сантехников имеются все необходимые инструменты и материалы для ликвидации проблемы, если потекла батарея.

Если из радиатора хлещет кипяток во все стороны, то на него нужно набросить что-то плотное – например, одеяло. Это не способ избавиться от протечки, но, по крайней мере, можно будет подойти к нему без опасения получить травму.

Далее, если возможно, необходимо перекрыть воду. Хорошо, если есть кран или вентиль в самой квартире – это позволит быстро отключить подачу воды и спасти имущество. А что, если такого вентиля нет, и течет радиатор – что делать? Тогда нужно повернуть кран подачи теплоносителя в систему отопления, который находится на магистральной трубе около ее входа в подвал. Если протечка незначительная, то ее можно попробовать устранить самостоятельно (подробнее: “Как устранить течь трубы отопления, если она протекает”).

Как устранить течь

Существует несколько вариантов решения проблемы, при этом пользуются:

  • болтом-саморезом;
  • резиновой накладкой с проволокой или хомутом;
  • цементно-гипсовой повязкой;
  • тканью, пропитанной термо- и водостойким клеем;
  • специальным герметиком;
  • сваркой.

Самый простой вариант устранить небольшую течь чугунного радиатора – это закрепить в отверстии саморезный болт.

Нужно помнить, что все эти способы устранения протечек являются лишь временной мерой – желательно поменять старые радиаторы на новые изделия как можно скорее.

Цементно-гипсовая повязка для устранения протечки батареи отопления

Перед тем, как устранить течь в батарее отопления, нужно подготовить требуемые материалы и инструменты:

  • цемент;
  • алебастр (гипс);
  • емкость с водой;
  • соль;
  • медицинский бинт.

Чтобы устранить течь, повязку накладывают на поврежденное место.

Порядок действий после отключения воды выглядит таким образом:

  • в емкости с водой разводят цемент до консистенции густой сметаны;
  • нарезают бинт полосками длиной 25-30 сантиметров;
  • тщательно пропитывают бинт цементной смесью;
  • обматывают полосками место повреждения.

Процесс повторяется до получения прочной повязки.

Если же воду перекрыть не удалось, то вместо цемента нужно использовать алебастр, который высыхает гораздо быстрее. Затем на гипсовую повязку накладывается бинт с цементном.

В том случае, если протечка батареи отопления произошла на резьбовом соединении, то можно воспользоваться солью:

  • намочить полоски ткани или бинта в воде;
  • тщательно обвалять материал в соли;
  • обмотать место течи.

Щель закроется в результате растворения соли в воде. Сверху накладывают цементную повязку.

Влагостойкий клей, капает батарея отопления

Если капает батарея отопления на стыке между секциями, то течь можно устранить с помощью ткани, пропитанной влаго- и термостойким клеем. Когда состав высохнет, место протечки будет закрыто. Для этой цели подходит двухкомпонентный эпоксидный клей (прочитайте также: “Устранение течи в системе отопления, герметизация соединений”).

Применение хомута и резины как средство для устранения течи радиатора

Если не удается найти специальное средство для устранения течи радиатора, то можно просто нарезать куски резины из велосипедной камеры – полоски должны быть 30-35 сантиметров в длину и 4-5 сантиметров в ширину. С помощью хомута на некоторое время течь можно остановить. По этой причине не помешает иметь дома в запасе несколько хомутов – цена на них невысока.

Герметичная пломба для устранения течи

Такой состав при контакте с воздухом полимеризуется, и в результате затвердевания образуется прочная пломба, которая дает время для проведения существенного ремонта. Некоторые герметики являются двухкомпонентными полимерными составами, и затвердевают в результате смешивания двух их составляющих. Затвердевание других средств происходит в результате химической реакции с воздухом. С помощью герметиков, предназначенных именно для устранения протечек, можно решить проблему за считанные минуты.

Применение сварки

При наличии определенных навыков и сварочного аппарата можно просто сварить место протечки. Это самый лучший способ решить проблему, однако он подходит не для всех радиаторов – только для стальных приборов.

Если протекает батарея что делать, то первое, что необходимо выполнить – это остановить подачу воды в отопительный прибор. Хорошо, если протечка произошла летом, но гораздо чаще они случаются именно в отопительный сезон. Так как горячей водой можно попросту ошпариться, нужно в первую очередь отключить подачу теплоносителя.

В случае серьезных повреждений необходимо вызвать аварийную бригаду – опытные сантехники смогут быстро решить возникшую проблему. Если же протечка небольшая, то ее можно устранить с помощью подручных средств. Но нужно помнить, что любой способ устранения течи поможет лишь на время возобновить работу отопительного прибора, поэтому в ближайшее время его рекомендуется поменять.

Один из способов, как устранить течь батареи показан на видео:

Как и чем замазать трещину, если потекла батарея отопления?

Как показывает практика, чаще всего батарея течет в результате регулярных гидравлических нагрузок и после сбросов воды в летний период. Состояние батареи при этом сильно ухудшается, если она находится в эксплуатации более 10 лет. Чтобы быть подготовленным к появлению утечек, лучше заранее ознакомиться с методами их устранения.

Что делать, если потекла батарея отопления?

Из-за длительной эксплуатации любое из соединений между трубами и батареями может потерять свою герметичность. В зависимости от того, в каком месте произошел износ, специалисты выделяют утечки следующих типов:

  • разгерметизация стыка, где стояк соединяется с трубами;
  • повреждение труб;
  • образование трещины в местах соединений секций батареи;
  • появление протечки на одной из секций элемента.

Прохудившаяся труба отопления

Каждая из неисправностей устраняется по-разному. Одной из основных причин появления утечки специалисты считают длительную эксплуатацию и износ материалов. При обнаружении течи, чтобы квартиру не затопило, подставьте под отверстие банку или тазик. Накройте батарею одеялом или плотным пледом, чтобы струя воды стекала на пол, а не обрызгивала стены. Когда найдете место течи, перекройте подачу воды в прибор.

Как устранить течь в месте соединения стояка и трубы

В этой части, как правило, утечка возникает по причине неправильного монтажа. В подавляющем большинстве случаев неисправность служит причиной небрежного подключения деталей. Также нередко поводом к появлению трещины является неграмотный подбор труб. В таком случае вода начнет вытекать уже через пару месяцев после установки элементов. Еще одна причина – это неспособность труб выдержать большие нагрузки. Поэтому не нужно использовать батареи в качестве опор под предметы, иначе это может «влететь в копеечку».

Устранение течи с помощью хомута

Чтобы остановить течь в месте, где стояк соединяется с трубами, используйте резиновые элементы или автомобильные хомуты, а также надежную проволоку. К примеру, возьмите часть резины от велосипедного колеса и обмотайте вокруг проблемного места. Для этого подойдут резиновые полоски длиной 30 и шириной 5 см. Чтобы надежно зафиксировать изделия, скрепите их хомутами, которые распределят нагрузку по всей полоске.

Трубы магистрального типа производятся из стали. Из-за длительного использования и некачественной воды с разными тяжелыми примесями на стенках каналов образуется ржавчина. В результате в определенных местах стенки труб просто не выдерживают напора водной струи. Износ деталей становится еще быстрее, если для монтажа использовались трубы, которые перед этим применялись в других помещениях. При определении небольшой трещины ее можно устранить, используя цементно-гипсовую повязку. Ее делают следующим образом:

  1. разведите в емкости не слишком густой цементный раствор;
  2. нарежьте бинт полосками не более 25 см в длину;
  3. смочите полоски и намотайте их на место утечки;
  4. чтобы трубы не протекали, процедуру повторите 2–3 раза;
  5. если течь не остановлена, то вместо цемента воспользуйтесь алебастром, который сохнет в несколько раз быстрее.

Цементно-гипсовая повязка для устранения течи

Если вы обнаружили трещины на самой резьбе стояка и труб, то для ее устранения воспользуйтесь солевой повязкой. Для этого нарежьте бинт и замочите его в воде, после чего обильно посыпьте солью. Только после этого проблемное место можно обвязать бинтами, замоченными в цементном растворе.

Как заделать трещину в местах стыковки секций

Довольно часто определить проблемное место на радиаторе достаточно сложно, так как вода заливает почти всю его поверхность. Чтобы найти трещину, приходится по несколько раз вытирать батарею и быстро искать поврежденный участок. Как только течь будет обнаружена, сразу же закройте запорные краны, чтобы внутри радиатора не осталось воды. После этого понизьте давление, постепенно открывая кран Маевского. Начинайте ремонтные работы только после того, как вода перестанет капать из трещины. Чтобы устранить протечку между секциями, воспользуйтесь холодной сваркой. Кроме того, можете замазать проблемный участок эпоксидной мастикой с разными примесями.

Перед нанесением состава тщательно очистите поверхность батареи. Для начала удалите старую краску, после чего стальным тросом удалите ржавчину внутри батареи. От того, насколько качественно вы подготовите поверхность, будет зависеть долговечность заплатки.

При покупке мастики обращайте внимание на инструкцию по применению. Некоторые смазки не подходят для работы с металлом, поэтому долго на батарее они не удержатся. Зачастую, чтобы получить надежный материал для замазки, требуется смешать несколько средств и аккуратно нанести их на трещину с помощью шприца. Мастика будет сохнуть не менее 2 часов. В это время нагревать батарею категорически запрещено. Помните, что от количества нанесенного материала качество ремонта не меняется. Для надежной заплатки вполне хватит слоя толщиной в 5 мм. После ремонта прибор уже не будет иметь прежний внешний вид. Однако вы можете покрасить горячую батарею, выбрав для этого подходящую краску.

Как избавиться от протечки – контакт батареи и стояка

Если батарея отопления течет в месте соединения со стояком, и вы не знаете, что с этим делать, то для устранения поломки достаточно вновь отсоединить и соединить приборы системы отопления. Перед этим слейте из батареи всю воду и перекройте стояк. Так вы не затопите квартиру.

Затягивание крана Маевского

Затем открутите гайку, которая удерживает соединения батареи и стояка. После этого удалите с резьбы старый лен. Выполнять каждый из этапов нужно очень аккуратно, стараясь не переусердствовать. Особое внимание уделяйте гайке, ведь если она старая, то может лопнуть. Чтобы уплотнить соединение, используйте новый лен. После этого гайку нужно закрутить обратно.

Ремонт радиатора – что делать летом

При устранении течи любым из описанных выше способов не забывайте, что вы только на время решаете проблему. Как только отопительный сезон будет окончен, вам придется всерьез задуматься о качественном ремонте поломки. После того, как батареи перестанут использоваться, в первую очередь потребуется полностью слить воду из приборов или всей отопительной системы. Затем полностью отсоедините проблемную батарею. Удалите с ее поверхности все заплатки, которыми ранее скрывали трещины. Далее очистите швы между секциями. Стяните ниппели радиаторным ключом и устраните трещину при помощи пайки.

После этого потребуется заново установить батарею. Независимо от того, использовали ли вы новый лен зимой, в этот раз также замените его. Таким образом, вам удастся продлить срок эксплуатации батареи. Нередко трещина может появиться в одной из секций чугунного прибора. Зимой полностью устранить эту проблему достаточно проблематично, поэтому рекомендуем отремонтировать батарею летом. Для этого изделие нужно отключить и демонтировать.

После этого оцените величину трещины. Если она небольшая, то можно воспользоваться паяльником или сварочным аппаратом. Но если трещина велика, то лучше всего заменить неисправную секцию новой. Для этого специальным ключом открутите проблемную часть и установите вместо нее купленную. Обязательно нанесите в местах стыков качественный термостойкий герметик. После этого установите батарею на место.

Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи

Для оперативного ремонта батарей отопления согласно всем нормам и правилам в отопительный сезон должна выезжать аварийная бригада, такая «скорая помощь» для радиаторов. Но в жизни обычно эти правила действуют в редких случаях, в остальном приходится все делать самостоятельно и не надеяться на волшебника из ЖЭКа. А раз так, то в ход могут пойти самые разные методы даже самые невероятные, хотя холодная сварка для батарей отопления это не волшебство, а вполне реалистичный метод устранения течи.

Наиболее часто встречающиеся проблемы в чугунных радиаторах отопления

Прежде всего, необходимо очертить круг проблем, которые можно решить при помощи холодной сварки или клеящего состава при ремонте батарей отопления.

Традиционно самыми уязвимыми считаются чугунные батареи. Здесь многие проблемы заложены в самой конструкции и свойствах металла. Прежде всего, чугунное литье в отличие от стальных радиаторов или биметаллических батарей очень хрупкое. Да, чугун очень прочный, но одновременно и хрупкий материал – он способен выдерживать большое давление, при небольшом ударе может дать трещину.

Второй момент, это свойство чугуна – это пористый материал, что способствует образованию на внутренней поверхности кратеров и постепенному разрушению стенки.

Третье, при сборке современных радиаторов секции соединяются при помощи внутренних гаек-стяжек, а пространство между секциями обрабатывается специальным составом, который надежно цементирует соединение. В недавнем прошлом, для герметизации этих соединений использовался лен и железный сурик, что со временем приводило к нарушению герметичности соединения.

Так что исходя из вышеперечисленного наиболее часто встречаемые проблемы с чугунными радиаторами это:

  • Нарушение герметичности секции батареи после механического воздействия – удара с внешней стороны или резкого повышения давления с внутренней стороны;
  • Течь по телу радиатора из-за образования отверстия в стенке из-за коррозии металла;
  • Нарушение герметизации точек соединения секций радиатора, точек подвода труб, гаек-заглушек.

Что касается других видов радиаторов, то подобные проблемы в них встречаются реже, здесь чаще всего причиной повреждения тела секции выступает коррозия металла или механическая деформация стенок при замерзании батареи, когда вода, замерзая, разрывает металл.

Холодная сварка – что это, применение для системы отопления

Для склеивания различных материалов применяются клеи разного состава и назначения. Так для бумаги используется конторский клей и ПВА, в строительстве для поклейки обоев применяется синтетический клей с виниловыми наполнителями, для ремонта обуви – резиновый клей.

Универсальных клеев, увы, пока не изобрели, но уже есть составы, которые способны надежно склеивать металл. Примером такого состава выступает холодная сварка.

В основе технологии холодной сварки лежит эпоксидный клей, состоящий эпоксидной смолы и отвердителя. В обычном состоянии это субстанция, напоминающая густую сметану, только желтого цвета, но при смешивании с отвердителем эпоксидная смола становится более жидкой и пригодна для нанесения на даже самые сложные поверхности. Этот момент длится относительно недолго – всего 10-15 минут, после чего смола начинает затвердевать, образуя прочное покрытие.

Преимуществом этой технологии выступает высокая прочность соединения за счет высокой адгезии вещества к поверхности склеиваемого металла и стойкость к агрессивным химическим материалам. Увы, есть и недостатки клей сам по себе может выдержать большое давление, но при механических воздействиях велика вероятность нарушения прочности соединения.

В предлагаемых на рынке составах холодной сварки для склеивания металла отвердитель и смола находятся не в жидком, а в пастообразном состоянии. Клей находится в стабильном состоянии и может долгое время храниться в упаковке. Он состоит из внутреннего слоя – состоящему из отвердителя, и наружному слою, в состав которого входит смола. Третьим компонентом, входящим в состав клея для склеивания металлов выступает сера или алюминиевая пудра, эти вещества играют роль катализатора реакции – при смешивании они разогреваются вследствие чего процесс затвердевания ускоряется, так что получается эффект сварки.

Вторым вариантом холодной сварки выступает традиционный двухкомпонентный клей на основе эпоксидной смолы – в тюбиках хранится смола и отвердитель. Для получения нужного количества необходимо смешать компоненты согласно инструкции и нанести на склеиваемые поверхности. Для получения более прочного соединения в состав добавляется алюминиевая пудра или бронзовый порошок.

Виды холодной сварки, используемые для ремонта чугунных батарей

Для ремонта радиаторов отопления используется не все виды эпоксидных составов. Несмотря на общие недостатки, которые присущие для всех видов составов клея промышленность освоила выпуск нескольких составов, имеющих свою специализацию. Так есть смеси для ремонта пластика, металла, алюминия и склеивания дерева, есть универсальные составы. Для ремонта приборов отопления лучше всего подойдет смесь для склеивания черных металлов и стали или специальная композиция для ремонта батарей и стальных труб отопления.

Холодная сварка для батарей отопления в отличие от других составов имеет свои особенности – она должна быть жаростойкой, быстро фиксироваться на металлической поверхности, образовывать покрытие, обладающее сходным с металлом коэффициентом линейного расширения. Простые или универсальные составы могут решить проблему заделки течи, но при этом, срок службы состава будет ограничен.

Еще одним моментом, который необходимо учитывать при выборе типа клея –это время схватывания. Если для сращивания деталей в нормальных условиях достаточно 3-4 часов, то при протечке батареи такого времени нет, здесь счет идет на минуты, поэтому, чем быстрее будет застывать заплата, тем лучше.

Как готовится состав для применения

Готовая композиция холодной сварки при покупке упакована в герметичную упаковку. Снаружи – это тубус из пластика, а внутри контейнера в полиэтиленовой пленке находится отрезок клея. Для получения необходимого количества материала необходимо отрезать обычным ножом кусочек. Нарезка делается перпендикулярно осевой, это один из важных моментов. Дело в том, что состав клея при изготовлении дозируется так, чтобы при отрезании перпендикулярно осевой линии соотношения смолы и отвердителя было всегда одинаковым.

После получения необходимого количества клея оставшийся состав заматывается пленкой и прячется в контейнер. А часть необходимая для работы тщательно разминается до однородного состояния. Делается это интенсивно, так чтобы тщательно перемешались все составляющие части, и масса стала однородной.

В приготовлении композиции изначально используется сера, в процессе перемешивания она равномерно распределяется по объему клея и вступает в химическую реакцию, из-за чего температура значительно повышается. В таком размытом состоянии клей может находиться от 2 до 10 минут. По истечении этого времени холодная сварка для батарей отопления начинает застывать.

Особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава

Применение клеящего состава на основе эпоксидной смолы требует выполнения ряда условий относительно подготовки поверхности к склеиванию. Прежде всего, это чистота поверхности. Холодная сварка отлично ложится на металлические поверхности и при нахождении в ее составе металлической пудры образует прочное соединение, которое впоследствии образует еще и диффузное соединение. Но для того чтобы пластичная масса равномерно наносилась на поверхность металла необходимо сделать его подготовку.

При подготовке необходимо:

  • Убрать следы потеков;
  • Снять слой краски до металла;
  • Зачистить металл наждачной бумагой;
  • Обезжирить покрываемую поверхность.

В списке операций нет операций второстепенных, все они важны для правильного склеивания поверхностей. Правда, на обезжиривании стоит остановиться более детально. При механической обработке точку ремонта батареи в шероховатости металла попадает пыль и другие частицы, например остатки краски. Для того чтобы клей максимально плотно прилегал к металлу место дополнительно обезжиривается, так, чтобы на поверхность была максимально чистой. Эта операция позволит избежать образования на металле жировой пленки, которая после высыхания холодной сварки будет образовывать полость, в которую будет просачиваться вода.

Постоянное гидравлическое давление и температурные колебания довольно быстро расширят площадь полости, и теплоноситель снова начнет просачиваться наружу.

Методы ремонта чугунных радиаторов холодной сваркой

Перед началом описания методов ремонта батареи холодной сваркой необходимо отметить, что холодная сварка это временное средство для устранения отдельной течи. Заделанная течь на сварке может простоять при нормальном обращении и несколько сезонов, но отремонтировать батарею нормально можно только разобрав ее и заменив поломанную секцию новой.

Еще один момент, на который нужно обратить внимание это на размеры заплаты и возможность ремонта разных повреждений. Если в секции образовалась течь небольших размеров, то с таким заданием холодная сварка справится быстро и качественно. Другое дело, когда в металле образовалась большая брешь, здесь придется использовать дополнительное усиление – кроме первого слоя, нанесенного холодной сваркой придется использовать жидкий клей и делать бандаж. И самый сложный случай, это когда от удара откалывается целый фрагмент металла. Такой ремонт холодной сварке не под силу, здесь сразу нужно перекрывать подачу теплоносителя и вызывать ремонтную бригаду.

Ремонт небольших по размеру протечек на вертикальной поверхности секции

Если течь образовалась на наружной или внутренней поверхности секции и размеры трещины не превышают 1-2 см по длине для работы понадобится, кроме холодной сварки еще и щетка по металлу, наждачная бумага 100 и 200 зернистостью и растворитель для красок или спирт.

Перед началом работ перекрывается подача и отвод теплоносителя к батарее и по возможности спускается с нее вода.

Щеткой по металлу счищается краска на расстоянии 1-1,5 см в обе стороны от трещины. После этого сначала наждачной бумагой 100 зернистости, а после 200 делается зачистка так, чтобы на месте будущей заплаты было зачищено пятно до чистого металла.

После этого подготавливается клей и обезжиривается поверхность радиатора. Холодная сварка для батареи отопления наносится на поверхность заплаты так, чтобы между очищенным металлом и краской на поверхности батареи был зазор 1-2 мм.

После нанесения клея он активно прижимается и оставляется для кристаллизации на время указанное в инструкции.

Ремонт течи в местах соединений секций радиатора

Этот случай ремонта позволяет обеспечить более высокое качество заделки течи. Дело в том, что ремонт труб и цилиндрических поверхностей легче, чем заделывать трещину на плоской поверхности. В этом случае кроме обычной пластичной массы в дальнейшем можно использовать двухкомпонентный клей с дополнительным бандажом для повышения прочности соединения.

При ремонте места соединения секций очищается не только место течи, а вся окружность места соединения. Дело в том, что неправильно сделанное соединение секций при уже имеющейся течи, в дальнейшем будет пропускать теплоноситель по всей окружности, поскольку механическая герметичность в нем нарушена.

Последовательность действий здесь следующая:

  • Батарея отключается от подачи теплоносителя;
  • Очищается вся поверхность по окружности соединения;
  • Готовится клеящая композиция;
  • Место нанесения клея обезжиривается;
  • Наносится слой холодной сварки по всей окружности стыка секций;
  • После высыхания первого слоя готовится композиция жидкого клея;
  • На место наносится слой жидкого клея, после чего прикладывается полоса из стекловолокна и по ней снова наносится слой клея.
  • Для закрепления результата делается 3-4 витка с обязательной пропиткой клея;
  • После этого сверху ставится металлический хомут и зажимается винтом.

Ремонт протечек в гайках и сгонах

Для ремонта в этих местах обычно используется пластичная холодная сварка для батарей отопления. Как и в предыдущих случаях, место течи очищается от краски до металла. При очистке рекомендуется удалить часть пакли из соединения на глубину 1-1,5 мм, это даст возможность усилить место склеивания холодной сваркой.

После очистки и обезжиривания процесс приготовления и нанесения холодной сварки идентичен ранее описанным случаям.

Таким образом, холодная сварка на сегодняшний день оптимальное средство для временного ремонта чугунных батарей отопления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: